Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ковер, несомненно, является одним из важных атрибутов человеческой цивилизации. В своей прагматической и символической функции традиционный ковер является основой и сущностью культурного опыта, а также стал неотъемлемой частью культуры многих народов. Для любого народа искусство ковроткачества является культурной сферой, отражающей его богатый духовный мир, характер, мировоззрение, интеллект, эстетику, жизненную философию.
Ковроткачество – явление интернациональное. Этим искусством пользовалась не только Россия, но и народы всего мира. Коврики ручной работы всегда высоко ценились.
Подготовка школьников к труду – одно из насущных требований современности. Как в психологии, так и в педагогике научно доказано, что формирование потребности в труде в школьный период является важным моментом гармоничного развития и становления ребенка. Искусство и ремесло в условиях целенаправленного воспитания и обучения, особенно ковроткачество, побуждает школьников к творчеству, приводит к напряжению желаний, эмоциональному подъему, пробуждает все чувства (гордость за проделанную работу, участие в работе, самоотверженность и т.д.). Без воздействия на эмоции невозможно развивать художественно-творческие способности.
Глава 1. Исторические аспекты развития ковроделия
1.1 Первоистория коврового мастерства
Ковроткачество – древнее ремесло и ткачество. В исторических источниках, относящихся к концу первого тысячелетия до н. д., собирает много сведений о производстве ковров в Вавилоне, Ассирии, Ахеменидской Персии, на Кавказе, об экспорте изделий в Египет, Рим и Византию. Искусство ковроткачества возникло у разных народов самостоятельно; это подтверждается совершенно разными техниками и резкими различиями в отделке ворсовых ковров.
Первые тканые картины, выполненные в ковровой технике относятся к 14-11 вв до н.э.. Их изображения были найдены в гробнице Тутмоса 4 эпохи Нового царства. Фреска, найденная в Бени-Хасане в 10 веке до нашей эры - самое раннее известное изображение процесса изготовления ковров в истории [6].
Исторически основными районами производства ковров были Турция, Персия (Иран), Кавказ, Туркестан, Афганистан, Пакистан, Непал, Индия и Китай. А в Испании под арабским влиянием тоже производили ковры ручной работы.
Точно неизвестно, когда был соткан первый ковер. Видимо, многие народы начали производить одновременно, не общаясь друг с другом
В 1949 г. русская археологическая экспедиция под руководством С.И. Руленко провела раскопки скифской гробницы в Пазарыкской долине на Алтае. При раскопках был обнаружен чудом застывший ковер, который сегодня называют пазырыкским ковром. Найденный ковер относится к 5 веку до н.э. По мнению ученых, этот ворсовый ковер использовался в погребальном обряде скифского воина, как чехол для седла [1]. Сегодня этот ковер находится в Эрмитаже (Рисунок 1).
1.2 Ковры у разных народов России
В начале 18 века в Тюменской области были созданы наиболее благоприятные условия для создания ковровой промышленности. Сырье было в изобилии - шерсть, лен и шерсть. Но самое главное, что одни люди в городе Сибирский тракт умеют ткать ковры, другим они нужны. По одну сторону реки Туры поселились бухарские купцы, владевшие секретами ковроткачества, а по другую – поселение Ямов, откуда в разные стороны света ездили кареты. В суровые сибирские зимы последним нужно было чем-то утеплить сани и укрыть лошадей. И для этого лучше всего подходили толстые шерстяные ковры с длинным ворсом. Таким образом, в середине 18 века ковровые промыслы стали наиболее распространенными среди местных крестьян [13].
Первые тюменские ковроткачи заимствовали геометрические узоры у бухарцев, но вскоре абстрактные мотивы эволюционировали в излюбленные сибирскими мастерами розы и песси, сформировался типичный для местных ремесел узор: выразительные красно-зеленые букеты на черном фоне.
Было всего два композиционных решения. В одном типе ковра в центре размещают несколько крупных цветов, углы украшают небольшими букетиками, а кайма узкая — линейная или декоративная. В другой композиции, наоборот, окантовка была очень тонкой, а центральное поле было заполнено мелкими цветами, покрытыми листьями и ветками. В обоих вариантах рисунок украшения был обобщен, так как длинный ворс не позволял детализировать украшение.
