Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из особых условий существования и развития общества является «состояние защищенности». Данное условие являлось и является базовой потребностью человека, государства и общества.
Особое значение категория «безопасность в области предупреждения правонарушений» имеет для деятельности уголовно-исполнительной системы (далее – УИС). В то же время объекты безопасности УИС могут подвергаться угрозам не только криминального, но и иного характера, что также обусловливает необходимость обеспечения безопасности УИС.
За последнее десятилетие уголовно-исполнительная система перенесла существенные изменения в связи с предъявляемыми новыми требованиями к организации подготовки сил и средств, в том числе подразделений охраны, к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций. Руководство ФСИН России совместно с взаимодействующими органами, предъявляют особые требования к подготовке руководящего состава учреждений и органов УИС, ведь от грамотного и качественного управления зависит успешное выполнение возникающих задач в результате возникновения чрезвычайных ситуаций. Одной из особенностей деятельности современных исправительных учреждений является то, что внезапно возникающие чрезвычайные ситуации, обстоятельства, и как следствие осложнение оперативной обстановки, ставят перед личным составом задачи, которые не соответствуют режиму работы в обычных условиях.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере взаимодействия подразделений ИУ и СИЗО с правоохранительными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами муниципальной власти в условиях чрезвычайных обстоятельств.
Предметом работы выступают правовые нормы, регулирующие взаимодействие подразделений ИУ и СИЗО с правоохранительными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами муниципальной власти в условиях чрезвычайных обстоятельств.
Целью курсовой работы является анализ взаимодействия подразделений ИУ и СИЗО с правоохранительными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами муниципальной власти в условиях чрезвычайных обстоятельств.
Задачами курсовой работы являются:
– раскрыть понятие и основные принципы взаимодействия ИУ и СИЗО с институтами государственной власти;
– исследовать значение взаимодействия ИУ и СИЗО с иными институтами государства в области обеспечения безопасности УИС;
– охарактеризовать взаимодействие ИУ и СИЗО с правоохранительными органами;
– проанализировать взаимодействие ИУ и СИЗО с органами государственной власти субъектов РФ;
– рассмотреть взаимодействие ИУ и СИЗО с органами муниципальной власти.
Методология исследования включает в себя использование авторами совокупности общенаучных и частнонаучных методов познания: диалектический метод, формально-логический, сравнительно-правовой, контент-анализ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка
Глава 1. Теоретико-правовые основы взаимодействия ИУ И СИЗО с институтами государственной власти
1.1 Понятие и основные принципы взаимодействия ИУ и СИЗО с институтами государственной власти
Устойчивое функционирование подразделений уголовно-исполнительной системы области обеспечивается, в том числе при поддержке органов государственной и исполнительной власти. Правовую основу взаимодействия УФСИН и органов государственной власти субъекта РФ составляют ст. 10.1 Закона «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» .
Под взаимодействием понимается совместная деятельность занимающих равноправное положение элементов системы исправительных учреждений, направленная на решение общих задач.
Чрезвычайную ситуацию (ЧС) можно определить как совокупность опасных для личности, общества и государства негативных последствий, требующих для своего урегулирования введения специальных правовых режимов в зоне их бедствия и их обеспечения .
Основными принципами взаимодействия ИУ и СИЗО с институтами государственной власти являются: соблюдение законности, согласованность планирования совместных действий, персональная ответственность лиц, отвечающих за проведение какого-либо мероприятия, непрерывность взаимодействия, самостоятельность субъектов взаимодействия.
Организация взаимодействия исправительных учреждений с государственными и муниципальными органами власти с осужденными представляет собой процесс формирования, поддержки и развития связей субъектов совместной деятельности.
Общие требования, предъявляемые к организации взаимодействия ИУ с институтами государственной власти, включают в себя:
1) законность, открытость и заинтересованность взаимодействия всех субъектов;
2) целевая направленность на реализацию профессиональных обязанностей, удовлетворение общественных и (или) личностных интересов;
3) наличие договоров, соглашений, положений, программ и других документов о сотрудничестве или взаимодействии, регламентирующих права и обязанности их субъектов;
4) совместно подготовленные, согласованные и утвержденные планы работы;
5) передача для ИУ копий уставных документов (для общественных организаций, предприятий);
6) подготовка и направление в органы управления взаимодействием отчетов о проделанной работе;
7) конструктивизм и общественно полезная направленность взаимодействия (определение источников и порядка использования ресурсов, предполагающих осуществление финансовых и материальных затрат);
8) исполнение запретов на сотрудничество с организациями, преследующими иные, в том числе асоциальные, цели, не имеющими регистрации или пропагандирующими религиозные культы, не имеющие отношения к традиционным, а также родственниками осужденных, которые могут оказать негативное влияние .
