Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в науке давно ставится вопрос о том, что правовая материя носит сложный характер, существует множество феноменов, смежных с нормой права. Именно в связи с этим авторы монографии, в частности, пытаются обозначить проблему соотношения понятий «норма права» и «правовая норма», учитывая, что право может иметь отнюдь не только позитивное выражение. Структура нормы и отдельные элементы рассматриваются с учетом многообразных связей между нормами, их взаимодействия и взаимообусловленности.
На развитие современной российской правовой системы оказывает влияние относительная определенность норм, которая может явиться как благом, так и отрицательным фактором, способным повлечь негативные явления - злоупотребления правами и полномочиями, коррупционную деятельность и пр. В связи с этим тематика дискреционных норм права не вызывает сомнений в плане ее актуальности.
Вместе с тем в юриспруденции складывается ситуация, в рамках которой обостряется соперничество таких конкурентоспособных категорий, как «правовая система» и «правовая жизнь». Каждая из названных категорий претендует на то, чтобы быть предельно широкой, охватывающей все юридические явления и процессы, всю юридическую сферу.
Целью данной работы ставится изучение правовой системы России.
Задачами работы ставится:
• изучить понятие системы права;
• рассмотреть особенности системы права России;
• определить основные направления развития российской системы права;
• проанализировать современное значение судебной практики в системе права России.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и библиографического списка.
1. Теоретические основы системы права России
1.1. Понятие системы права
Под выражением «система» понимается «порядок расположения частей целого», «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей».
Система права носит объективный характер. Право, как и законодательство, в конечном счете определяется материальными и социальными условиями жизни общества. Нередко термины «право» и «законодательство» употребляются как синонимы. Однако это не так. Каждый из них имеет свою специфику. Под системой права понимается ее внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные структурные элементы (правовая норма - институт права - подотрасль права - отрасль права).
Понятие «система права» следует отличать от понятия «правовая система», которое значительно шире по объему и включает в себя как законодательство, представляющее собой определенную органическую систему, так и иные явления юридической действительности: правовую практику и общественное правосознание, т.е. практически весь спектр существующих в обществе юридических явлений.
Публичное право - это часть национальной системы права, нормы которой регламентируют сферы общественных отношений, которые предназначены защищать интересы государства и общества.
Частное право (лат. jus priyatum) - это часть национальной системы права, нормы которой предназначены конкретизировать субъективные права индивидов (физических и юридических лиц), возникающие на основе правоотношений общего характера. Это находит свое отражение в его принципах - независимость и автономия личности, законодательное признание защиты права частной собственности, свобода договора.
В пользу расширения частноправовых начал многих сторон нашей жизни несомненно свидетельствует провозглашение Конституцией Российской Федерации в числе неотъемлемых прав человека право частной собственности и закрепление гарантий ее защиты (ст. 35). Однако, согласно ст. 8 Конституции РФ, помимо частной собственности в России существуют и должны пользоваться равной поддержкой и защитой государства государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Разделение системы права на частное и публичное право выходит за отраслевые рамки. Это более крупные, чем отрасль, структурные образования. Общим для публичного и частного права является то, что каждое из них объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права: частное - гражданское, семейное, трудовое право; публичное - все остальные отрасли права. Разумеется, это не исключает, а, напротив, предполагает проникновение частных начал в сферу действия правовых отношений, охватываемых публичным правом. Так, появилась категория административных договоров. Вместе с тем публичные начала проникают в отрасли частноправового блока - устанавливаются пределы и границы проявления частной инициативы и ответственности в случае их нарушения.
В современной науке понятие «норма права» и «правовая норма» в большинстве случаев рассматриваются как тождественные, что называется, по умолчанию. С нашей же точки зрения, следует поддержать постановку вопроса о различении категорий «правовая норма» и «норма права». В науке предлагается выделять следующие критерии их отличий.
Прежде всего, различия между ними складываются из-за их принадлежности к различным системам, соответственно, правовой нормы - к правовой системе, а нормы права - к системе права (позитивному праву государства). Правовая система конкретного государства представляет объективно возникающее, исторически закономерное правовое явление, включающее в себя взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимодействующие компоненты. Позитивное право есть своеобразная нормативная основа правовой системы в целом. Если правовая система показывает всю правовую организацию общества, то позитивное право выступает ее нормативной составляющей, находящей свою объективацию (формально-юридическое закрепление), в частности, в системе законодательства.
