Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Канистерапимя - разновидность энималтерапии - метод лечения и реабилитации, с использованием специально отобранных и обученных со-бак. Канистерапию используют в медицинской и социальной реабилита-ции.
Канистерапия может использоваться как психотерапевтическая ме-тодика, способствующая развитию умственных и эмоциональных способ-ностей, улучшению двигательных функций и моторики, а также для усиле-ния эффективности развития личности при коррекции, реабилитации и со-циальной адаптации детей с нестандартными особенностями развития. Существуют программы для слепых и слабовидящих детей для их общего развития, повышения интереса к познанию внешнего мира.
Собаки обладают некоторыми качествами, сходными с человече-скими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания дей-ствиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека. Кроме того, они легко обучаются вербальным командам и охот-но им подчиняются.
Целью занятий детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания является уменьшение случаев нарушения поведения и трудно-стей в учебе.
Целью занятий с «трудными детьми» является позитивный эмоцио-нальный настрой и проведение социальной адаптации и интеграции. Хоте-лось бы отдельное внимание уделить психологическим особенностям детей младшего подросткового и подросткового возраста. В работе с этими детьми лечебная кинология также достигла определенных успехов. Наибо-лее важным в этом возрасте является формирование стратегий взаимодей-ствия в группе, отношения со сверстниками, развитие лидерских качеств, принятие ответственности за собственные решения, самоидентичность, до-верие к окружающим.
В результате реабилитации с помощью канистерапии мы можем ожидать следующее:
Общение с собакой в первую очередь повышает мотивацию, т.к. движения строятся не на преодолении боли, а на эмоциональном порыве, на желании сделать что-либо для животного. Собака является достаточно активным участником взаимодействия, но при этом она достаточно тонко чувствует настроенность ребенка, его эмоциональное состояние, угадывает его желания.
Для детей младшего школьного возраста объекты природы имеют очень большое значение наряду с близкими и родителями. В этом возрасте дети склонны очеловечивать животных, разговаривать с ними как с члена-ми семьи либо полноправными друзьями. Они легко доверяют им свои ра-дости и свою боль.
Важным аспектом является то, что собака понимает то, что ей хочет сказать ребенок, и у последнего появляется возможность почувствовать себя успешным в этом взаимодействии, проявить свои лидерские качества и получить позитивную обратную связь как от животного, так и от взрос-лого, который в этот момент находится рядом.
С точки зрения потребностной сферы, ребенок реализует и удовле-творяет потребность в общении, любви и уважении, физическом контакте, потребность быть признанным и потребность в общественно-полезном труде, в проявлении заботы об окружающих. Используя предоставляемые возможности для удовлетворения этих потребностей, как пишет А. Мас-лоу, ребенок обеспечивает свое личностное развитие.
Важно отметить, что дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, аутисты и дети, больные ДЦП, общаются со взрослыми и со сверстниками гораздо более открыто и непосредственно, когда это взаи-модействие строится вокруг собаки и вместе с собакой.
Несомненна польза для развития когнитивной сферы ребенка. Так как в ходе занятий употребляется много новых слов и терминов из киноло-гии, в игровой форме предлагаются различные интеллектуальные задания, дети в форме игры расширяют свой кругозор, повышают интерес к обуче-нию, тренируют свою произвольность
Особую ценность данная методика представляет для детей с син-дромом гиперактивности и дефицита внимания. Дети с этим синдромом характеризуются отсутствием глубоких эмоциональных переживаний и чувственных привязанностей. В связи с этим у детей с гиперактивностью часто встречается эмоциональная депривация, которая сопровождается нарушениями взаимоотношений со сверстниками, асоциальным поведени-ем (таким, как чрезмерное неконтролируемое проявление агрессии к окружающим, воровство и т.п.), депрессивными состояниями. Общение с животными помогает им в развитии эмоциональной сферы, дает полную возможность глубокого и качественного проживания эмоциональных со-стояний, их рефлексию и анализ.
