Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Система менеджмента качества состоит из взаимодействующих процессов. Понимание того, как эта система, включая все ее процессы, ресурсы, способы и методы управления, а также их взаимодействие, достигает результатов, позволяет организации оптимизировать свою деятельность. Очевидно, что для сложных систем, к которым можно отнести и системы менеджмента качества, нередко затруднительно получить единственное описание, отвечающее на все вопросы с точки зрения руководства и управления, пригодное для достижения всех ключевых целей и задач. Являясь по своей природе многогранной по формам и содержанию представления, организация (система) как совокупность взаимосвязанных компонентов может быть описана в виде целого ряда самостоятельных, законченных «проекций», количество которых кроме всего прочего определяется главным образом целями менеджмента.
В стандарте ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь» системный подход к управлению - идентификация, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, способствующих результативности и эффективности организации.
Данный принцип говорит о том, что любые управляющие воздействия в организации необходимо осуществлять, учитывая взаимосвязь процессов и систем организации. Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем:
- улучшается взаимосвязь процессов и упорядочивается управление процессами, что приводит к более эффективному достижению желаемых результатов;
- появляется возможность сфокусировать усилия на работе ключевых процессов. Внимание руководства не распыляется на решении текущих оперативных вопросов;
- заинтересованные стороны получают уверенность, что работа организации является устойчивой, производительной и эффективной.
Например, одна и та же организация может быть представлена как:
- сеть процессов, с помощью которых организация выполняет свою миссию;
- совокупность источников и каналов связи потоков информации и типов данных;
- организационная структура;
- инфраструктура (территории, здания, коммуникации), и т.д.
В рамках принципов менеджмента качества в разном виде признается, что ключевой для целей общего руководства является представление объекта в виде сети процессов, определяющих его миссию. Системы менеджмента качества можно рассматривать как часть общей системы руководства организацией, целью которой является эффективность и результативность работы компании.
Качество конечной продукции в рамках принятой парадигмы определяется качеством процессов. Менеджмент качества в рамках системы качества тогда (упрощенно) может сводиться к руководству (именно) сетью процессов организации, которые «формируют» качество конечной продукции. В этом и состоит, возможно, главный принцип системного подхода к руководству качеством, которое, в свою очередь, определяет конкурентоспособность организации.
Данная работа посвящена изучению вопроса организации работ по обеспечению качества.
Осмысление работы организации под углом процесса на чей-то взгляд может показаться сложным, и на практике чаще всего случается так, что важнейшие следствия тех или иных действий, на которые затрачены ресурсы, выпадают из поля зрения. Это происходит просто и естественно, и даже те, кто давно и систематически занимается качеством и внедряет стандарты у себя на предприятии, могут ошибиться.
Справедливость этого утверждения хорошо иллюстрирует случай, описанный Г. Нивом, учеником создателя процессного подхода У. Деминга (изначально - математика-статистика) в книге «Вселенная доктора Деминга». Нив пишет, что наблюдал за внедрением системы менеджмента качества основанной на статистических, то есть, по преимуществу, математических методах качества. Это происходило на известной в Великобритании фирме по производству бытовой техники, которую автор не называет. Нив осведомился: как определяют процессы работы компании, которые должны быть учтены при совершенствовании системы управления качеством. Ему ответили, что это происходит в результате «мозгового штурма» экспертов организации и добавили, что после того, как список был готов, он тщательно изучался для выявления тех факторов, которые «подходят» для статистического контроля.
Но, если тот или иной фактор не анализируется статистически – это совсем не значит, что он не может оказывать существенного влияния на ход процессов. Добросовестно заблуждаясь, в компании «подогнали» результат анализа под систему качества, а не наоборот, как следовало бы. Такие ошибки в реальности чреваты серьезными убытками, поэтому очень важно не просто понимать работу фирмы как процесс, во всей сложности этого явления, но и спроектировать (а затем и выстроить) систему, в которой процесс и его свойства – стержневые элементы.
Контроль качества продукции играет значительную роль в управлении организации. Он обеспечивает действительно хорошее качество выпускаемой продукции, а значит, является важным методом достижения поставленных целей и серьёзным рычагом процесса управления в целом.
1. Работы по контролю
Контроль качества (QualityControl) – любая плановая и систематическая деятельность, осуществляемая на производстве, которая проводится для гарантированного подтверждения того, что производимые товары, услуги и вообще любые выполняемые процессы соответствуют установленным требованиям и определённым стандартам потребителей.
Согласно стандарту ISO 9000:2000, определяющему подобные нормы, quality – набор конкретных характеристик и свойств товара или услуги удовлетворять определенные потребности. При этом нужно учитывать, что обозначенные особенности контроля качества продукции можно было измерить и проконтролировать. Например, к ним можно отнести вес, габариты продукта и упаковки, стоимость, фасовка и т.д. Можно выделить 2 основные группы особенностей товара: качественная и количественная. К первой можно, к примеру, отнестихудожественное оформление, а ко второй – размеры и технические аспекты.
Цели контроля качества продукции
1) Увеличение эффективности в работе с клиентами. Когда улучшается качество продукта, растёт количество потребителей, при этом сохраняется уже существующая клиентская база. Это хорошая стратегия, при которой нет необходимости учитывать ценовую конкурентную политику.
2) Формирование производственной культуры. Если грамотно построена и налажена система управления качеством, то это благоприятно сказывается на мотивации работников предприятия, складывается некая производственная культура. Соответственно, уменьшается количество допущенных сотрудниками ошибок, что помогает избежать дополнительных затрат и улучшить процесс контроля качества продукции.
3) Рост конкурентоспособности предприятия, уровня инвестиций в него. Здесь успех гарантирован тем фирмам, которые превосходят ожидания клиентов. Налаженная система управления качеством увеличивает лояльность покупателей и создаёт безупречный имидж компании, укрепляет её позиции.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ISO 9001:2015. Quality management systems. Requirements (ISO 9001:2015. Системы менеджмента качества. Требования)
2. ISO 9001:2008. Quality management systems. Requirements (ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования)
3. Guidance on the requirements for Documented Information of ISO 9001:2015 («Руководство по требованиям ISO 9001:2015 к документированной информации»).URL:
https://www.iso.org/files/live/sites/isoorg/files/archive/pdf/en/documented_information.pdf.
4. ИСО 9000:2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь
5. ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части
6. ГОСТ Р ИСО 10018-2014 (ISO 10018) Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности
7. Пономарев С. В. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества : учебное пособие / С. В. Пономарев, С. В. Мищенко, В. Я. Белобрагин. – М.: Стандарты и качество, 2009. – 248 с.
8. Глудкин О. П. Всеобщее управление качеством: учебник / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин. – М.: Радио и связь, 2009. – 600 с
9. Ушакова Е. В. Системы менеджмента качества: учебное пособие / Т. А. Борисова, В. Я. Дмитриев; под ред. Е. В. Ушаковой; С.-Петерб. ун-т технол. упр. и экон. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. - 168 с.
10. Ильенкова С. Д. Управление качеством: учебник / под ред. С. Д. Ильенковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 352 с.
11. Мишин В. М. Управление качеством: учебник / В. М. Мишин. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 463 с.
12. Окрепилов В. В. Всеобщее управление качеством: учебник. В 4 кн. / В. В. Окрепилов. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2007. – 454 с.
13. Пономарев С. В. Управление качеством продукции. Введение в систему менеджмента качества: учебное пособие / С. В. Пономарев. – М.: Стандарты и качество, 2008. – 248 с.
14. Нахратова Г.В. Построение плана контроля: учебное пособие / Г. В. Нахратова. – ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет, 2018. – 226 с.