Фрагмент для ознакомления
2
Формы партнерства государства и частного сектора различаются по нескольким видам предоставляемых услуг, по используемым методам и правовому режиму. Все эти принципы в основном направлены на удовлетворение общественных интересов. Так как ГЧП рассматривается, как система хозяйствования принципиально отличающиеся от деятельности частных коммерческих организаций, которые ориентированы только на получение прибыли. [1]
Остановимся на основных принципах ГЧП:
• Принцип равенства интересов сторон и свободы выбора действий - это основной принцип рыночной экономики, который проявляется в ГЧП и в некоторых аспектах, это возникновение равенство между экономических агентов, который обеспечивает доступ к предоставляемым услугам, а также оказывающимися частными компаниями в сфере предоставления общественных услуг, за счет этого происходит равенство между всеми частными компаниями по заключению контрактов ГЧП, в процессе происходит более свободный выбор форм и методов по достижению конкретных целей, которые встают перед партнерством;
• Принцип стабильности контракта ГЧП и одновременно возможности его изменения и адаптации - контракт ГЧП рассматривается, как наиболее сложный документ, который рассчитывается на более длительные сроки по его реализации, потому что вне прописываются конкретные права и обязанности всех сторон, а также определенные формы государственной поддержки, рассчитывается минимальная норма прибыли частного партнера;
• Принцип ответственности за исполнение условий контракта - частная компания, рассматривается, как партнер самого государства по предоставлению услуг экономическим агентам, но для этого необходимо соблюдать все условия контракта, нести ответственность за их выполнением, чем при соглашениях между частными фирмами, что определяется публично-правовым характером отношений ГЧП;
• Принцип конкурентности, он проявляется на стадии проведения конкурса и подписание с государством контракта ГЧП, конкуренция среди частных компаний за участие в проекте ГЧП позволяет государству выбрать эффективного партнера и снизить затраты по проекту в целом;
• Принцип прозрачности и обратной связи – гражданское общество, в интересах которых реализуются основные проекты ГЧП, а также они должны обладать доступом к более полной информации о состоянии самого предприятия, о его финансовых, экономических и других показателях, стандартах и качестве предоставляемых и оказываемых услугах, для этого нужно обеспечить потребителей информационными каналами связи с частными компаниями и государственными органами, которые регулируют данную работу;
• Принцип невмешательства - после подписания контракта ГЧП государство не имеет права вмешиваться в хозяйственно-административную деятельность частной компании – партнера, потому что она самостоятельно принимает административно-хозяйственные, управленческие, кадровые и другие наиболее важные решения;
• Принцип стимулирования и гарантий - государство начинает принимать определенную систему стимулов по привлечению частных компаний к участию в проектах ГЧП, это: софинансирование, дотации из бюджета, льготный режим налогообложения, специальные таможенные режимы, гарантии по прибыльности, займам, поставкам, закупкам, снижение размера (отмена) концессионных платежей, арендной платы и другое;
• Принцип возмездности, он приводит к тому, что действие самого контракта может быть прекращено по инициативе самого государства частному партнеру, но также происходит возмещение сделанных инвестиций и компенсируется недополученный доход, но это делается в том случае, если не было нарушений со стороны условий контракта;
• Принцип равноправного (недискриминационного) отношения к иностранным компаниям, обеспечивающий им равные права с отечественными предпринимателями – он воплощается в определенных нормах по обеспечению недискриминационного режима допуска зарубежных компаний к конкурсам по проектам ГЧП, валютного регулирования деятельности партнеров государства, их права свободного распоряжения чистой прибылью, полученной на объекте ГЧП, в том числе права вывоза чистой прибыли за границу и другое.