Взаимодействие с собакой показано детям с синдромом гиперактив-ности и дефицита внимания в связи с тем, что это способствует более быст-рому налаживанию эмоционального контакта и доверительных отноше-ний, что особенно важно при общении с этими детьми, повышает уровень ответственности, самостоятельности и «взрослости». Собака считывает ин-формацию об эмоциональном состоянии ребенка на невербальном уровне, что позволяет ей более чутко реагировать на изменяющиеся состояния ре-бенка и помогать ему контролировать свои состояния. канистерапия реа-билитация собака поводырь
Программа включает в себя физическую реабилитацию. Это специ-альные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реак-ций, выработку координированных движений с произвольным расслабле-нием скелетной и дыхательной мускулатуры. При этом механизм улучше-ния самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной мышеч-ной активности особых веществ - эндорфинов, которые благотворно влия-ют на психическое состояние человека.
Важным составляющим компонентом занятий является наглядность. Для проведения занятий используются различные стенды, плакаты, кино-логическое снаряжение (дрескостюмы, поводки и т.п.), костюмированные шоу с собаками, которые носят театральный характер, при этом дети яв-ляются активными участниками происходящего. Дети не только привле-каются к участию в различных играх, но и являются активными участни-ками разработки и подготовки сценария шоу, выходят с собаками и пока-зывают различные номера, придумывают и проводят соревнования, в ко-торых взрослые и собаки соревнуются в сообразительности и ловкости с детьми. В результате занятий удается помочь детям преодолеть страх и неуверенность в себе при публичных выступлениях. Таким образом, про-исходитразвитие креативных и творческих способностей у детей.
Актуальность. Каждый из нас в своей жизни, так или иначе, обща-ется с домашними животными. Роль животных в жизни и становлении че-ловека на протяжении почти всего развития человечества - велика. Живот-ные в разные периоды, так или иначе, помогали человеку - и физически, и духовно. Благодаря животным у людей было питание, одежда, защита, тепло. Почти во всех культурах мира какое-то животное было олицетворе-нием власти и духовного преклонения, добра и зла.
Есть ли психологический смысл в общении с животными? Суще-ствует ли научное обоснование положительного и лечебного влияния со-бак на человека? Каким же образом собаки оказывают терапевтическое воздействие и каковы результаты канистерапии? Все эти вопросы придают актуальность и практическую значимость данной темы.
Эксперты Организации Объединённых Наций (ООН) и Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) считают, что процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения планеты. В России ежегодно увеличивается количество детей, имеющих различные наруше-ния развития. Причины: патология беременности и родов, инфекционные и дегенеративные заболевания, отсутствие условий для здорового образа жизни, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально - технического обеспечения медицинских учреждений и др. Сегодня во всех странах мира много детей с диагнозом «детский цере-бральный паралич» (ДЦП). Психологи, психиатры, логопеды, дефектоло-ги и неврологи бьют тревогу по поводу задержки психофизического раз-вития детей. Такие дети нуждаются в комплексной терапии и в постоянном внимании. Одним из таких методов эффективной терапии может стать, ши-роко распространённый в США и Европе, метод канистерапии, который приобретает всё большую популярность и в России.
Научная новизна. Состоит в том, что выявлены и впервые теорети-чески обоснованы особенности содержания тренировочного процесса на основе использования канистерапии у детей с психофизической задержкой развития.
Цель исследования: экспериментально обосновать влияния собак- терапевтов во время канистерапии на общее состояние и здоровья детей с психофизической задержкой развития. На примере канистерапии доказать благоприятное и лечебное влияние собак на жизнь людей в целом.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс во время за-нятий по канистерапии у детей дошкольного и младшего школьного воз-раста с задержкой психофизического развития.
Предмет исследования: содержание методики занятий канистерапии в учебно-тренировочные группы у детей с задержкой психофизического развития.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что собаки-терапевты, как основные участники канистерапии, и сама методика лечения, оказыва-ют лечебное и благоприятное влияние на детей.
Задачи и пути достижения цели:
1. Выявить влияние канистерапии на психофизическое состоя-ния детей с психофизической задержкой развития.
2. Разработать методику с применением канистерапии для де-тей с задержкой развития.
З. Оценить эффективность применения канистерапии на состояние здоровья детей с задержкой развития.
Методы исследования:
1. Теоретические - изучение, анализ научной и учебной литерату-ры по канистерапии.
