Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.
Современная социально-культурная деятельность гораздо шире и многограннее прежней культурно-просветительской деятельности. Принципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения.
В соответствии с ней социальный работник выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимулирующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа социально-педагогического взаимодействия является педагогика сотрудничества на основе его дидактических идей и принципа совместного движения к цели.
Содержание социально-культурной деятельности отражает динамику общественной жизни, диктуется ее потребностями, особенностями социо-культурного развития.
Проблема исследования заключается в сложности проведения организации культурно-праздничного досуга людей сельских поселений в связи с нехваткой бюджетных средств, а также в связи с тем, что нет сотрудников культурно-развлекательного сектора.
Исходя из вышеизложенной актуальности и проблемы, тема данного исследования звучит следующим образом: «Организация культурной среды сельского населения средствами праздничными технологиями».
Цель исследования: проанализировать особенности организации культурной среды сельского населения средствами праздничными технологиями в современных условиях сельского учреждения культуры.
Объект исследования: организация культурно-праздничного досуга сельского населения средствами праздничными технологиями.
Предмет исследования: технологии организации культурно-праздничного досуга сельского поселения.
Гипотеза. В работе выносится предположение о том, что организация культурно-праздничного досуга поселения в современных условиях сельского учреждения культуры будет эффективна при соблюдении следующих условий:
- учитывать личностные и возрастные характеристики наибольшей части поселений, а именно людей пожилого возраста;
- утвердить должных сотрудников культурно-развлекательного сектора.
Цель обусловила постановку следующих задач исследования:
- рассмотреть сущность и понятие «культурная среда»;
- изучить характеристику сельского населения;
- раскрыть классификация и основные направления праздничных технологий;
- провести анализ общих характеристик культурного досуга рассматриваемого Центра;
- разработать программу творческого объединения (кружок вокально-хоровой «Рябинушка» на базе Гагарьевского СДК).
Теоретическая база исследования. Исследованию организации культурно-праздничного досуга сельского поселения посвящены труды таких авторов как: Г.А. Аванесова, В.Н. Гагин, Т.Г. Киселева, В.В. Медведенко, В.В. Туев, Н.Н. Ярошенко, Н.Ф. Максютин, А.Д. Жарков и др.
Понятие «социально-культурная среда» раскрывается в трудах - Ярошенко Н.Н., Туева В.В., Киселева Т.Г.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы и документации социальных служб; эмпирические: наблюдение, анкетирование и методы математической обработки данных.
Теоретическое значение исследования: исследование организации культурно-праздничного досуга людей сельских поселений позволило выявить его основную специфику, определить значимость культурного досуга в жизни людей сельских поселений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования данные обосновывают эффективное развитие социально-культурной активности людей сельских поселений в процессе культурно-досуговой деятельности. Результаты курсовой работы могут быть воплощены в работе стационарных учреждений малой вместимости, в сельских клубах с целью совершенствования организации досуговой деятельности людей сельских поселений.
База исследования: «Центр культуры, досуга и библиотечного обслуживания» Юргамышского района, Курганской области в структурном подразделение Гагарьевском сельском Доме культуры.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты изучения проблемы организации культурной среды сельского населения средствами праздничных технологий.
Во второй главе проведен анализ практических аспектов организации культурной среды сельского населения средствами праздничных технологий.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРАЗДНИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Сущность и понятие «культурная среда»
Социально-культурная деятельность – деятельность, направленная на сохранение и передачу культурных ценностей, а также развитие, самоутверждение и самореализацию личности посредством приобщения к культурным ценностям. Обычно эта деятельность связана с досугом. Специалисты в области культурных технологий работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае трудностей семейного и любого другого общения именно посредством организации свободного времени детей и взрослых [5, с. 162-187].
Сегодня деятельность учреждений культуры приобретает особое значение и причисляет их к отраслям, ответственным за организацию досуга. Именно культурно-досуговые мероприятия и учреждения культуры могут обеспечить широкий спектр и универсальность содержания этих мероприятий, создать условия для личностного развития, их коллективных форм организации и обусловить взаимодействие различных социальных и культурных групп населения.
Сама по себе культурная среда является непосредственным двигателем культурной и образовательной деятельности и считается базовой инфраструктурой для социально-культурной деятельности жителей совершенно любых поселений и регионов.
Культурная среда раскрывается как комплекс культурных предпочтений населения, локализованного в границах определенного пространства.
Культурная среда включает понятия «культура», «досуг», «культурная деятельность». А.Д. Жарков, опираясь на различные научные работы, приводит следующие трактовки этих понятий: «культура - это специфическое средство создания, развития и обеспечения жизнедеятельности личности, воплощенной в продуктах материального и духовного труда в системе социальных норм и духовных ценностей».
Из определения следует, что культурная среда - это воплощение совокупности материальных благ и духовных ценностей в определенных временных и пространственных границах. Духовные ценности человека не могут быть вне его культуры - одно всегда вытекает из другого. Следовательно, духовные ценности являются основой культурных и развлекательных мероприятий в единой культурной среде [12, с. 142-164].