Яркие ковры прочно вошли в местный быт, и не только ямщики, но и купцы и крестьяне имели их в своих домах. Для Всемирной выставки 1900 года тюменские ковры были вывезены в Париж, когда «наиболее характерные, наиболее типичные» экземпляры русского мастерства было приказано собрать по всем губерниям. Еще одним доказательством популярности сибирского ковроделия является картина Василия Сурикова «Покорение снежного города», выставленная в соседнем павильоне парижской выставки. Красноярский художник часто останавливался в Тюмени, и яркий узор привезенного оттуда ковра помогал художнику демонстрировать свое колористическое мастерство. За эти картины Суриков получил именную медаль.
Глава 2. Технологии и особенности изготовления ковров
2.1 Классификация ковров
Ковер - плотнотканое изделие из различных нитей, которым покрывают полы и другие поверхности помещений в декоративных, отопительных и церемониальных целях.
Сегодня в России производится множество видов ковров. Ковроткачество остается любимым занятием горцев, особенно чеченцев и дагестанцев. В некоторых регионах страны сохранились старинные традиции ковроткачества (своими коврами славятся Курская и Тюменская области). За время длительного существования ремесла были разработаны различные виды ковровых изделий, состав и орнамент которых напрямую связаны со способами производства. В основе художественного замысла ковровых изделий лежит единство таких составляющих, как композиция, орнамент и цвет. Как правило, общий цвет ковра ручной работы определяется одним или двумя доминирующими цветами. В ковровых изделиях может быть использовано до тридцати оттенков цвета.
Ковровые изделия обладают рядом уникальных свойств:
− оказывают пользу для здоровья человека: смягчают воздействие на позвоночник и суставы при ходьбе;
− очищают воздух;
– удерживают пыль и не дают ей подняться;
− уменьшают травматизм; − обладают свойством звукопоглощения, уменьшая проникновение и распространение звуков, как снаружи (улица, соседи), так и изнутри (шаги) помещения;
− имеют свойство накопления тепла благодаря ворсистой структуре, при этом усложняют проникновение в помещение низких температур и предотвращают отток тепла из помещения.
Процесс создания коврика позволяет бесконечно менять не только изображения, но и их цветовую гамму. Небольшое изменение цветового соотношения придает коврам ручной работы новый декоративный эффект. Сегодня женщины, работающие на фабриках, придают изделиям новое художественное направление. Ковровые композиции стали более разнообразными, цвета приобрели более широкую цветовую палитру. Интересные изделия с разнообразным геометрическим орнаментом, заполняющим все пространство декоративным ромбом.
2.2 Ковры машинного производства
Машинные ковровые изделия могут быть и безворсовыми (ковры), представляющие собой однослойные ткани из цветных основных и уточных нитей, с полотняным или диагональным переплетением в основе [12].
Жаккардовые безворсовые ковровые изделия ткут на многочелночных гобеленовых станках с машиной жаккарда (цветовая гамма не более пяти цветов).
Двухполотные жаккардовые ковры изготавливаются в виде двух самостоятельных грунтовых тканей, связанных между собой ворсовыми нитями на двухслойных ковроткацких станках. Затем полотна разделяются на верхнюю и нижнюю части с помощью специального режущего механизма. Это самые плотные и качественные ковры машинного производства. Для их производства используют в основном полушерстяную пряжу и пряжу из химических волокон [8].
Ворсовые ковровые изделия машинного производства представляют собой многослойную ткань, сложенную с лицевой стороны ворсом и сотканную из двух или трех нитей пряжи. Их производят на разных машинах и разными методами.
На прутковых станках вырабатываются прутковые ковры. Они формируются из трех разных оснований – коренной, настилочной и ворсовой. Ворс связан двумя или тремя утками, при этом ворс может быть сплошным. По цветовому оформлению они могут быть однотонными (красный, синий, желтый, зеленый и др.) или двух-, трех-, четырехцветными.