Таким образом, процессе реализации функций по исполнению наказаний учреждения и органы уголовно-исполнительной системы России осуществляют взаимодействие с публичными органами власти. Одной из основных сфер взаимодействия указанных субъектов является пенитенциарная социальная работа, осуществляемая в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
1.2 Значение взаимодействия ИУ и СИЗО с иными институтами государства в области обеспечения безопасности УИС
В настоящее время в качестве одного из основных инструментов реализации общегосударственной задачи в сфере борьбы с преступностью является наличие системы органов и учреждений, предназначенных для исполнения наказаний. А основные направления их деятельности, в которых эта задача конкретизируется и реализуется, определяются в качестве самостоятельной функции государства. Для территориального органа ФСИН России характерным является выполнение двух видов задач: общих (обеспечение правопорядка, законности, режима в учреждениях, исполняющих наказания, осуществление безопасности объектов УИС; охрана прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение привлечения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности и состояния здоровья; организация, воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, получения ими общего и начального профессионального образования и т.п.); специальных (организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и преимущественно негласного характера, взаимодействие с оперативными, следственными и иными аппаратами органов внутренних дел и других правоохранительных органов в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений)»
Для выполнения данных задач территориальные органы ФСИН взаимодействуют с органами власти субъекта Российской Федерации, с общественными организациями и другими субъектами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 16.03.2020. № 11. Ст. 1416.
2. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. № 29. Ст. 2759.
3. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 26.05.2021) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. № 33. Ст. 1316.
4. Александров А.С. Некоторые проблемы взаимодействия исправительных учреждений с общественными формированиями // Союз криминалистов и криминологов. 2018. № 1. С. 133-135.
5. Александров А.С., Баров Ю.А. Обеспечение режима и безопасности в исправительном учреждении при взаимодействии с субъектами общественного контроля: постановка проблемы // Вестник Кузбасского института. 2017. № 1 (30). С. 15-20.
6. Алферьева М.А., Дербина О.В. Проблемы организации взаимодействия исправительных учреждений с органами публичной власти по вопросам социальной работы // Актуальные проблемы организации деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в условиях развития: материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора юридических наук, профессора А.И. Зубкова и Дню российской науки. Рязань, 2021. С. 24-27.
7. Босак Е.Е. Реализация норм пенитенциарного права при взаимодействии оперативных подразделений исправительных учреждений и следователя // Юридическая наука и практика. Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. 2018. С. 54-56.
8. Завалюева О.В., Керимова М.Г. Чрезвычайные ситуации в условиях исправительного учреждения, понятие и особенности // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. 2019. С. 459-460.
9. Зиньков Е.Н. Совершенствование деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы по предупреждению преступлений и правонарушений // Вестник Кузбасского института. 2018. № 4 (37). С. 168-176.
10. Каширин Р.М. Содержание межведомственного взаимодействия оперативных аппаратов ФСИН России с правоохранительными органами по противодействию наркомании в исправительных учреждениях // В книге: Актуальные проблемы назначения и исполнения уголовных наказаний: материалы Межвузовской научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Ускачевой. 2016. С. 55-60.
11. Королева П.Р. Роль исполнительных органов государственной власти субъекта российской федерации в системе органов государственного управления // Формирование современной модели государственного управления: перспективы и вызовы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с иностранным участием. Ответственный редактор Н. П. Носова, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Институт государства и права, BRICS LAW JOURNAL. 2019. С. 182-188.
12. Кукушкина А.В. Проблемы взаимодействия оперативных подразделений следственных изоляторов с иными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Российское общество и государство на современном этапе: сборник научных трудов. ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний». Владимир, 2021. С. 133-138.
13. Куприков А.С. О некоторых проблемах правовых основ применения мер безопасности при чрезвычайных ситуациях в исправительных учреждениях // Наука и практика в обеспечении режима в исправительных учреждениях и следственных изоляторах: сборник материалов Всероссийского научно-практического круглого стола. Академия ФСИН России; Самарский юридический институт ФСИН России. 2017. С. 104-108.
14. Кутуков С.А., Моисеев Н.Д. Организационно-управленческие факторы, влияющие на эффективность взаимодействия структурных подразделений исправительного учреждения по обеспечению правопорядка // Право и государство: теория и практика. 2020. № 6 (186). С. 121-123.
15. Михайлов В.С. Организация взаимодействия оперативных служб СИЗО и ИУ с иными субъектами орд: теоретико-правовые аспекты // Юридическая наука и практика. Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. 2017. С. 69-72.
16. Рослякова В.С., Росляков А.Д. Особенности взаимодействия оперативных подразделений исправительных учреждений пенитенциарной системы с иными субъектами воспитательного воздействия // Социальные отношения. 2021. № 2 (37). С. 64-81.
17. Рослякова В.С., Росляков А.Д. Особенности взаимодействия оперативных подразделений исправительных учреждений пенитенциарной системы с иными субъектами воспитательного воздействия // Социальные отношения. 2021. № 2 (37). С. 64-81.
18. Директор ФСИН РФ поздравил ветеранов уголовно-исполнительной системы с их праздником // ТАСС (Электронный ресурс). URL: http://tass.ru/obschestvo/2458076 (дата обращения: 15.11.2021).
19. За что бьем? // Российская газета (Электронный ресурс). URL: http://www.rg.ru/2015/11/20/turma.html (дата обращения: 15.11.2021).