Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что государственный бюджет является важным инструментом государственного регулирования экономики любой страны. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения.
Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.
Объект исследования – государственный бюджет.
Предмет исследования – доходы и расходы государственного бюджета.
Цель данной работы – провести анализ государственного бюджета и его роли в поддержании экономической стабильности.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
изучить структуру государственного бюджета. Бюджетный процесс;
раскрыть функции государственного бюджета;
рассмотреть доходы и расходы государственного бюджета;
представить характеристику бюджетной системы РФ;
провести анализ и изучить прогноз динамики доходов и расходов государственного бюджета РФ на 2018-2021 г.;
провести сравнительный анализ России и других стран.
Научно-информационная база курсовой работы. При написании курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс формирования доходов и расходов государственного бюджета, а также труды таких Г.Б. Поляка, В.Г. Панскова, В.М. Родионова, М.В. Романовский, П. Самуэльсон, и другие.
При написании данной работы были использованы методы экономического и статистического анализа, использовались такие приемы исследования, как анализ, обобщение и сравнение.
Структура работы содержит введение, две главы, заключение, список литературы.
1. Государственный бюджет: основные понятия
1.1 Структура государственного бюджета. Бюджетный процесс
Бюджет – форма формирования и расходования средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Исходя из вышеизложенного и принимая во внимание факт нестабильности экономического состояния макроэкономических процессов, Президент РФ Владимир Путин назвал переход на годовой бюджет оправданным в нынешних условиях. Вместе с тем хотел бы отметить, что в целях поддержания стабильности бюджетной системы Российской Федерации Правительству Российской Федерации также следует уделить особое внимание решению следующих основных задач:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
оптимизация структуры расходов государственного бюджета;
разработка программно-целевых методов управления;
принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и прозрачность пенсионной системы;
создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;
развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности;
организация четкой системы межбюджетных отношений;
повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса [15, с. 42].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом влияния на развитие экономики и социальной сферы, выступая в качестве ускорителя и индикатора социально-экономического развития общества. Это главный финансовый план страны, через который мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Эти доходы направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, стимулирование научно-технического потенциала, содержание органов государственного управления, создание государственных материально-финансовых резервов, финансовое обеспечение бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.
Для поддержания стабильности бюджетной системы Российской Федерации необходимо не только кардинально повысить эффективность расходов государственного бюджета, но и провести работу по выявлению финансовых резервов и дополнительных источников доходов. Эти меры предназначены не только для финансовой основы осуществления функций органов государственной власти, но и для основы суверенитета всего государства [10, с. 18].
Бюджетный процесс - это регламентированная действующими законодательными актами РФ деятельность органов власти по формированию, рассмотрению, утверждению, а также дальнейшему исполнению государственного, региональных и местных бюджетов. Сущность бюджетного процесса в значительной мере продиктована государственным и бюджетным устройством РФ, а также бюджетными правами уполномоченных органов власти. Важнейшей составляющей бюджетного процесса является бюджетное регулирование, под которым понимают частичное перераспределение денежных средств между бюджетами различных уровней.
В качестве основных элементов отечественной бюджетной системы стоит рассматривать бюджеты различных уровней – государственный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Непосредственно к ведению РФ относятся государственный бюджет и определение наиболее важных принципов, основ бюджетного процесса для бюджетов более низких уровней.
На современном этапе развития бюджетный процесс в субъекте РФ, в различных образованиях на муниципальном уровне регламентируется законодательными субъектами субъектов РФ и уставом муниципального образования соответственно. Таким образом, с достаточной точностью можно рассматривать только бюджетный процесс непосредственно Российской Федерации, а в отношении бюджетного процесса более низких уровней целесообразно можно говорить только в общем.
Среди наиболее важных задач современного бюджетного процесса в РФ можно выделить: выявление максимального количества резервов материальных и финансовых ресурсов, с помощью которых возможно обеспечение экономического развития государства; определение величины доходов бюджета по отдельным налогам и прочим обязательным платежам, а также общего объёма расходов; согласование бюджета с программой финансовой стабилизации страны, которая на современном этапе развития направлена прежде всего на преодоление инфляционных тенденций в национальной экономике и обеспечение стабильности российского рубля. снижение и при возможности ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически обоснованных источников; реализация бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов различных уровней посредством перераспределения источников полученных доходов между ними, а также между различными секторами национальной экономики, отраслями регионами [13, с. 22].
На сегодняшний день действующей редакцией Бюджетного кодекса РФ на законодательном уровне закреплены следующие принципы построения отечественной бюджетной системы: стоимость единство отечественной системы бюджетов; разграничение полученных доходов и понесенных расходов между различными уровнями бюджетов; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированность бюджета; эффективности и обоснованность расходования бюджетных финансовых ресурсов достоверности бюджета; адресности и целевого характера финансовых ресурсов бюджета.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: государственный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета. – 1998. – 7 августа.
2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов. – М.: Проспект, 2019. – 544 с.
3. Вялков, А.И. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики в Российской Федерации (научный обзор) / А.И. Вялков // Экономист лечебного учреждения. – 2019. – № 1. – С. 15-18.
4. Гостева, М. Налоговое администрирование и налоговый контроль / М. Гостева // Финансовая газета. – 2019. – № 23. – С. 16-22.
5. Данилевский, Ю.А. Ревизия в государственном финансовом контроле / Ю.А. Данилевский, Л.Н. Овсянников // Бухгалтерский учет. – 2019. – № 16. – С. 36-38.
6. Камаев, В. Д. Экономическая теория / В. Д. Камаев. – М.: Владос, 2020. – 591 с.
7. Лермонтов, Ю.М. Итоги и перспективы налоговой политики / Ю.М. Лермонтов // Практическая бухгалтерия. – 2019. – № 8. – С. 28-32.
8. Лобачева, Е.Н. Экономическая теория / Е.Н. Лобачева. – М.: Юрайт, 2020. – 423 с.
9. Носова, С. С. Экономическая теория / С. С. Носова. – М.: КноРус, 2020. – 798 с.
10. Орлов, М. Фискальные игры / М. Орлова // Экономика и жизнь. – 2019. – № 44. – С. 10-18.
11. Орлов, М.Ю. Проблемы налогового контроля на современном этапе налоговой реформы / М.Ю. Орлов // Ваш налоговый адвокат. – 2019. – № 1. – С. 32-38.
12. Орлов, М.Ю. Совершенствование налогового администрирования: миф или реальность? / М.Ю. Орлов // Ваш налоговый адвокат. – 2019. – № 6. – С. 36-42.
13. Пансков, В. Г. О необходимости продолжения реформирования налоговой системы / В. Г. Пансков // Налоги и налоговое планирование. – 2019. – № 8. – С. 14-22.
14. Сажина, М. А. Экономическая теория / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. – М.: Норма, 2020. – 608 с.
15. Тарасов, А.Н. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние / А.Н. Тарасов // Журнал российского права. – 2020. –№ 1. – С. 36-42.
16. Химичев, А. Проблемы презумпции добросовестности в налоговом контроле / А. Химичев // Практическая бухгалтерия. – 2019. – № 5. – С. 32-38.
17. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория / А. Ф. Шишкин. – М.: Владос, 2020. – 816 с.
18. Журнал «Бюджетный учет». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://b-uchet.ru.
19. Министерство финансов Российской Федерации // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru.
20. Федеральная налоговая служба // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog.ru.