Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена исключительно важной ролью нетарифных ограничительных мер не только в международной торговле, но и во внешней торговле России. В современных условиях роль нетарифных методов в таможенной политике возрастает, что присуще не только России, но и всем передовым государствам мировой экономики. Сейчас роль нетарифных методов в таможенной политике России можно приравнять к тарифным методам, ведь где тариф оказывается неэффективным, целесообразнее применять нетарифные меры. В связи с этим необходимо рассмотреть способы наиболее эффективного применения нетарифных мер при реализации таможенной политики РФ.
Целью данной работы является изучение мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях функционирования Евразийского экономического союза.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить нетарифные ограничения как часть протекционистской политики: понятие и сущность;
представить классификацию нетарифных ограничений в условиях функционирования Евразийского экономического союза;
рассмотреть эффективность использования нетарифных ограничений в условиях функционирования Евразийского экономического союза;
провести анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ;
раскрыть эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике;
представить перспективы использования нетарифных ограничений в российской экономике.
Объектом исследования в работе являются нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности в условиях функционирования Евразийского экономического союза.
Предметом исследования реализация нетарифных мер при экспорте товаров на примере России.
При написании данной работы были использованы следующие источники: нормативно-правовые акты Таможенного союза и Российской Федерации, учебники, периодические издания по теме исследования и официальные интернет – ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
1.1. Нетарифные ограничения как часть протекционистской политики: понятие и сущность
Согласно Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», под нетарифным регулированием понимается «метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера». Другими словами, нетарифный метод - это способ регулирования внешней торговли, не связанный с применением таможенных пошлин .
Нетарифное регулирование является одним из ключевых методов регулирования внешней торговли наряду с тарифным регулированием, международными торговыми соглашениями и различными экономическими методами стимулирования экспортного производства. Отличительной особенностью рассматриваемого нами метода является специфический набор инструментов, с помощью которых осуществляется нетарифное регулирование.
Следует отметить, что для каждого государства-члена ТС действующая правовая база нетарифного регулирования обработана таким образом, чтобы можно было найти оптимальные решения экономических и политических задач внешней торговли страны.
В настоящее время Российская Федерация использует в качестве нетарифного метода: квоты, лицензирование, антидемпинговые меры, торговые преференции, технические барьеры. Кроме того, согласно Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», нетарифные методы также включают специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.
Наиболее распространенными методами нетарифного регулирования являются квоты и лицензирование, что подтверждается статистическими данными. На мой взгляд, наиболее эффективной мерой являются именно квоты, потому что гораздо проще установить пороговый объем импорта (экспорта) товаров, чем рассчитать, какая ставка пошлины приведет к требуемому объему импорта (экспорта) товаров. Что касается лицензирования, то, на мой взгляд, несмотря на популярность этой меры, она создает предпосылки для коррупционных ситуаций при выдаче различных лицензий, что, несомненно, наносит ущерб экономике страны.
Все эти элементы могут использоваться по отдельности или в различных комбинациях. Следует отметить, что часто нетарифные методы используются таможенными органами совместно с таможенным тарифом (таможенные пошлины, налоги). Использование этих методов позволяет таможенным органам осуществлять протекционистскую функцию, ограничивать или запрещать ввоз (или вывоз) на территорию Российской Федерации определенных товаров .
С одной стороны, многие экономические аналитики отмечают, что нетарифные методы регулирования негативно влияют на мировую торговлю в целом, создавая ненужные внешнеторговые барьеры в виде мер технического регулирования и различных санитарных мер. Но если посмотреть на это с другой стороны, то можно увидеть, что таким образом нетарифные барьеры препятствуют выходу на рынок товаров ненадлежащего качества, что способствует усилению конкуренции на рынке.
Со вступлением России в ВТО государство взяло на себя обязательство проводить политику снижения импортных тарифов, отмены экспортных пошлин, что существенно блокирует развитие обрабатывающих отраслей, усиливает экономическую и технологическую зависимость России от высокоразвитых стран. Таким образом, значительно возросла роль запретов и ограничений (нетарифных методов). Это характерно не только для нашей страны, но и для всей мировой экономики в целом, которая находится в состоянии упадка.
Как оказалось, российская экономика оказалась чувствительной к кризисным проявлениям в мировой экономике. В нынешней ситуации защита и поддержка отечественного производства является приоритетной задачей экономического развития. Выполнению этой задачи способствует применение мер нетарифного регулирования.
С помощью мер нетарифного регулирования государство способно оперативно влиять на экспортно-импортный поток товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации. В условиях нестабильности ситуации на мировом рынке это важнейшее направление реализации таможенной политики, которое позволит более гибко и оперативно реагировать на изменения, происходящие в мировой экономике.
Следует отметить, что нетарифные меры являются более гибкими по сравнению с таможенно-тарифными мерами, поскольку Российская Федерация входит в Союз государств (ЕАЭС), которые проводят единую таможенную политику. В связи с этим изменение таможенных тарифов не может быть произведено в короткие сроки и должно учитывать интересы всех государств-членов ЕАЭС.
В Современном экономическом словаре протекционизм понимается как «экономическая политика государства, проявляющаяся в целенаправленном ограничении внутреннего рынка своей страны от проникновения на него иностранных товаров».
Цедилин Л.И. в своих трудах определяет протекционизм как внешнеторговую политику государства, направленную на временное ограничение импорта импортных товаров и поддержку производства однородных отечественных товаров и услуг с целью увеличения валового национального дохода, увеличения занятости и улучшения социальных показателей.