2. Практические - присутствие на коррекционно-развивающих за-нятий центра канистерапии Елены Дюковой в городе Перми. Применение методик на практике, сбор, анализ и обобщение результатов.
Глава 1. Канистерапия - как один из методов влияния на организм
человека
1.1 Предпосылки и история возникновения метода
Одной из предпосылок появления канистерапии является одомаш-нивание собак. Как показывает история этого процесса, собака сопровож-дает человека практически с самого начала эволюции нашего вида. За это время у людей сформировался положительный подсознательный образ собаки, как защитника, помощника и друга.
Кроме этого, американскими учеными в 1982 году были проведены интересные исследования, которые показали отношение детей к собакам. Детям в возрасте от года до 1,5 лет показывали змей, пауков, крыс, кроли-ков, разные предметы и собаку. В эксперименте участвовали только те де-ти, которые никогда не видели животных. К изумлению исследователей из 67 детей увидевших собаку, 67 отреагировали на нее улыбкой. Такая ре-акция была отмечена только при демонстрации собаки. В ходе этих об-суждений была высказана смелая теория о том, что архетипический (под-сознательный) образ собаки, как защитника, вполне может иметь место у человека. У детей собака вызвала положительную реакцию и интерес к се-бе.
Положительные терапевтические свойства при общении человека с домашними животными были известны ещё со времён Гиппократа, о чём свидетельствуют сохранившиеся документы, произведения искусства и данные раскопок археологов. В Древней Греции и Египте около 3 тыс. лет назад были обнаружены способности собак справляться с различными че-ловеческими недугами.
Сохранившиеся документы свидетельствуют, что в 1792 году в ан-глийском городе Йорке собак использовали в терапевтическом процессе в больнице для душевнобольных. Во время ухода за животными больные общались с ними. Было отмечено положительное влияние такой методики и, как следствие, эффективное лечение.
Широкое распространение канистерапия получила во второй поло-вине 20 века. Подробное описание положительного влияния на психику больных детей было сделано «отцом» анимал-терапии доктором Борисом Левинсоном, 21 Нью-Йоркским психологом в 1970 году. Он первый в со-временной истории подробно описал эффект положительного влияния на пациентов с расстройствами психики и нервной системы от общения с доб-рожелательно настроенными животными разных видов.
Чуть позже стали появляться статьи описывающие положительный эффект от канистерапии при работе с взрослыми пациентами, страдающи-ми различными неврологическими, психическими и поведенческими рас-стройствами, развившимися вследствие инсультов, нейротравмы, рассеян-ного склероза, возрастных изменений.
Лабораторно подтвержден эффект быстрого снижения уровня стрессового гормона кортизола в крови и слюне пациентов, которых реа-билитировали при помощи собак.
После Второй мировой войны врачи Красного Креста заметили, что в госпиталях, в которых разрешалось находиться собакам, раненые старались проводить с ними больше времени. Было отмечено, что в таких учреждениях процесс выздоровления происходил гораздо быстрее. В свя-зи с этим в госпитале военно-воздушных сил в Нью- Йорке стали широко использовать этот метод.
Термин канистерапия пришел к нам из Польши в 90 годы 20 века. На данный момент медицинское сообщество пользуется термином animal assisted therapy dog, то есть терапия при помощи собаки. Канистерапия представляет собой специально организованное взаимодействие человека с собакой.
Канистерапия (от лат. canis — собака + греч. терапия — лечение) — разновидность энималтерапии — метод лечения и реабилитации, с исполь-зованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапию ис-пользуют в медицинской и социальной реабилитации. Канистерапия может использоваться не только как психотерапевтическая методика, способ-ствующая развитию умственных и эмоциональных способностей, улучше-нию двигательных функций и моторики, а также для усиления эффективно-сти развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адап-тации детей с нестандартными особенностями развития. Существуют про-граммы для слепых и слабовидящих детей для их общего развития, повы-шения интереса к познанию внешнего мира.
В настоящее время канистерапия может использоваться при лече-нии и таких серьёзных заболеваний как детский церебральный паралич, аутизм, гиперактивность, сердечно-сосудистые заболевания, различные фобии, тревожность, задержка речи. Это направление стало широко раз-виваться и распространяться не только за рубежом, но и в России.