Фрагмент для ознакомления
2
Качество жизни — это соответствие условий жизни населения его потребностям и возможностям. Оно показывает, насколько людям комфортно в конкретной среде обитания, насколько они здоровы и счастливы. Средствами обеспечения качества жизни являются, с одной стороны, социально–экономические условия: совокупность потребляемых населением товаров и услуг (уровень жизни), включая здравоохранение, образование, политические возможности. С другой стороны, качество жизни зависит от потребностей, возможностей и духовных устремлений людей, детерминированных традициями, культурой, широтой кругозора, образованием, воспитание и т.д.
Поскольку формирующие индикаторы качества жизни (далее ИКЖ) параметры являются общими для федерального и регионального уровней, становится возможным говорить об универсальных критериях эффективности политического управления. Аналогичная система отчета по перечисленному набору показателей действует в субъектах РФ. Тем самым формируется функциональная вертикаль власти, в дополнение к административной вертикали, скрепленная через все уровни едиными параметрами контроля. Введение ответственности органов власти за результаты своей деятельности по динамике качества и уровня жизни обеспечит прорыв к политическому управлению нового типа, основанному на законах социальной эргономики. Всякие действия государства должны быть эргономичными, то есть соответствовать ценностям, потребностям и возможностям людей. Любые политические силы, приходящие к власти, окажутся вынужденными проводить преемственную государственную политику, исходя из национальных интересов и потребностей граждан. Общество становится главным распорядителем собственной жизни, поскольку будут осуществляться лишь те действия, что соответствуют его интересам [5, с. 217].
Население приобретает «оружие» защиты собственных интересов в виде механизма самоуправления, который через обратную связь осуществляет ежегодную коррекцию ошибочных государственных решений. Главное свойство этого «оружия» — не наказание за ошибку, а предупреждение ее появления или прогрессирования.
В существующую систему государственного управления дополнительно встраивается механизм прямой демократии, о которой так же говорил президент Медведев Д.А. Тем самым, преодолевается отчуждение народа от власти, свидетельствуя о реальном формировании социального характера государственного устройства России.
Современные концепции исследования качества жизни (далее КЖ) выстроены в ключе измерения объективных и субъективных показателей на базе объективных условий жизни и на основе изучения степени удовлетворенности условиями жизнедеятельности.
Теоретико–методологические наработки изучения содержания понятия качества жизни содержатся в работах сотрудников Института статистики и экономических исследований Госкомстата России и Института общественного проектирования, созданного на базе МГИМО и Университета МИД России. Большую помощь в определении содержания понятий уровень и качество жизни населения и определении основных методологических подходов к их оценке оказали работы Б.И. Башкатова, И.Ф. Брагина, О.В. Желязко и других. Неоценимую роль в оценке уровня благосостояния населения оказали методики лаборатории математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Независимого института социальной политики, а также методики, использованные в рамках проекта МГИМО «Политический атлас современности» [7, с. 88].
В роли рабочего определения уровня и качества жизни было использовано следующее: уровень жизни — уровень благосостояния, а качество жизни — степень удовлетворения некоторого базового набора материальных и духовных потребностей индивида, характеризуемая, с одной стороны, определенным уровнем благосостояния, с другой — наличием необходимой инфраструктуры и прочих условий для удовлетворения этих потребностей. Таким образом, уровень жизни представляет собой составляющую качества жизни.
Оценка уровня и качества жизни (далее КЖ) является продуктивным инструментом оценки и корректировки конкретной политики государства на разных его уровнях. Эффективность федеральных и региональных программ социально–экономического развития должна оцениваться в соответствии с изменениями значений объективных показателей уровня и качества жизни населения.
Основная проблема, с которой сталкиваются федеральные, региональные, краевые и муниципальные органы власти при оценке уровня и качества жизни — это отсутствие единой методологии и методики оценки уровня и качества жизни населения. Это приводит, в свою очередь, к возникновению трудностей в разработке, реализации и объективной оценке социальных программ, направленных на улучшение уровня благосостояния населения [11, с. 214].
Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкиваются исследователи при изучении и измерении качества жизни.
Самой первой проблемой является непосредственно выбор показателей (социальных индикаторов), характеризующих уровень качества жизни в исследуемом муниципальном образовании, регионе или стране. Сложность заключается в том, что до настоящего времени нет единой системы показателей, характеризующих качество жизни населения, и нормативно принятой методики его измерения на различных уровнях (качество жизни населения определенного города, области и т. д.), также нет единства в понимании того, какие социально–экономические процессы и явления обозначаются термином «качество жизни».
Еще одной сложностью при изучении качества жизни является измерение и сопоставление выбранных показателей. Измерение одних показателей не представляет труда, и они измеряются в метрических шкалах (уровень дохода, число детей в семье, размер заработной платы и т. д.). Измерение практически всех объективных аспектов качества жизни принципиальных проблем не вызывает и допускает использование относительно несложных математических преобразований [16, с. 80].