Утверждается, что норма права представляет форму выражения права, а именно позитивного права государства; правовая же норма - это форма выражения различных правовых явлений. Сюда могут быть отнесены в том числе общепризнанные принципы и нормы международного права, а также нормы естественного и обычного права; и если нормы естественного права закрепляются в нормативных правовых актах, то в юридической литературе они именуются как нормативно-правовые установки. В качестве примера можно привести норму, предоставляющую каждому право на жизнь. Она, в частности, находит свое отражение и в ст. 20 Конституции РФ, но специфическими ее особенностями являются: (1) признание со стороны государства; (2) осознание субъектами необходимости существования данной нормы в целях функционирования и развития общества. В силу этого приведенная норма действует вне зависимости от предписаний государства. Нас не должно смущать то обстоятельство, что данная норма поддерживается международным правом: очевидно, что исторически соответствующие международно-правовые нормы учитывали опыт, можно сказать, базировались на уже имеющихся к тому моменту нормах известных конституционных актов развитых в демократическом плане стран, то есть они также признали уже существующую к тому моменту естественно-правовую норму.
Думается, что в высказанных суждениях заложены и определенные противоречия. Так, норма права ставится в один ряд с формами права, что нельзя признать допустимым. Форма права есть выражение норм, поэтому отождествление указанных понятий выглядит невозможным с учетом сложившейся доктрины. Недостаточно ясным выглядит и словосочетание «форма выражения различных правовых явлений».
Кроме того, можно предположить, что правовая норма аккумулирует всю возможную правовую информацию, в том числе о естественных, обычно-правовых регуляторах, тогда как норма права информирует исключительно о позитивно-правовых средствах регулятивного и охранительного характера.
Норма права как клеточка системы позитивного права излагается в определенных формах права, в большинстве случаев - в нормативных правовых актах. Традиционно форму права принято рассматривать как текстуальное, документальное выражение норм права. Формы права образуют определенную систему, в которую российскими учеными предлагается включать нормативные правовые акты, нормативные правовые договоры, правовые обычаи, а также принципы права. В англо-саксонской правовой семье к числу форм права можно отнести и правовой (главным образом, судебный) прецедент. При этом следует поддержать идею различения источника и формы права. Источники права целесообразно рассматривать как факторы, «творящие» право, его начала, то, из чего оно возникает, происходит. Формы права - это его внутреннее и внешнее выражение.
Если рассматривать соотношение системы права и системы законодательства, то увидим, что оно является проекцией взаимосвязи внутренней и внешней форм права. При этом проекцией условной и несколько упрощенной, которая, однако, учитывает, что большинство норм позитивного права в российской правовой системе сосредоточено в нормативных правовых актах, а не нормативных договорах и других источниках.
Вопрос об изложении норм права в статьях нормативных правовых актов вызван именно нетождественностью вышеуказанных систем, внутренней и внешней форм права. Организация текста нормативного правового акта имеет свою логику построения, отличную от структурообразующих доминант нормы права. Норма права как исходная целостность системы права со своей закономерной структуризацией ее элементов зачастую оказывается не очевидной в своей текстуально нормативной форме бытия (изложении).
Система права, несомненно, оказывает влияние на построение системы законодательства. Однако на последнюю влияет ряд дополнительных факторов объективного и субъективного порядка, в том числе многослойность самих регулируемых общественных отношений, та или иная направленность воли законодателя, множественность правотворческих органов на разных уровнях, своеобразие звеньев и процессов государственного управления, интересы обеспечения последнего компактным нормативным правовым материалом, квалификации кадров, достигнутый уровень юридической техники и правореализации. Фактически отрасли права и отрасли законодательства никогда полностью не совпадают ни по количеству, ни по наименованиям, ни по конкретной структуре. Отрасли системы законодательства не в любой плоскости и не во всех элементах бывают адекватными отраслям права.
Связь системы права и системы законодательства может быть рассмотрена и в категориях взаимной причинно-следственной зависимости. С одной стороны, отрасли права предопределяют существование отраслей законодательства, с другой - бурное развитие того или иного института законодательства может привести к появлению новой отрасли системы права.