Заключение
Ковер – одно из древнейших изобретений для украшения дома и отопления. На протяжении многих веков ковер считался не только символом богатства, но и произведением искусства, ведь для его изготовления требовалось немало кропотливого труда.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Баркова, Л.Л. Большой войлочный ковер из Пятого Пазырыкского кургана / Л.Л. Баркова // Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. СПб., 1998.
2. Бойко, О.В. Традиции шпалерного ткачества и творчество Жана Люрса основоположника и классика современной шпалеры / О.В. Бойко // Universum: филология и искусствоведение. 2014. №9 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-shpalernogo-tkachestva-i-tvorchestvo-zhana-lyursa-osnovopolozhnika-i-klassika-sovremennoy-shpalery (дата обращения: 20.04.2023).
3. Бондарева, Н.И. Ковроткачество своими руками / Н.И. Бондарева. – 5-е изд. – Р-н/Д: «Феникс», 2007. – 48 с.
4. Газизова, А.Т. История развития ручного ткачества от гобелена до таписерий / А.Т. ГАзизова // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. №1-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-ruchnogo-tkachestva-ot-gobelena-do-tapiseriy (дата обращения: 20.04.2023).
5. Гамзатова, П. Р. Функции молитвенного ковра в культуре ислама / П.Р. Гамзатова // Искусство и религия. - М., 1998. С. 260-272.
6. Гарунова, С. М. Историко-этнографические аспекты изучения дагестанского ковроткачества / С.М. Гуранова // ИАЭК. 2017. №4 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-etnograficheskie-aspekty-izucheniya-dagestanskogo-kovrotkachestva (дата обращения: 20.04.2023).
7. Ковры и ковровые изделия : учебное пособие. – Кострома : Центр учебной литературы, 2006. – 112 с.
8. Кринари, Е. В. Дизайн и современные технологии производства ковров и ковровых покрытий с использованием полимерных волокон / Е.В. Кринари // Вестник Казанского технологического университета. 2012. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-i-sovremennye-tehnologii-proizvodstva-kovrov-i-kovrovyh-pokrytiy-s-ispolzovaniem-polimernyh-volokon (дата обращения: 20.04.2023).
9. Кузнецова, А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев / А. Я. Кузнецова; [Авт. предисл. С. Вайнштейн]. - Нальчик : Эльбрус, 1982. - 176 с.
10. Мирханова, Н. У. «Ковроделие — искусство с многовековой историей» / Н. У. Мирханова, Г.А. Хакимова // Молодой ученый. Международный научный журнал. Казань 2018. Октябрь № 43 (299)
11. Мирханова, Н. У. Об истории школ ковроделия / Н. У. Мирханова, Г. А. Хакимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 142-145. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88072/ (дата обращения: 20.04.2023).
12. Невских, В. В. Исследование технологии выработки безворсовых ковровых изделий на станке ALPHA 300 / В. В. Невских, Д. И. Кветковский, С. В. Стрижак // Вестник учреждения образования «Витебский государственный технологический университет». – 2009. – Вып. 16. – С. 76–80.
13. Сезева, Н.И. Сюжеты и орнаментальные мотивы тюменского народного ковра (хiх-хх вв.) / Н.И. Сезева // Известия АлтГУ. 2010. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhety-i-ornamentalnye-motivy-tyumenskogo-narodnogo-kovra-hih-hh-vv (дата обращения: 20.04.2023).
14. Хакимова, Г. А. «Oтражение символики в орнаментах». / Г.А. Хакимова // JOURNAL OF ADVANCED RESEARCH AND STABILITY (JARS) 2021. №6. - Стр.207–216.
15. Шитова, С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир : этнографические очерки / С. Н. Шитова. - Уфа : Китап, 2006. – 199 с.
16. Эльдерова, М.З. Художественно-творческое развитие учащихся посредством занятий ковроткачеством / М.З. Эльдерова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. №2 (198). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-tvorcheskoe-razvitie-uchaschihsya-posredstvom-zanyatiy-kovrotkachestvom (дата обращения: 19.04.2023).