Говоря о мероприятиях культурной среды, необходимо раскрыть понятие досуга. По словам А.Д. Жаркова, «досуг - это часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегулируемой деятельности». Культурная деятельность - это форма активного отношения к окружающей среде, обществу, предполагающая его соответствующее изменение и трансформацию всеми формами, позволяющая создавать, распространять и воспринимать культурные ценности.
Закон о культуре определяет культурную среду следующим образом: «культурная среда - деятельность по сохранению, созданию, распространению и развитию культурных ценностей в определенных границах». Если объединить эти определения вместе, можно обнаружить, что культурно-досуговая деятельность - это деятельность по сохранению, созданию, распространению и развитию культурных ценностей в сфере досуга.
Культурная среда представляет собой целостную систему, основными структурными компонентами которой являются теория, методология, организация, материально-техническая база учреждений культуры, профессиональный состав специалистов и персонала, финансирование их деятельности.
Следует отметить, что такие элементы культурной среды, как учреждения культуры, сами по себе представляют собой сложную систему из-за их различных типов (концертные залы, клубы, парки, музеи и т. д.) и их внутренних логистических и организационных систем. К культурным средам также относятся также учреждения научного, высшего и среднего образования, такие как МГЭИК, Моки (региональный колледж искусств), СПбГИК, КемГИК и т. д.; данные учреждения также являются сложными системами. Все это многообразие учрежденной культурной среды является подсистемой в системе культурно-досуговых мероприятий [3, с. 44-67].
Важной характеристикой системы культурно-досуговых мероприятий является ее динамичность и быстрота развития в соответствии с современными тенденциями. Целостную систему культурно-досуговых мероприятий ввиду единой культурной среды следует рассматривать как процесс непрерывного развития неразрывного единства теории, организации и методологии.
Создавая условия для индивида, в этой системе необходимо выделять не только четкую структуру, но и набор взаимодействующих элементов, зафиксированных в определенный момент времени.
В культурной среде существует следующая проблема: большинство учреждений культуры не успевают удовлетворять растущие потребности общества в высокотехнологичных и зрелищных культурно-досуговых программах; это особенно характерно для сельских поселений. Кроме того, быстро меняющаяся ситуация в этой области особенно затрудняет профессиональную подготовку людей, находящихся на переднем крае развития культуры и досуга.
В социально-культурной сфере культурная среда - это педагогический процесс, который обусловлен спецификой досуга. Исходя из этого, можно сделать вывод, что культурно-досуговая деятельность имеет форму отношений «субъект-субъект».
А. Д. Жарков называет отношения между специалистом по культурно-досуговым мероприятиям и населением «встречными течениями». Зритель культурно-развлекательной программы редко бывает пассивным наблюдателем, а чаще активным и чутким участником, вовлеченным в действие и участвующим в нем если не «физически», то интеллектуально и эмоционально. Таким образом, создается характерная атмосфера культурно-развлекательных программ, появляется «совместное творчество».
Сфера досуга, как известно, - сфера свободного выбора. Поэтому решающим здесь становится мастерство специалиста по организации культурно-досуговой деятельности: «сумеет ли он сделать ценности культура и искусства притягательными и интересными для любого поколения?
Работнику культуры сложнее, чем учителю, чей предмет является обязательным. Характеризуя такую нелестно современную социокультурную ситуацию, можно отметить, что ключевым аспектом здесь будет являться именно то, что не каждый из людей имеет время на это и не у каждого культурный досуг вызывает интерес [10, с. 23-64].
Будущий специалист социально-культурной сферы совершенно различной культурной среды нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Он должен уметь реально оценивать трудности, которые придется преодолевать, и четко представлять весь комплекс стоящий перед ним задач.
Основные задачи, которые диктуются особенностями современной ситуации культурной среды и конкретизируют основные направления и содержание социально-культурной деятельности:
- противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению смой культурной преемственности поколений;
- обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;
- создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека.
Исходя из социальной значимости культурной среды, можно утверждать, что его социальные функции являются его основными направлениями и направлениями, что обусловлено социальным назначением социально-культурной деятельности в наши дни.
В зависимости от длительности определенных этапов развития социокультурной деятельности культурной среды ее функции подразделяются на: постоянные (основные), присущие большинству социокультурных институтов; вспомогательные, которые появляются и исчезают в соответствии с требованиями времени [32, с. 32-41].
К основным функциям культурной среды относятся: развитие, информация, образование, культура, досуг и благополучие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеев, B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. - 2019. - №3. - с 29.
2. Аллаяров, Х.А. Терапевтические возможности комплексного воздействия культурного досуга: монография / А.Х. Аллаяров, Г. Д. Семенова. — М.: НПО «Союзмединформ», 2020. – 157 с.