Следует отметить, что протекционизм носит двойственный характер: он может как способствовать развитию национального производства, так и замедлять его, способствуя укреплению позиций отечественных монополистов на внутреннем рынке.
Следует отметить, что меры протекционизма существенно изменились, появились новые виды мер, расширилась сфера применения традиционных, но, несмотря на это, классическими протекционистскими мерами, защищающими отечественную продукцию от иностранной конкуренции, остаются таможенные пошлины, взимаемые таможенной службой государства на основании внутреннего законодательства или заключенных межгосударственных соглашений .
Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с разным уровнем экономического развития.
Они считают, что свободная торговля осуществляется в интересах развитых стран, приводит к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах. Представители этой теории указывают на очевидный факт, что становление и развитие американской, немецкой, французской промышленности и национального капитала происходило под защитой протекционизма.
Протекционизм динамично применяется не только развивающимися странами, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных производителей в условиях растущей конкуренции. Государства, проводящие протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут использоваться различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает ту или иную их комбинацию.
Протекционизм принимает две формы:
меры тарифного регулирования;
меры нетарифного регулирования.
«Нетарифные ограничения» относятся к числу мер, все чаще используемых в рамках так называемого «нового протекционизма». Они все чаще заменяют традиционные методы защиты внутреннего рынка – пошлины.
Нетарифные протекционистские меры применяются как в прямой, так и в скрытой форме. В рамках региональных экономических объединений, в которых отменены пошлины во взаимной торговле стран-участниц, нетарифные меры являются единственным инструментом защиты национальных интересов.
Итак, в результате проведенного исследования был подробно рассмотрен нетарифный метод регулирования внешнеэкономической деятельности, который в самом общем виде означает применение различных запретов и ограничений. Среди инструментов нетарифного метода можно выделить квоты, лицензирование, непредвиденные обстоятельства, торговые преференции, а также технические барьеры (стандартизация, сертификация). Наиболее эффективными из них являются квоты и лицензирование, которые тесно связаны и часто используются вместе. По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что нетарифные меры играют решающую роль в таможенной политике, проводимой Российской Федерацией. Государству необходимо разработать пути совершенствования применения мер нетарифного регулирования для повышения эффективности их применения.
1.2. Классификация нетарифных ограничений
Наиболее известные в мире классификационные схемы, получившие международное признание, в настоящее время имеют более 800 конкретных разновидностей (форм, инструментов) нетарифных ограничений (ГАТТ, МБРР, ЮНКТАД, Международная торговая палата). Это, прежде всего, квоты и непредвиденные расходы, лицензирование, запрет импорта или экспорта отдельных товаров, «добровольные» экспортные ограничения, антидемпинговые и компенсационные процедуры и пошлины, различные финансовые меры, требования к упаковке, маркировке, технические стандарты и требования, санитарное, фитосанитарное, ветеринарное, экологическое регулирование, правила и порядок сертификации продукции, предотгрузочная инспекция и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г. [электронный режим]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/.
2. Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (Женева, 16 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - N 37. - Ст. 4986.
3. Булатов, А.С. Национальная экономика. Учебное пособие / А.С. Булатов. – М.: Инфра-М, 2020. – 304 с.
4. Даутова, З.Х. Последствия вступления России в ВТО / З.Х. Даутова // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. - С. 26-28.
5. Жданов, С.А. Национальная экономика. Учебное пособие / С.А. Жданов, И.Н. Козельская, Е.В. Козлова. – М.: Инфра-М, 2018. – 296 с.
6. Королева, А. Кто выигрывает в ВТО? / А. Королева // Расчет. – 2020. - N 9.
7. Мельников, В.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / В.В. Мельников. – М.: Омега-Л, 2016.– 335 с.
8. Могило, О.В. Вступление России во «Всемирную Торговую Организацию»: проблемы и перспективы О.В. Могило, А.П. Михайлова, Ю.А. Аникина // Пермь. Меркурий. - 2020. - С. 41-43.
9. Мысляева, И.Н. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / И.Н. Мысляева, Н.П. Кононкова. – М.: Изд. МГУ, 2016. – 440 с.
10. Нуреев, Р.М. Национальная экономика. Учебник / Р.М. Нуреев. – М.: Инфра-М, 2020. – 655 с.
11. Осипов, А.Ю. Вступление во всемирную торговую организацию: плюсы и минусы для России / А.Ю. Осипов // Российское предпринимательство. - 2020. - № 15 (213). - С. 4-10.
12. Остапенко, Г.Ф. Моделирование внешнеэкономической деятельности и инструменты торговой политики ВТО в России / Г.Ф. Остапенко // Российское предпринимательство. - 2018. - № 9 (231). - С. 16-21.
13. Савченко, П.В. Национальная экономика. Учебник / П.В. Савченко. – М.: Инфра-М, 2020. – 832 с.
14. Харченко, Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е.В. Харченко. – М.: Кно-Рус, 2016.– 328 с.
15. Юсупов, К.Н. Национальная экономика. Учебное пособие / К.Н. Юсупов. – М.: НУ ЭНАС, 2020. – 284 с.
16. Газета. ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/business/2017/03/17/6602773.shtml.
17. Официальный сайт Европейской Экономической Комиссии [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/unece/docs.shtml.
18. Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/wto/resources.shtml.
19. Официальный сайт Минпромторга России [Электронный ресурс]. URL: http://minpromtorg.gov.ru.
20. Официальный сайт Евразийской Экономической Комиссии [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org.
21. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru.
22. Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.ved.gov.ru.
23. Экономический портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.economicportal.ru/term-words/word-n3.html#n5.