Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что финансовый контроль, в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и т.д.), связан с использованием категорий затрат.
Необходимость построения эффективного государственного финансового контроля в Российской Федерации обсуждается уже давно. За последние годы в экономической литературе опубликовано множество работ по данной проблеме, а также приняты многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие различные аспекты организации государственного и муниципального финансового контроля.
Однако в стране до сих пор не разработаны концептуальные подходы к формированию единой системы государственного финансового контроля, не создана теоретическая, правовая и методологическая база, соответствующая требованиям сегодняшнего дня. Общий (единый) федеральный закон о государственном финансовом контроле в Российской Федерации до сих пор не принят, отсутствует единая концепция его реализации, не дано законодательного определения многих категорий и понятий, четко не разграничены функции субъектов контроля и т.д.
Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только наличных денег. В конечном счете, это означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредован денежными отношениями.
Целью курсовой работы является изучение форм и методов финансового контроля.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
рассмотреть рассмотрим концепцию и сущность финансового контроля;
проанализировать законодательство о государственном финансовом контроле;
рассмотреть основные формы и методы государственного финансового контроля.
Анализ НПА. Бюджетный кодекс РФ определяет: виды государственного, а также муниципального финансового контроля, осуществляемые в РФ; объекты финансового контроля; методы финансового контроля; полномочия органов финансового контроля; специфику и источники официального документооборота между субъектами и объектами контроля. Указ Президента № 1095 – это фактически единственный принятый на федеральном уровне НПА, закрепляющий на официальном уровне институт государственного финансового контроля и определяющий основные органы, которые являются его субъектами. В частности, речь идет о таких структурах, как Счетная палата, Центробанк, Минфин. Отметим, что указ № 1095 устанавливает, что государственный финансовый контроль может осуществиться любыми органами, компетентными в вопросах средств в рамках национальной бюджетной системы.
1. Понятие и законодательное регулирование финансового контроля
1.1 Понятие и сущность финансового контроля
Анализ мнений ученых, представленных в экономической и специальной правовой литературе, позволяет сделать вывод о том, что существуют разные точки зрения на понятие государственного финансового контроля: первый — это вид государственной деятельности; второй-контрольные функции государственных органов; третий-методы и инструменты; четвертый-сфера деятельности особо компетентных государственных органов; пятый-деятельность государства.
Первую точку зрения поддерживают И.Д. Мацкуляк, Е.Ю. Грачева, А.Н. Козырина.
Так, по мнению ученого И. Д. Мацкуляка, «государственный финансовый контроль — это система институтов, инструментов и объектов для проверки законности и адекватности действий при формировании, распределении и использовании средств государства и органов местного самоуправления» . По словам Е. Ю. Грачева, это контроль «со стороны органов государственной власти и организаций за легитимность действий в процессе сбора, распределения и использования средств государства и муниципалитетов с целью реализации эффективной финансовой политики в обществе по обеспечению прав и свобод граждан».
Мы не можем согласиться с этим утверждением, так как финансовый контроль в функции государства следует отличать от государственной деятельности, которая может осуществляться специально уполномоченными органами или структурным подразделением того или иного государственного органа. Таким органом в законодательной структуре Правительства РФ является Счетная палата РФ.
С точки зрения А.Н. Козырин, под финансовым контролем следует понимать деятельность органов государственной власти, осуществляемую с использованием тех или иных организационных форм и методов, в отдельных случаях - негосударственные органы, наделенные законом соответствующими полномочиями с целью установления легитимности и надежности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансовой деятельности и к тому же не полностью согласны с этим мнением, поскольку первая-это деятельность государства, которая осуществляется через соответствующие органы, вторая заключается в том, что деятельность финансового контроля направлена на выявление нарушений финансовой дисциплины., под которым должен пониматься установленный финансовым законодательством порядок формирования, распределения и использования средств Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Второй точки зрения придерживаются А.Я. Быстряков и Ю.М. Воронин.
Так, А.Я. Быстряков считает, что «финансовый контроль является неотъемлемой частью процесса финансового управления, законодательно регулируемой деятельностью специально созданных учреждений по контролю за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины». Мы не можем с этим согласиться, поскольку считаем, что финансовый контроль является не неотъемлемой частью процесса финансового управления, а функцией государства, которая находит свое материальное выражение в отдельных независимых финансовых и правовых институтах.
