Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Возникновение органов валютного регулирования и валютного контроля стали результатом реализации усиленной политической работы, которая затрагивает валютно–финансовые отношения в стране. Привлечение государства в урегулирование операций при участии валюты и валютных ценностей стало необходимым тогда, когда национальные денежные единицы стали быть неэквивалентны при осуществлении функции мировых денег.
В процессе либерализации внешнеэкономической деятельности возросли угрозы экономическому развитию России. После вступления в 2012 г. России во Всемирную торговую организацию не решены многие вопросы с позиции обеспечений экономической безопасности государства. В этих условиях особое место занимает проблема своевременного выявления угроз и повышения уровня экономической безопасности внешнеторговой деятельности Российской Федерации.
Экономическая безопасность внешнеторговой деятельности представляет собой экономические отношения, позволяющие защитить интересы государства и его субъектов–партнеров во внешней торговле от негативного влияния внешних и внутренних угроз, связанных с нарушениями российского законодательства, таможенных процедур, с криминализацией экспортно–импортных операций и создающих угрозу национальной и экономической безопасности государства.
В настоящее время устойчивая динамика экономических¬ связей между странами ведет к формированию мирового рынка как развитой сферы товарного обмена, основанного на международном разделении труда, важное место в котором занимает импорт товаров. Структура экспорта и импорта угрожающе деформирована. В экспорте 70% составляют сырье – минеральные продукты, а в импорте 50% машины и оборудование и 20%– предметы потребления. Доля импорта продовольствия в товарных ресурсах розничной торговли достигла 37%, тогда как критическим порогом этого индикатора безопасности считается 25%.
Процесс объединения Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы дает первые результаты: в ходе совместных проверочных мероприятий в 2016 году удалось дополнительно начислить таможенные платежи на сумму в 1,5 млрд рублей, налоговые органы добавили еще 1,9 млрд рублей отчислений.
Первостепенными вопросами в условиях экономического кризиса считается невозвращение в Россию валютной выручки от экспортируемых товаров и оказания услуг российскими организациями, помимо этого и бестоварное перечисление валюты и операции по фиктивным импортным контрактам. На основании этого, на счетах в зарубежных банках образовалось крупные валютные ресурсы, являющиеся собственностью российских компаний, чем наносится значительный вред экономической безопасности страны.
Целью настоящей работы выступает изучение и анализ таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятия в современных условиях. Для достижения поставленной цели выработаны следующие задачи:
изучить таможенно–тарифное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации
рассмотреть запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности на современном этапе
выявить проблемы таможенного регулирования на современном этапе развития ЕАЭС оценить совершенствование механизмов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях
Объектом выполнения исследования является деятельность таможенных органов в рамках регулирования внешнеторговой деятельности предприятий в современный период. Предмет исследования представляет собой систему работы таможенных органов, связанную с осуществлением валютного контроля, с целью обеспечения экономической безопасности России.
Практическая значимость работы заключается в том, что определенные теоретические утверждения и заключения могут использоваться в будущем в виде базы для предстоящего исследования и совершенствования валютного контроля.
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в исследовании главных вопросов, которые возникают в сфере валютного контроля, осуществляемого таможенными органами.
В процессе написания работы использовались методы: теоретический анализ, изучение материалов научных и периодических изданий по проблеме, синтез, дедукция, наблюдение и сравнение.
В работе использованы научные публикации таких авторов, как Н. В. Круглова, А. Г. Мовсесян, Г. А. Маховикова, Т.В. Скудалова, Г.С. Венчиков и другие. Вместе с тем использовались данные Федеральной таможенной службы РФ, данные Министерства экономического развития, данные Федеральной службы государственной статистики и данные сети Интернет.
Структура работы отражает порядок исследования и решение поставленных задач, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой в процессе написания работы литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Таможенно–тарифное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации
Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности –это деятельность уполномоченных органов государственной власти, которая заключается в определении и реализации правил перемещения продукции и транспортных средств через таможенную границу РФ (а также осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности по оказанию таможенных услуг), обеспечении соблюдения этих правил и привлечении к ответственности правонарушителей. Таможенно–тарифное регулирование представляет собой систему стоимостных инструментов и экономико–правовых мер, направленных на регулирование затрат и цен на ввозимую и вывозимую продукцию с учетом затрат и цен отечественных производителей, эффективности потребления отечественной и импортной продукции и максимального удовлетворения общественной потребности в тех или иных товарах.