Совсем по–другому выглядит проблема, когда в качестве объектов измерения выступают субъективные ощущения человека, уровень его удовлетворенности различными сторонами жизнеобеспечения. В этом случае для регистрации различных субъективных составляющих качества жизни необходимо использовать так называемые номинальные или ранговые шкалы. В данном случае необходимо определить ранг или нормальную величину показателя, после чего распределить ранговые или нормированные значения по показателям. Проблема заключается в том, что ранговые и нормированные значения определяются непосредственно исследователем, т. е. нельзя судить о них как об объективных значениях.
Также стоит отметить, что, для того чтобы оценить качество жизни комплексно, необходимо составить многочисленные интегральные показатели, которые позволили бы оценить условия жизнедеятельности населения на максимально обобщенном уровне. Для этого необходимо произвести процесс так называемого «сворачивания» основных признаков показателей, описывающих качество жизни как некоторое целостное явление. В итоге информация от первичных измерений, зафиксированная через элементарные показатели, в результате укрупнения теряется [19, с. 22].
Важной проблемой и одновременно сложностью в реализации методики оценки качества жизни является отсутствие социальных норм, эталонных значений показателей, характерных для конкретного исследуемого региона, муниципального образования или страны в целом. Так, например, на сегодняшний день нет законодательно установленных норм жилищных условий для населения отдельных регионов, не обоснованы нормы потребления продуктов питания, нормы медицинского обслуживания и т. п. Существующие сегодня нормы рассчитываются без учета территориальных особенностей регионов.
Таким образом, показатели уровня жизни населения используются для общей характеристики состояния экономики, при проведении международных сопоставлений уровня жизни различных стран, для разработки социальной политики государства и выработки первоочередных направлений социальной поддержки отдельных групп населения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ. – Текст: электронный // Некоммерческие интернет-версии системы КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 24.12.2021).
2. Российская Федерация. Законы. О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 19.06.2000 N 82–ФЗ – Текст: электронный // Некоммерческие интернетверсии системы КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27572/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/ (дата обращения: 24.12.2021).
3. Айвазян, С.А. Социальные индикаторы: учебник / С.А. Айвазян, Ф.М. Бородкин. – Москва : Юнити–Дана, 2019. – 607 с.
4. Белокрылова, О.С. Региональная экономика и управление: учебное пособие / О. С. Белокрылова, Н. Н. Киселева, В. В. Хубулова. – Москва : Юнити–Дана, 2020. – 240 с.
5. Видяпин, В.И. Региональная экономика: учебник / В.И. Видяпин, М.В. Степанов, В.И. Видяпин, М.В. Степанов, Н.И. Синдяшкин. – Москва : Инфра–М, 2019. – 666 с.
6. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление: учебное пособие / А.И. Гаврилов. – Москва : Юнити–Дана, 2019. – 238 с.
7. Глушкова, В.Г. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / В.Г. Глушкова, В.В. Курнышев. – Москва : КноРус, 2019. – 256 с.
8. Кириллова, Т.А. Система показателей для оценки уровня оплаты труда / Т.А. Кириллова. – Текст: непосредственный // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2017. – N 3.
9. Курнышев, В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. – Москва : КноРус, 2017. – 272 с.
10. Лехтянская, Л.В. Созидательная сила труда, способная изменить качество жизни в России / Л.В. Лехтянская. – Текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2017. – № 4 (226). – С. 70–74.
11. Лимонов, Л. Э. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие / Л. Э. Лимонов. – Москва : Юрайт, 2020. – 464 с.
12. Орешин, В.П. Региональная экономика и управление: учебное пособие / В.П. Орешин, Г.Г. Фетисов. – Москва : РИОР, 2019. – 156 с.
13. Плисецкий, Е.Л. Региональная экономика: учебное пособие / Е.Л. Плисецкий, И.Л. Черкасов. – Москва : КноРус, 2019. – 272 с.
14. Поляк, Г.Б. Региональная экономика: учебник / Г.Б. Поляк. – Москва : Юнити–Дана, 2019. – 464 с.
15. Попов, Р.А. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник / Р.А. Попов. – Москва : Инфра–М, 2019. – 288 с.
16. Порядина, Е.Д. Влияние изменения качества жизни населения на инновационный потенциал Российской Федерации / Е.Д. Порядина. – Текст: непосредственный // Креативная экономика. – 2017. – № 10 (58). – С. 80–85.
17. Сбережения населения как показатель экономического благосостояния и внутренний источник инвестиций. – Текст: непосредственный // Финансы и кредит. – 2017. – №20 (452). – С. 12–16.
18. Такмакова, Е.В. Доходы населения как экономическая категория и показатель развития экономки / Е.В. Такмакова. – Текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2017. – № 7 Вып. 2 (163). – С. 9–13.
19. Трифонов, Е.В. Новое качество жизни населения в условиях гуманистической цивилизации / Е.В. Трифонов. – Текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2017. – № 17 (215). – С. 17–22.
20. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – Москва : Инфра–М, 2019. – 416 с.
21. Хмелева Г.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебное пособие / Г. А. Хмелева, В. К. Сенычев. – Москва : Инфра–М, 2020. – 224 с.
22. Царева, В.М. Рыночные отношения и качество жизни / В.М. Царева. – Текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2017. – № 7 (205). – С. 15–20.