Эта деятельность государства связана с объективной необходимостью финансов. В этой декларации, по сути, происходит выявление понятия государственного и бюджетного контроля. Контроль государственного бюджета является лишь частью финансового контроля государства, потому что финансовые интересы шире, чем бюджет.
С точки зрения Ю.М. Воронин, государственный финансовый контроль - это «экономические отношения, касающиеся формирования и эффективного использования государственных финансовых ресурсов и государственного имущества, проявляющиеся в деятельности субъектов финансовых правоотношений, регулируемых правовыми нормами (органы государственной власти, органы местного самоуправления и созданные ими структуры) по контролю за поступлением, движением и расходованием государственных (муниципальных) финансовых ресурсов и государственного (и муниципального) имущества». И согласиться с этим утверждением невозможно, потому что это не просто деятельность субъектов финансовых правоотношений, регулируемых правовыми нормами (органов государственной власти, местного самоуправления и созданных ими структур), уполномоченных осуществлять контроль, исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они влияют, а деятельность государства.
В современной России плюрализм и равенство различных форм собственности закреплены на конституционном уровне: «В Российской Федерации частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности признаются и защищаются в равной степени» (пункт 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации). В соответствии с конституционными поправками объектом финансового контроля могут быть не только государственные финансы, но и частные финансы, а также финансы местного самоуправления.
Третью точку зрения поддерживают Н.И. Химичев, Л. Н. Овсянников. По словам Н.И. Химичевой, «финансовый контроль осуществляется в порядке, установленном правовыми нормами всей системы органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специализированных контролирующих органов». Она справедливо отмечает, что основным содержанием финансового контроля в отношении регулируемого финансового законодательства является «проверка исполнения гражданами и финансовыми органами обязательств государственных органов и органов местного
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательств РФ от 01.07.2021 N 244-ФЗ
2. Указ президента РФ от 25.07.1996 N 1095
3. Приказ Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н (ред. от 04.10.2010). Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности // Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.10.2007 N 10256
Учебная и справочная литература
4. Белуха Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства // Н.Т. Белуха – М.: Финансы и статика, 2010, 236 с.
5. Бровкина В.Д. Контроль и ревизия // В.Д. Бровкин – М.: ИНФРА-М, 2010, 153 с.
6. Быстряков А.Я. Реформа государственного финансового контроля российской Федерации (вопросы теории и практики) // А.Я. Быстряков – М.: 2003.
7. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики // Ю.М. Воронин – М.: 2005, 50 с.
8. Грачева Е.Ю. Финансовый контроль // Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко, Е.А. Рыжкова – М.: 2004, 272 с.
9. Грязнова А.Г. Финансы: Учебник // А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина — М.: Финансы и статистика, 2011, 504 с.
10. Звездин А.Л. Ревизия и контроль // А.Л. Звездин — М.: КноРус, 2010, 194 с.
11. Лапуста М.Г. Финансы организаций // М.Г. Лапуста — М.: Проспект, 2009, 64 с.
12. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы // И.Д. Мацкуляк – М.: 2003, 593 с.
13. Овсянников Л.Н. Государственный финансовый контроль: подходы к стандартизации // Л.Н. Овсянников — М.: Финансы, 2010, 127 с.
14. Привезенцев В.А. Контроль и ревизия: Учебное пособие // В.А. Привезенцев — М.: Проспект, 2009, 58 с.
15. Романовская В.В. Государственный финансовый контроль и особенности его осуществления в государственных корпорациях // В.В. Романовская – М.: 2017, 88 – 95 с.
16. Сайгафаров Р.В. Государственный финансовый контроль // Р.В. Сайгафаров – М.: 2017, 91с.
17. Симонова Л.А. Эффективность государственного финансового контроля // Л.А. Симонова — М.: Финансы, 2009, 94 с.
18. Сумская М.Ю. К вопросу о понятии и сущности государственного финансового контроля // М.Ю. Сумская, А.С. Эсханова – М.: Аллея науки, 2018, 706 – 713 с.
19. Суфянова Е.З. Государственный финансовый контроль // Е.З. Суфянова – М.: Аллея науки, 2017, 414 – 417 с.
20. Уланова Н.К. Оценка эффективности финансового контроля // Н.К. Уланова, А.Ю. Черенков – М.: 2017, 816 – 820 с.
21. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления // В.З. Шевлоков — М.: Финансы, 2010, 115 с.