Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что система общественных ценностей в разные периоды истории претерпевает изменения, рушится в переходные периоды. При этом ценностные ориентации являются ключевым моментом проявления массового сознания.
В наше время социальная ситуация является нестабильной. Это сказалось на системе общественных и личностных ценностей, особенно на формировании их у молодежи.
Изучение ценностной ориентации этой группы представляет практический и теоретический интерес, позволяя определить ценности и настроения современной молодежи.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы ценностных ориентаций.
Во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентаций, во-вторых, колоссальные изменения в жизни общества порождают изменения в ценностных ориентациях и поступках людей.
Тема представляла интерес в различных исследованиях. Д.А. Леонтьев попытался систематизировать все то, что ранее было написано о ценностях. Им предложена типология подходов к ценностной проблематике. Он определяет ценности личности во «взаимоисключающих и несопоставимых смыслах». В.А. Василенко, В.П. Тугаринов, А.С. Шаров и другие ценности личности считают субъективной значимостью каких-то объектов или явлений, способных удовлетворять определенные потребности человека. В. Б. Ольшанский, Л.М. Архангельский, А.И. Донцов, Ш. Шварц и другие ценности личности определяли как представление о желательном, идеал, эталон. Как представление о должном, принципы и нормы поведения личностные ценности определяли В.А. Бодров, А.Н. Плющ и другие. В.А. Ядов, И.Г. Афанасьева, Н.А. Кириллова и другие считали личностные ценности как разновидности установок. Их считали элементами мотивации вместе с потребностями и мотивами Э. Фромм, А. Маслоу и другие.
Как видим определений множество, но большинство исследователей склонны считать, что индивидуальные ценности являются важными компонентами структуры личности, которые служат для ее направленности, активности, мировоззрения и т.д.
Изучение изменений в сознании молодежи отражено в работах И.С. Артюхова, Н.А. Кириллова, В.М. Кузнецова, А.С. Шарова и других.
Семье и браку посвящено много исследований. Семейные ценности современной молодежи рассматривались В.Т. Лисовским. Исследователь осуществляет свой социологический взгляд на молодежь в различных аспектах.
Росстат сообщает, что за январь—июнь 2021 года поженились 368 тыс. пар, что на 35% больше, чем за аналогичный период годом ранее. В июне 2021-го молодоженов оказалось на 47% больше (101 тыс. пар), чем в июне прошлого года (68 тыс.). Это связано с пандемией, которая сказалась на отложении регистрации браков. Количество распавшихся семей в 2020 году сократилось на 10% - с 620,8 тыс. до 564 тыс. по сравнению с итогами 2019-го.
Объект исследования – молодежь.
Предмет исследования – семейные ценности молодежи 15-17 лет.
Цель исследования – выявить особенности семейных ценностей молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить теоретические аспекты исследования проблемы ценностных ориентаций молодежи;
- провести эмпирическое исследование отношение молодежи к семье и браку.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бубнова С. С, Сытин А. Н. Ценностные ориентации молодежи различных регионов России: принципы, методы, результаты исследования / Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. 24-28 сентября 2006 г. Сочи, 2006.
2. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. - Екатеринбург, 2006. - 433 с.
3. Загребин В. В. Подходы к определению категории «молодёжь» // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль).
4. Ильиных С.А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации // Вестник Томского государственного университета (Философия. Социология. Политология). 2012. № 4 (20). Вып. 1.
5. Козлов А. А., Лисовский В. Т., Сикевич З. В. Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления). - М., 2016- 187 с.
6. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1987. - 366 с.
7. Леонтьев ДА. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 2016 – 156 с.
8. Литвак М.Е., Чердакова В.В. Брак по расчёту? Практическое пособие по построению счастливой семьи. Феникс, серия Психологический практикум 2018. - 416 с.
9. Луков В. А. Концептуализация молодёжи в XXI веке: новые идеи и подходы // СОЦИС - 2012. -№ 1. - С. 5-17.
10. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2016 – 143 с.
11. Митягина Е. В., Бушкова-Шиклина Э. В. Молодёжный потенциал: понятийные границы и возможности социологического измерения // Инновационный потенциал современной молодежи: проблемы и условия развития. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. - С. 8-19.
12. Мухина В.С., Басюк В.С. Психологические особенности ценностных ориентаций пожизненно осужденных и делинквентных подростков // Развитие личности. - № 2, 2013. - С. 186-195.
13. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М., 2004.- 123 с.
14. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. — М.: Педагогика, 2015. — 272 с.
15. Пиаже Ж. Избранные труды. — М., 2016 – 334 с.
16. Ростовская, Т.К., Ростовская Н.А. 2014. Роль массовой коммуникации в социализации молодежи и молодых семей. Информационное общество, № 2: 43-48
17. Рубинштейн М.М. Идея личности как основа мировоззрения. М., 2015 – 156 с.
18. Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС - 1998. - № 5. - С. 90-98.
19. Салагаев А. Л., Шашкин А. В. Молодежные группировки: опыт пилотного исследования // СОЦИС -2004. - № 9. - С. 50-58.
20. Тугаринов В. П. Личность и общество. М.: Мысль, 2015. 215 с
21. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2017– 167с.
22. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. С англ. — М., 2016. — 447 с.
23. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: Пер. С англ. — М.: Универс, 2016. —480 с.
24. Шнейдер Л.Б.Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.—М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.— 768 с
25. Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (10-е—30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. — 2-е изд. / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. —М.: Изд-во МГУ, 2017. — С.347-361.
26. Kohlberg L., Hersh R.H. Moral development: a review of the theory. Theory into practice, vol. 16, No. 2, Moral Development. (Apr.,2017)
27. Loevinger J. Ego Development: Conceptions and Th eories. San-Francisco: Jossey-Bass, 2016
28. Rokeach, M. The nature of human values. New York: Free Press, 2015, р. 153
29. Росстат. Сайт: https://rosstat.gov.ru/