Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Ценностные ориентиры современного общества делают актуальным поиск и изучение лучших форм духовной жизни прошлого. Обращение к периодам расцвета отечественной культуры позволяет наиболее правильно осмыслить современность, и поразмыслить о развитии культуры в будущем. В этом смысле, актуальность обращения к исследованию культуры литературного салона и кружка. Литературные кружки и салоны как центры духовных общекультурных ценностей занимают особо важное место.
Досуг россиян в XVIII – XIX веках – явление уникальное. Кружки и салоны занимали особое место в жизни русского общества и выступали фактором в становлении и развитии культуры России. Их предназначение заключалось в сохранении культурной среды, в обогащении жизни человека и общества духовно – нравственным содержанием.
Русский дворянский салон представлял собой сложную форму культурно-художественной жизни дворянской России первой половины XIX в., в которой соединяются серьезные, глубокие интересы с развлечением, личное с общественным, причем имеются в виду разные виды деятельности (литература, философия, музыка), но при этом каждый из видов деятельности не подавлял собой другую. Личность хозяина салона как частного собственника городского дома или усадьбы, где салон функционировал, накладывала своеобразную печать на его деятельность.
В начале XIX века русское общество уже было сильно насыщено литературой. Кружки и салоны несли в себе литературный характер и являлись культурными сообществами, где распространялась литература.
Степень изученности темы. При написании данной работы были использованы исследования специалистов, посвященные деятельности кружков и салонов: Комиссаренко С. С., рассматривающая значение кружков и салонов в культуре России; Яковкина Н. И., описывающая русскую культурную жизнь первой половины XIX века, выделив ее компоненты; Аронсон М., описывающий литературные кружки и салоны, и изложивший жизнь русской литературы; Гиллельсон М. И., рассматривающий арзамасское братство и пушкинский круг писателей; Лотман Ю. М., изучающий и оценивающий такие существенные явления в русской общественной жизни, как «Зеленая лампа» и «Арзамас»; и другие.
Цель курсовой работы: проанализировать значение кружков и салонов в культурной жизни русского общества XIX века.
Задачи курсовой работы:
• рассмотреть понятие культурных сообществ и выявить их различия.
• изучить историю появления культурных сообществ на территории России.
• рассмотреть функции и деятельность кружков и салонов в России в XIX веке.
Объект курсового исследования: кружки и салоны XVIII – первой трети XIX веков.
Предмет курсового исследования: возникновение кружков и салонов, и их значение в жизни общества.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения культурных сообществ
1.1. Досуг в русской культуре XVIII – XIX веков
В XVIII – XIX веках под досугом понималось время, не занятое какой – либо деятельностью, свободное от дела, близкое к праздности. Возможно, поэтому термин «досуг» не получил широкого распространения, ибо ассоциировался с «ничегонеделанием», а в русском обществе досуговое времяпровождение рассматривалось как социальное регулирование взаимосвязи человека и общества.
В истории русской культуры XVIII – XIX веков личная значимость досуга напрямую зависела от его общественного признания. Весь XVIII век прошел под знаком осмысления и освоения досуга как социально – индивидуальной ценности. В отечественной истории это время значительных культурных преобразований и качественных социальных изменений.
В петровское время человек не обладал ни социальной, ни культурной потребностью самоопределяться в отношении досуга. Только отдельные личности обладали внутренней свободой в отношении досуга, но они не оказывали влияния на широкие круги русского общества. Индивидуальная значимость досуга достигла более интенсивного формирования при Екатерине II. Екатерина сама лично содействовала становлению досуговых форм. Многие из них проявили культурную жизнь и отобразили быт русского общества. Люди стали объединяться в часы досуга с целью общественного признания личных позиций, взглядов и интересов.
К 10 –м годам XIX века досуг обретает социальную значимость и рассматривается в русском обществе как общественная ценность. Он становится характерной чертой нравов и составной частью образа жизни. Свободное определение человеком досугового времени трансформируется в общественную обязанность.
Таким образом, из-за совпадения индивидуальной и общественной значимости досуга в 70-е годы XVIII столетия возникают такие досуговые формы, которые базируются на самоопределении личности. В культурной жизни общества начинают стабильно функционировать кружки, литературные общества, открываются клубы и первые салоны.
1.2. Становление дворянских клубов, кружков и салонов дореволюционной России
Многие европейские культурные обычаи в российском светском обществе были «посеяны» Петром I, включая традицию аристократического клуба, которая первоначально была тесно связана с бальной культурой. Но уже в эпоху Дворцовых переворотов (1725–1762) аристократический клуб, проявивший себя в том числе и в качестве грозной политической силы, существует как самостоятельный социокультурный феномен, имеющий чётко очерченные структурные контуры самоорганизации.
Ассамблеи Петра Великого были вплетены в официальную придворную жизнь. И немаловажную роль в их популяризации в аристократических кругах сыграл «парад статусов»: сам Император был статусным центром, затем шёл его ближний круг, который формировался уже не по роду, как в Московии, а по вкладу каждого в продвижение великих реформ, то есть в величие (в статус) Петра и Российской империи, периферия же формировалась из остальных, претендующих и стремящихся к приближению к персоне Императора.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, М., Володихин, Д., Поликовская, Л. Русская литература. От былин и летописей до классики XIX века. Том 9, чаcть 1. - М.: Аванта+, 2006. - 672 с.
2. Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII века : Борьба за наследие Петра. Москва : Мысль, 1986
3. Антокольский М.М. Его жизнь, творения, письма и статьи / М.М. Антокольский ; под ред. В.В. Стасова. – М. ; СПб.: Издание Т-ва М.О. Вольф, 1905. – C. 931
4. Арзамас, арзамасское общество безвестных людей. – URL: https://www.litdic.ru/arzamas-arzamasskoe-obshhestvo-bezvestnyx-lyudej/
5. Аронсон М.И. Кружки и салоны // Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны / Ред. и предисл. Б.М. Эйхенбаума. Л., 1929. С. 15–82.
6. Крандиевская-Толстая Н.В. Воспоминания. Л., 1977. – с. 29
7. Лебедев Н. К. Завоевание Земли : Великие географические открытия от Одиссея до Лаперуза. Москва : Центрполиграф, 2002
8. Литературные салоны и кружки. Первая половина ХIХ века / Ред., вступ. статья и прим. Н.Л. Бродского. М.; Л., 1930
9. Ново-арзамасское общество безвестных людей. – URL: https://lit.wikireading.ru/46304
10. Реакционная журналистика. – URL: https://studopedia.ru/1_21728_reaktsionnaya-zhurnalistika.html
11. Тургенев А. И. Хроника Русского ; Дневники (1825–1826 гг.) / ред. М. И. Гиллельсон. Москва ; Ленинград : Наука, 1964
12. Уокер Б. Кружковая культура и становление советской интеллигенции: на примере Максимилиана Волошина и Максима Горького // Новое литературное обозрение. 1999. № 6 (40). С. 210–222
13. Шипилов А. В. Предыстория гражданского общества в России // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2013. № 1. С. 170–177
14. Шустер Г. История тайных обществ, союзов и орденов : в 2 книгах / [пер. с нем. О. Волькнштейн]. Москва : Айрис-пресс, 2005.
15. Longworth P. (1984) Alexis, Tsar of All the Russias. F. Watts : 305