Таможенно–тарифное регулирование, наряду с нетарифными мерами, является основными методами и распространяет свое влияние на единое таможенное пространство ЕАЭС. Таможенное пространство является необходимым элементом всех взаимосвязей отечественной экономики с экономиками других стран, формирующих мировое экономическое пространство в целом. Таможенно–тарифные методы занимают важное место в регулировании ВЭД. Их роль возрастает со вступлением России во Всемирную торговую организацию, поскольку соглашениями ВТО предусмотрено увеличение роли таможенного тарифа в регулировании ВЭД и ограничение применения нетарифных мер. Нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности, как правило, направлены на достижение тех же целей, что и таможенно–тарифное. Они позволяют в более короткие сроки получать необходимые результаты, решать некоторые специальные задачи, но в долговременном плане не способствуют формированию нормальной конкурентной среды на внутреннем рынке, созданию и поддержанию эффективной структуры производства.
При определенных условиях таможенно–тарифные и нетарифные меры, например, пошлины и квоты, взаимодействуют друг с другом.
Таможенно–тарифное регулирование имеет преимущество перед нетарифным: при ограничении импорта и росте внутренних цен образующиеся дополнительные доходы направляются в государственный бюджет, а не остаются у импортера.
Таможенно–тарифное регулирование включает меры нескольких уровней, их можно объединить в две группы. Одна группа мер связана с разработкой таможенных пошлин и таможенного тарифа, другая – с применением таможенного тарифа
Т. П. Базаров считает, что «валютное регулирование – это определенный порядок государственного управления валютной сферой в экономике. Во–первых, валютное регулирование зависит от денежно–кредитного регулирования, ведь валюта представляет собой денежное средство, применяемое во внешнеторговых расчетах. Во–вторых, валютное регулирование проявляет непосредственное действие на внешнюю торговлю, а внешнеторговое регулирование воздействует на валютные отношения».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // http://www.eurasiancommission.org/, 05.06.2014, http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015.
2. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164–ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // «СЗ РФ», 15.12.2003, N 50, ст. 4850, «ПГ», N 232, 16.12.2003, «РГ», N 254, 18.12.2003.
3. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183–ФЗ «Об экспортном контроле» // «СЗ РФ», 26.07.1999, N 30, ст. 3774, «РГ», N 146, 29.07.1999
4. Базаров, Т. П. Валютное регулирование в России: учебник / Т. П. Базаров. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2013. – 512 с.
5. Венчиков, Г. С. Экономическая безопасность: учебник / Г. С. Венчиков. – СПб.: Вектор, 2014. – 256 с.
6. Гутарина, О. В. К вопросу о таможенной пошлине и таможенно–тарифном регулировании в связи с образованием Евразийского экономического союза / О.В Гутарина. – Москва: Реформы и право, 2014. – № 4. – С. 8.
7. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. – М., 2015. – 216 с.
8. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник / З.К. Раджабова. – М.–Инфра–М, 2016 – 656 с.
9. Круглова, Н. В. Валютное регулирование и финансовая политика государств в условиях глобализации: монография: [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru.0
10. Маховикова, Г. А. Таможенное дело: учебник для бакалавров / Г. А. Маховикова, Е. Е. Павлова. – 2–е изд., перераб, и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 408 с.
11. Мыльникова, О. Валютный контроль в таможенном союзе / О. Мыльникова // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. –2013. – № 7;
12. Мовсесян, А. Г. Международные валютно–кредитные отношения: учебник / А. Г. Мовсесян. – М.: ИНФРА–М, 2011. – 328 с.
13. Макрусев, В. В. Развитие таможенного института как системы таможенных услуг/ В. В. Макрусев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2015. – № 1. – С. 38.
14. Рудакова, О. В. Тарифная политика российского государства / О. В Рудакова, М. Л. Марченкова // Социально–экономические явления и процессы. – 2014. – № 5. – С. 47.
15. Завражных, М. Л. Таможенное право России: учебное пособие / М. Л. Завражных. – 3–е изд., испр.. – Москва: ОМЕГА–Л, 2016. – С. 207. –Библиогр. – 788 с.
16. Хапилин С.А. Обеспечение национальных экономических интересов России в условиях глобализации: таможенный аспект / С.А. Хапилин// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 3.
17. Официальный сайт ЕАЭС [Электронный ресурс]: http://www.eaeunion.org/
18. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru/
19. Информационный ресурс [Электронный ресурс]: http://www.tamognia.ru