1.2. Особенности системы права России
Национальная правовая система (право) в антропологическом измерении может рассматриваться как способ человеческого взаимодействия (сосуществования), возможный благодаря способности человека быть автономным субъектом, который признает таким же субъектом любого другого. Право принадлежит к миру значений и смыслов, неотделимых от внутреннего мира человека и его отношений с другими людьми, и конструируется сознанием на основе институционализированных социальных практик. Оно есть «...феномен человеческих коммуникаций, то есть тех взаимодействий между людьми, которые получают специфический текстуальный смысл, позволяющий отличать право от других социальных явлений». При освоении права конкретными людьми, представителями различных государств и правовых систем, взаимодействие последних приобретает межличностный и имманентно правовой характер, в процесс взаимодействия помимо формальных, внутри- и межсистемных связей вовлекаются общечеловеческие правовые ценности, способные «скрепить», «очеловечить» межгосударственное общение.
Причем с методологической точки зрения важно отметить: не то существенно, что люди или вещи рассматриваются в процессах, а то, как способ бытия людей реализует, модифицирует процесс социального взаимодействия, как характеристики вещей и людей выражают ход процессов и определяют их логику. «Человеческие индивиды, представленные в многомерности своего бытия, могут и должны быть поняты сами как процесс (процессы), причем как процесс, обеспечивающий «пульсацию» общественного организма». Система современного российского права складывается из следующих отраслей: конституционное (государственное), административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, право социального обеспечения, природоресурсное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовно-исполнительное, международное публичное право и международное частное право.
Наряду с системой права в юридической теории существует и другое понятие - система законодательства. Это единый по своей социальной направленности и назначению в общественной жизни комплекс всех действующих нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные части отрасли в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства.
В Российской Федерации вертикальная система законодательства складывается из следующих подразделений: Конституция страны, стоящая во главе системы законодательства; законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; конституционные законы; обыкновенные законы; нормативные указы Президента; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти; нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
4. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства РФ, 24.03.2014, N 12, ст. 1201.
5. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» Собрание законодательства РФ», 19.04.2010, N 16, ст. 1815.
6. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6725.
7. Федеральный закон от 05.05.2014 N 91-ФЗ «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства РФ, 12.05.2014, N 19, ст. 2296.
8. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Азми Д.А. Тенденции развития системы права и системы законодательства в Российской Федерации // Адвокат. 2016. N 10.
12. Власенко Н.А., Залоило М.В. Динамика законодательства в контексте социально-экономического развития // Научные концепции развития российского законодательства: Монография. 7-е изд., доп. и перераб. / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. М., 2015.
13. Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Изв. вузов. Правоведение. 2011. N 3.
14. Дзыбова С.Г., Парасюк Е.А. Правовая система и гражданское общество: механизмы взаимовлияния // Российская юстиция. 2016. N 6.
15. Залоило М.В., Малютин Н.С. Российская правовая система в фокусе Совета Европы: конфликт или движение к гармонизации // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 2.
16. Кашанина Т.В. Структура права. М.: Норма, 2015.
17. Кемеров В.Е. Ключи к современности - в сдвигах методологии // Вопр. философии. 2014. N 2. С. 8.
18. Малько А.В. Правовая система и правовая жизнь общества // Журнал российского права. 2014. N 7.
19. Максимов С.И. Концепция правовой реальности // Неклассическая философия права: вопросы и ответы. Харьков, 2013.
20. Нормы права: теоретико-правовое исследование: монография / Ю.Р. Барышникова, Р.Г. Валиев, Т.В. Губаева и др.; отв. ред. Т.В. Губаева, А.В. Краснов; Рос. акад. правосудия. М.: РАП, 2014.
21. Осипов М.Ю. Системы в праве и правовые процессы. М., 2015.
22. Перевалов В.Д. Взаимодействие правовых систем: теоретические аспекты // Российский юридический журнал. 2014. N 5.
23. Поляков А.В. Коммуникативно-феноменологическая концепция права // Неклассическая философия права: вопросы и ответы. Харьков, 2013.
24. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учеб. 2-е изд. М., 2010.
25. Синенко В.С. Комплексные отрасли права: плодотворная идея или отказ от формальной определенности в правовой науке // Вестник Воронежского государственного университета. 2016. N 2.
26. Соловьев В.Ю. Судебная практика в российской правовой системе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 2012.
27. Трофимова Л.А. Понятие и значение судебной практики в российской правовой системе // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. N 2.
28. Хорошилов А.Н. К вопросу об энергетическом праве как новой комплексной отрасли российской правовой системы // Энергобезопасность и энергосбережение. 2012. N 4.