3. Андреева, О. С. Типовая программа социальной реабилитации пожилых людей в культурной деятельности // Медико-социальные проблемы инвалидности. - 2020. - № 2. - С. 59-63.
4. Анисимов, А.С. Социологические исследования социально-культурной деятельности / А.С. Анисимов. – М.: Академия, 2020. – 374 с.
5. Архипов, А.В. Социально-культурная деятельность / А.В. Архипов . - М.: Дело, 2021. – 376 с.
6. Балютина, С.Е. О содержательном наполнении термина понятия «социокультурная компетенция» // Вестник ВГУ. - 2020. – № 3. – С. 123-127.
7. Борисов, П.А. Социальная работа в учреждениях социально-культурной деятельности / П.А. Борисов. – СПб.: Питер, 2019. – 344 с.
8. Борис, А. Г. Вопросы организации и государственной поддержки культурного досуга // Курортные ведомости. — 2020. — № 4-5 (25-26). – С. 23-41.
9. Воронов, А.С. Государственный аппарат и система социально-культурной деятельности в России / А.С. ВОронов. – М: София, 2020. – 432 с.
10. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2019. - 368 с.
11. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — М.: «Педагогика», 2019. – 219 с.
12. Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // ИЯШ. – 2019. - №1. - С. 2-5.
13. Гарбовский, Н.К. Сравнительный социокультурный компонент в проведении культурного досуга // Россия и Запад: диалог культур. - 2019. - С. 10-12.
14. Дайк, Я. Обучение и воспитание детей в сельском поселении // Дефектология. - 2020. - № 4. - С. 36-44.
15. Затеева, Н. А., Кокорин, А. И. Социально-культурная реабилитация // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. - 2020. - С. 112-114.
16. Кодинцев, А. Я. Управление социально-культурной деятельностью // Юридическое образование и наука. - 2021. - № 1. - С. 11-15
17. Кожевников, М.В. Классификация средств социально-культурной деятельности / М.В. Кожевников. - М.: Наука, 2022. – 387 с.
18. Конев, А.В. Проблемы и перспективы развития социально-культурной деятельности в России // Культура. - 2022. - №5. - С. 15-18.
19. Курочкин, А.А. Практика социологических исследований социально-культурной деятельности / А.А. Курочник. - М.: Ника, 2019. – 295 с.
20. Мазин, А.Л. Исследовательские технологии, осуществляемые в современной социально-культурной сфере // Культура. - 2022. - №2. - С.86-90
21. Макареня, А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование / А.А. Макареня. – Тюмень: ТОГИРРО, 2020. – 45с.
22. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В.П. Морозов. — М.: Вита, 2002. – 267 с.
23. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики проведения культурного досуга / Е. И. Пассова. - М.: Русский язык, 2019. - 267с.
24. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика / В.И. Петрушин.— М.: ВЛАДОС, 2020. – 196 с.
25. Петухов, Н.А. Сегодняшнее состояние в социально-культурной сфере // Государство и право. - 2022. - №8. - С. 13-17.
26. Поленина, С.В. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности / С.В. Поленина. - М.: Институт государства и права РАН, 2019. - 255 с.
27. Русинов, А.В. Механизм культурно-досуговой деятельности / А.В. Русинов. – М.: Академия, 2021. – 284 с.
28. Саланович, Н.Н. Обучение чтению аутентичных текстов лингвострановедческого содержания // ИЯШ. - 2019. - №1. – С. 52-66.
29. Сафонова, В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 3. - С. 15-20.
30. Свердлов, А. З. Социокультурная реабилитация лиц с нарушениями слуха средствами досуговой театральной деятельности // Специальное образование. - 2019. - № 1. - С. 66-73.
31. Силласте, Г.Г. Характеристика современных принципов СКД / Г.Г. Силласте. - М.: Человек и труд, 2019. - 170 с.
32. Силласте, Г.Г. Актуальные проблемы российской социально-культурной сферы // Социологические исследования. - 2021. - №12. - С.112-120
33. Смирнов, П.И. Развитие культурно-досуговой деятельности / П.И. Смирнов. - М.: Проспект, 2020. – 294 с.
34. Сысоев, П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур / П.В. Сысоев. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2018. – 154 с.
35. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. - М.: 2020.- 589 с.
36. Томахин, Г.Д. Реалии в культуре и языке // Иностранные языки в школе. – 1981. – № 1. – С. 59-61.
37. Туманова О.В. Социальная работа в домах культуры социально-культурной сферы // Экономика. - 2022. - №7. - С. 23-29.
38. Фурманова, В.П. Межкультурная коммуникация и культурноязыковая прагматика в теории и практике / В.П. Фурманова. – М.: Наука, 2018. – 510 с.
39. Шаталова, Г.С. Философия здоровья / Г.С. Шаталова. — М.: «Елен и К», 2019. – 502 с.
40. МБУ «ЮЦК». Электронный ресурс: http://www.culturg.ru/