Формы государственно-частного партнерства
Главной особенностью ГЧП являются по мнению многих ученых, экспертов, специалистов, это возникновение различных форм, которые проявляются в разных направлениях не только в государстве, но и в частных компаниях. [4]
В настоящее время в России ГЧП осуществляет в следующих формах:
• Заключение договоров о реализации проектов, в них участвуют равноправные партнеры, которые вносят определенный вклад каждый проект, но это может быть рассмотрено со стороны государственно, муниципальной власти, а с другой стороны, это частные компании. Все эти проекты реализуются только на основании концессионных соглашений, арендных, инвестиционных и других форм договоров, в них включаются только особые условия об участии государственной, муниципальной стороны, но для этого нужно соблюдать определенные обязательства и права, которые необходимы для данного проекта, также в нем распределяются все права на создаваемые в ходе проекта$
• Использование средств происходит из источников государственного финансирования для поддержки реализуемых частным бизнесом наиболее крупных проектов в стратегических направлениях;
• Создание особых экономических зон (ОЭЗ), это ведет к тому, что происходит обеспечение и развитие обрабатывающих секторов, отраслей с наиболее высоких технологий, не только по производству новейших видов продукции, но и социально-экономическому развитию самих регионов, с помощью них создаются новые высококвалифицированные рабочие места, для этого отводится наибольшая роль по решению задач, с помощью них происходит привлечение инвестиций, и выводит при этом российскую экономику на инновационный путь развития;
• Создание корпораций со смешанным государственным и частным капиталом для развития приоритетных направлений отраслей экономики - это направление ведет к развитию государственного предпринимательства;
• Сотрудничество государства и бизнеса в развитии социальной сферы, при нем происходит согласование между государством и бизнесом, т.к. за счет это начинают самостоятельно реализовываться основные проекты в областях, которые становятся наиболее приоритетными для самого государства и общества, это направление также близко к благотворительности.
Глава 2 Государственно-частное партнерство в муниципальном и государственном управлении
2.1 Государственно- частное партнерство как фактор повышения эффективности муниципального и государственного управления
Взаимодействие самых различных уровней власти происходит не только между собой, оно также может быть взаимосвязано с бизнес - сообществом, определенными формирующимися гражданскими структурами гражданского общества. Такие отношения получили название государственно - частного партнерства. Данные отношения включают в себя муниципальный публичный уровень власти, этот уровень не является государственным, но он довольно тесно имеет связь с общественностью, определенными гражданами. В российской практике отмечается определенное неравенство муниципальных образований по показателям демографической структуры населения, геостратегическому положению, доходной базе и другим показателям. Существуют как крупные, так и малые муниципальные образования, каждое
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые источники
1. Бюджетный кодекс РФ [Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014)] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф.
2. Конституция РФ (с изм. от 30.12.2008) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).
3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Собрание законодательства РФ, 1999, № 42, ст. 5005.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства РФ, 2003, № 40, ст. 3822.
5. Федеральный закон от 21.07.2005 (ред. от 31.12.2017) г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
6. Федеральный закон от 29.10.1998 (ред. от 16.10.2017) г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Научная и учебная литература
1. Алехин Б.А. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / Б.А. Алехин. - М.: Альпина Паблишер, 2010. - 594 c.
2. Бондарева Е.М. Региональная стратегия частно-государственного партнерства: мировой опыт и российская практика / Бондарева Е.М. - М.: Научная книга, 2013 - 204 с.
3. Варшавский К.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики / К.Г. Варшавский // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - № 9. - 41-50с.
4. Варшавский К.Г. Партнерство государства и частного сектора / К.Г. Варшавский - М.: Наука, 2014 - 260 с.
5. Герасимова А.А. Развитие государственно-частного партнерства в РФ / А. А. Герасимова. - Белгород, 2012. - 27 с.
6. Демонова П.Л. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. Практическое руководство для органов государственного и муниципального управления / П.Л. Демонова. - М.: Экзамен, 2014. - 261с.
7. Дорошева Д.Л. Государственно-частное партнерство как способ стимулирования инвестиционного развития в России // Финансовый бизнес. - 2013. - №1. - 17-21с.
8. Звонарева Ю.Д. Законодательное регулирование государственно-частного партнерства: риски и перспективы развития // Государственно-частное партнерство. Пути совершенствования законодательной базы / под общей ред. Ю.Д. Звонарева. - М., 2013. - 37-48с.
9. Королев Ф.Д. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации / Ф.Д. Королев. – М.: Мир, 2014. - 924 c
10. Уваров К.У. Мировой опыт и перспективы использования ГЧП в России / К.У. Уваров. - СПб: Т-ПРЕССА. - 2012.- № 6. - 26-28с.
11. Халимова Б.В. Государственно-частное партнерство в РФ / Б.В. Халимова // Налоги. - 2014. - № 14. - 12-18с.