Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе в детском хореографическом творчестве широк о заявили о себе тенденции, связанные с обращением к многожанровости и синтезу танцевальных форм и направлений при формировании репертуара. Именно данные тенденции, а также свобода, индивидуализация творчества, продиктованные на современном этапе возрастанием роли духовных факторов развития, обусловили появление большого количества хореографических школ, стилей, направлений. Кроме того, детское танцевальное творчество в настоящий период активно входит в процесс глобализации. Но, как показывает практика, не всегда новые тенденции понимаются правильно, подчас воспринимаются как отрицание, а иногда и незнание того художественного опыта, который накоплен в танцевальном творчестве в течение очень многих лет, оборачивается снижением интереса к традиционным системам, классическому и народно-сценическому танцам, а также потерей в хореографических композициях танцевальной образности, бессодержательностью, однообразием, откровенным формотворчеством, особенно в новых современных танцевальных направлениях и течениях, например, джаз-танце, танце-модерн, фристайл, хип-хоп, техно, и др., которые являются наиболее привлекательными для детей. Данные обстоятельства требуют все более внимательного и настойчивого обращения к истории детского хореографического творчества, к традициям, художественным ценностям, выработанным в процессе его исторического развития, осмысление которого позволит определить собственные достижения и просчеты, выработать верные ориентиры дальнейшего развития современного детского танцевального творчества, найти верное соотношение традиций и новаций, сохраняя непрерывность и преемственность творческой деятельности в ее самобытности, неповторимом своеобразии танцевальной культуры нашей страны.
ГЛАВА 1 ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 ПОНЯТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Исполнительская культура — это определенный набор индивидуальных качеств танцовщика, включающий манеру и навыки движений, эмоциональность, хореографические знания, которые отличают его от других исполнителей танцев. Данное понятие включает следующие компоненты:
знания в исполнительском искусстве; достаточный уровень умений в исполнении движений (учет жанрово-стилистических и образно- интонационных особенностей);
субъективная исполнительская интерпретация хореографических постановок на основе звучания музыкального произведения;
креативность в исполнении классического танца;
оценочные суждения при исполнении хореографической постановки.
Исследователь И. Э. Рахимбаева, рассматривает понятие «исполнительская культура» как «совокупность комплекса знаний в области различных видов репертуара (оркестрового, инструментального, вокально- хорового), формы, стиля, особенностей метроритма и гармонического языка, образно-эмоционального строя музыки, исполнительских умений и навыков в сочетании с опытом публичных выступлений».
Сегодня в теории и практике культуры ведется спор по определению приоритетных направлений и тенденций развития исполнительской культуры, которая рассматривается как неотъемлемая часть целостного организма культуры, зависимого от времени, привычек и представлений конкретной эпохи. Одновременно понятие «исполнительской культура» включает в себя весь комплекс, связанный с танцевальным искусством: собственно, танцы, искусство танцев, науку их выражения, творчество их постановщиков, научные исследования, систему подготовки специалистов для этой отрасли. Но ключевым понятием в определении предметного поля исполнительской культуры является понятие танец. Итак, исполнительская культура как целостная система художественных смыслов с соответствующей логикой культурно-исторического процесса, которая обращена к человеческой субъективности, требует теоретического исследования на основании практических обобщений внутренней логики ее художественно-эстетического содержания, предстает как палитра связей с другими видами искусства; как исполнительская культура и развитие хореографических умений и навыков; как импровизация формы и интерпретация художественно-эстетического содержания музыкально- танцевальных произведений, выявление специфики образного языка искусства хореографии; как усвоения знаний (специальных терминов и понятий) и осознание синтеза художественных форм.
Обобщая взгляды музыкантов-исполнителей, ученых и педагогов- исследователей, можно утверждать, что процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения замысла, но и создания собственной исполнительской трактовки. Каждое исполнение произведения является (вернее, должно являться) уникальным творческим актом. Исполнение может повышать эстетическую ценность произведения, углублять его содержание, обогащать его. С другой стороны, исполнение может обеднить и исказить существенные стороны содержания музыкального произведения.
Исполнитель должен обладать рядом качеств: творческой страстностью, сосредоточенностью, гибким воображением, творческим эстрадным самочувствием, высоким интеллектуальным уровнем общей и специальной, связанной со спецификой данного искусства, культурой.
Многое в мастерстве исполнителя зависит от хорошо развитого и воспитанного внимания. Под вниманием исполнителя следует понимать направленность и собранность его психической деятельности, связанной с
Фрагмент для ознакомления
3
1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка. / С. Хантингтон. – 1997. Т.2. № 2.
2. Худеков С. Н. Искусство танца: История. Культура. Ритуал. / С. Н. Худеков. – М. : ЭКСМО, 2010. – 544 с.
3. Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. – государственное издательство Искусство, Москва, 1954. – 680 с.
4. Королева Э. А. Ранние формы танца / Э. А. Королева. – Кишинев: Штинца, 1977 – 215с.
5. Хореографическое искусство. Справочник. - Москва: Искусство.-2005
6. Абайдулин А. Тувинская хореография – истоки и перспективы. Творчество народа /А. Абайдулин // Тувинская правда. – 1987.12 февраля. – С. 3
7. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири / Н. А. Алексеев; отв. ред. И. С. Гурвич; Рос. акад. Наук Сиб. отд-ние, Объед. Ин-т истории, филологии и философии. – Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1992. – 239 с.
8. Бахрушин Ю. А. История русского балета [Текст] / Ю. А. Бахрушин. — Москва: Просвещение, 1997. — 287 с.
9. Блок Л. Д. Классический танец. История и современность / Л. Д. Блок. – Москва: Искусство, 2007. – 556с.
10. Барсен В. Н. Хореография [Текст] / В. Н. Барсегян. — Москва: В. Н. Барсегян, 2014. — 215 с.