Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Несмотря на многообразие национальных условий, разнообразие социально-исторических и культурных истоков, разные уровни развития процессов в каждой из литератур, объединяющим началом в них выступает богатый опыт обращения и освоения фольклора своего народа. И каждая национальная литература накопила здесь собственный опыт, свою историю их осмысления и трансформации в художественной литературе.
В мировоззрении, мифологии и фольклоре народов Севера присутствует множество образов, ориентированных на зрительное восприятие. В вербальном воспроизведении этих образов особое значение имеют такие качественные показатели как величина, цвет, красота или уродство, гармония или хаос. Эти показатели связаны не только с их обыденным смыслом. В фольклоре и мифологии они являются символами таких мировоззренческих категорий и состояний, как добро и зло, благополучие и несчастье, здоровье и болезнь, жизнь и смерть и пр.
В данной работе нас интересует именно карело-финский эпос "Калевала" и иллюстрации данного эпоса.
Визитной карточкой Республики Карелия с точки зрения нематериальной культуры по праву можно считать карело-финский эпос «Калевала», состоящий из 50 рун (эпических песен). Руны были собраны и впервые опубликованы в 1835 г. финским литературным деятелем, ученым и поэтом, врачом по основной профессии, Элиасом Лённротом. Впоследствии Э. Лённрот продолжил собирать «старинные карельские руны о древних временах финского народа», и в 1849 г. было выпущено в свет полное издание эпоса.
Как известно, письменная традиция не сохранила никаких материалов о история древней и средневековой Финляндии и Карелии. Только по этой причине «Калевала» - фольклорное произведение, которое дает ценнейшие свидетельства для исследования быта, религии, культуры, самосознания северных народов и для формирования бренда туристической Карелии.
Конец XIX и начало XX века в Финляндии, как и во многих других странах, было периодом расцвета национального романтизма. Это время называют также золотым веком финского искусства. В литературе, музыке и живописи создавались произведения, на которые авторов вдохновили национальные мотивы и, прежде всего, Калевала. Она стала неким фундаментом, на который опирается и позднейшее, современное искусство.
Объект курсовой работы. Фольклорные образы и сюжеты народов в изобразительном и декоративном искусстве крайнего севера в творчестве современных художников.
Предмет курсовой работы. Фольклорные образы и сюжеты народов крайнего севера в творчестве современных художников.
Цель курсовой работы: изучить фольклорные образы народов крайнего севера в изобразительном искусстве.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить эпос «Калевала» как образец карело-финского эпоса.
2. Рассмотреть сюжет и фольклорные образы в эпосе.
3. Провести анализ изображений образа «Калевалы» в изобразительном искусстве
Источниковая база курсовой работы. Большой вклад в изучение фольклора, эпоса, истории литературы финно-угорских народов сделали современные ученые: А.Аннист, Г.Карху, Э.С.Киуру, А.И.Мишин, А.М.Шаронов, Н.В.Морохин, Е.А.Шаронова, Э.Г.Рахимова, В.И.Демин, А.А.Гагаев, П.Домокош, Ю.Курман, М.Кууси, Э.Лаугасте, Ф.П.Магун, Ф.Ойнас, П.Анттонен, У.Уилсон, Л.Харвилахти, А.-Л.Сиикала, Л.Хонко, Л.Таркка и др.
С появлением книжных форм эпоса возник ряд исследований, направленных на понимание их литературной природы. «Калевала» Э.Лённрота и «Калевипоэг» Ф.Крейцвальда, написанные более ста лет назад, имеют сложившуюся историю осмысления и изучения, выраженную в работах российских (Э.Г.Карху, Э.С.Киуру, А.И.Мишин, А.Аннист, Ф.Ойнас, Э.Лаугасте и др.) и зарубежных (В.Кауконен, М.Хаавио, М.Кууси, П.Анттонен, С.Апо, А.Сиикала, Л.Таркка, Т.Дюбуа, А.Дандес, А.Б.Лорд, У.А.Уильсон, Дж.М.Фоули, Ю.Волк, М.и Сарв и др.) ученых.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альбедиль М. Ф. Миф и реальность. СПб.: Вектор, 2014. 249 с.
2. Беккер Э. Г. Литературное краеведение как одно из средств раскрытия связи литературы с жизнью // Вопросы анализа литературного произведения в школе. М., 1962. С. 148–184.
3. Давид Генделев. Жизнь и книги / сост.: Ю. В. Шлейкин, Ю. Д. Генделева. Петрозаводск, 2020. 286 с.
4. Избранные руны «Калевалы» в композиции О. В. Куусинена. Петрозаводск: Карелия, 1973. С.18–160.
5. Издательство «Карелия», 50. Петрозаводск, 1980. 53 с.
6. Калевала / Обработал: Элиас Лённрот, перевел Л.П. Бельский. СПБ, М.: Речь, Образ Речи, 2016.
7. Калевала: Карел. руны, собранные Э. Леннротом / Пер. с фин. А. И. Бельский ; [Вступ. Статья О. Куусинена] ; [Ил.: В. И. Курдов]. - Москва: Гослитиздат. [Ленингр. отд-ние], 1956.
8. Краткая история Финляндии / М.М. Бородкин. - Санкт-Петербург: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1911. – VI
9. Лавонен Н. И. Источник вдохновения // Ленинская правда. М., 1985. 12 марта. С. 12.–13.
10. Лихачев Д. С. Прошлое будущему. Л., 1985. 50 с.
11. Лихачев Д. С. Экология культуры // Памятники Отечества. М.: Наука, 1980. № 2. С. 10– 16. Научный архив Карельского научного центра РАН. Ф. 1. Оп. 4. Д. 249.
12. Очерки истории Финляндии от древнейших времен до начала XX столетия / М.А. Лялина. - Санкт-Петербург: В. Березовский, 1908.
13. Сто замечательных финнов. Калейдоскоп биографий/ изд-во Общество финской литературы., 2004.
14. Финляндия вчера и сегодня: Крат. очерк истории Финляндии / Кайса Хяккинен, Сеппо Цеттерберг; Пер. с фин. Ю. Андуганова, С. Чесноковой. - Йошкар-Ола : Марийс. кн. изд-во, 1997.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
15. Финно-угорские библиотеки России ««Калевала» и другие темы в творчестве Тамары Юфа» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fulr.karelia.ru [дата обращения: 18.10.2021]
16. Коренные народы Карелии «Мир сказочной графики Тамары Юфа» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://knk.karelia.ru [дата обращения: 18.10.2021]
17. Мишин А. А. Вечные руны. «Калевала»: фольклор или литература? URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=744 [дата обращения: 18.10.2021]