Фрагмент для ознакомления
2
Высокие темпы роста вклада туристской индустрии в экономику туристских регионов и его возрастающее влияние на социальную составляющую жизнедеятельности человека требуют системного и научного подхода к изучению туризма, как многосложной открытой и динамической системы, имеющей собственную структуру с многообразием внутренних связей и являющейся составной частью более сложной суперсистемы. Повышение эффективности деятельности всей системы с ее многочисленными взаимодействиями с множеством разнородных отраслей, специфические особенности конечного продукта, содержание которого определяется потенциалом туристских ресурсов региона, и наибольший вклад в создание которого вносит сфера услуг, обуславливают необходимость разработки обоснованных и действенных методик по ее управлению.
Актуальность темы связана с необходимостью и насущной потребностью развития внутреннего туризма в масштабах сопредельных российских регионов. Сегодня на Волге сосредоточен самый многочисленный российский речной флот: около 30 акционерных судоходных компаний — речных пароходств эксплуатируют внутренние водные пути по Волге где проходит 20 маршрутов речных круизных линий.
В последние годы тема путешествий и туризма по воде, проблемы речного круизного туризма находятся в центре исследовательского интереса, однако в широком спектре проблем доминируют экономический и управленческий компоненты, в то время как социокультурный аспект находится на периферии научных изысканий.
Объектом исследования является: города и музеи на круизном маршруте.
Предметом исследования является организация водно-круизного туризма.
Цель работы: разработать комбинированный познавательно - круизный тур по реке Волге с изучением достопримечательностей городов и музеев.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность речных путешествий и круизов;
- рассмотреть внутренние речные круизы;
- представить особенности разработки и реализации речных круизов. Состояние речных круизов в РФ;
- рассмотреть города и музеи в маршрутах речных круизов по Волге;
- разработать круизный маршрут «Города и музеи на Волге».
В данном исследовании проанализирована специальная литература основных авторов в области туристской деятельности М.Б. Биржаков, В.Н. Григорьев, Н.И. Волошин, И.В. Зорин, Р.Б. Ивуть, В.А. Квартальнов, А.С. Кусков, Р.Г. Леонтьев, П.П. Морозов и многие другие, исследованы электронные ресурсы в области туризма.
При изучении теоретических основ речных круизов, использованы работы отечественных авторов В.И. Азара, М.Б. Биржакова, И.И. Будко, В.Г.Гуляева, Е.Н. Ильиной, В.А. Квартальнова, О.Я. Осиповой, А.Г. Папиряна, В.Б. Сапруновой, В. С. Сенина, А. Д. Чудновского.
Методы исследования - при написании данной работы применялись как общенаучные методы (синтез, анализ, дедукция), так и специфические (описательный, сравнительный и т.д.).
Практическая значимость работы состоит в том, что применение данного исследования и рекомендаций по организации речных круизов может стать перспективным фактором развития туризма по Волге.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении его результатов и состоит из введения, основной части, выводов и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты специфики речных круизов в России
1.1. Сущность речных путешествий и круизов
Круиз — (англ. cruise), в первоначальном значении — морское путешествие. В настоящее время понятие расширилось, туристические фирмы стали предлагать морские круизы, речные круизы и круизы на поездах [11, c.84].
Речной круиз представляет собой водный туристский маршрут, в общем случае многодневный, на речном судне, на котором туристу предоставляется пакет услуг перевозки, размещения и питания, развлечения на судне, наземные экскурсионные и иные туристские услуги и обслуживание. Судно перемещается по реке или озерно-речной системе последовательно из одного пункта в другой соответственно программе круиза с плановыми остановками в населенных пунктах или местностях для совершения туристами экскурсий или отдыха.
Главная особенность речных круизов – это возможность сочетать спокойный отдых, экскурсии и развлечения. Находясь в состоянии покоя, путешественник пребывает в постоянном движении. Можно незаметно для себя преодолевать большие расстояния, при этом мирно загорать на шезлонге, наслаждаться вкусным ужином в ресторане или танцевать в салоне.
Речной круиз – это увлекательное путешествие со стоянками в местах с богатой историей и массой достопримечательностей. Время, проведенное на борту теплохода, будет идеальным не только для романтических натур, а также для людей, желающих расширить свой кругозор.
Водные туристские путешествия имеют целый ряд достоинств:
- наиболее высокий уровень комфорта
- значительный объем единовременной загрузки (1000 человек и более)
- возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, а также учебный туризм, шоп-туризм, паломнический и пр.)
- возможность полноценного отдыха
- полный комплекс жизнеобеспечения.
Недостатками водных туристских путешествий являются:
- невысокая скорость движения транспортных средств
- ограниченная мобильность
- синдром «замкнутого пространства»
- подверженность части людей «морской болезни»
- в ряде случаев высокие тарифы.
Речные путешествия и круизы бывают кратковременными (1—3 дня) и длительными (25—30 дней) [9, c.112].
Россия обладает уникальными возможностями для речных путешествий. Реки, озера и каналы в Европейской части России позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря, а Москва стала портом пяти морей. Кроме того, для туристских путешествий используются каналы: Беломоро-Балтийский (227 км); Волго-Балтийский (361 км); Волго-Донской (101 км). Практически 80% круизного речного флота сконцентрировано на маршрутах между Москвой и Санкт-Петербургом [8, c.65].
Речные круизы относятся к дорогому виду туризма и это в современных экономических условиях приводит к тому, что происходит сокращение объема пассажирских перевозок на туристских линиях. В то же время речным круизам присущи:
а) уникальные свойства туристского продукта, которые позволяют в сжатые сроки ознакомиться с неповторимыми природными и историческими местами в России и, возможно, зарубежных стран при выполнении круизов по схеме «река — море — река»;
б) возможность проведения туров с различными программами, направленными только на отдых, сочетающие отдых и спорт, деловые поездки-семинары и т. д.;
в) упрощенный визовый режим для круизеров при посещении портовых городов в зарубежных странах (Греция, Испания, Португалия, Франция и др.), - дирекция круиза обеспечивает взрослых и детей, не оформлявших визы, разрешение на сход и пребывание на берегу по так называемым круизным спискам;
г) достаточно высокий уровень обслуживания;
д) конкурентоспособные цены, позволяющие сформировать устойчивый спрос;
е) малая доля речных круизов в других странах.
По сравнению с морскими маршрутами речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны и дают возможность для кратковременных стоянок [14, c.104].
Обычно при организации речных круизов в России используются многопалубные теплоходы на следующих транспортных водных системах:
- Беломоро-Балтийский канал. Соединяет Онежское озеро и Балтийское море, однако практически по каналу могут проходить лишь маломерные и плоскодонные речные суда, а речные круизные лайнеры и суда «река — море» из-за низкой осадки этим путем не следуют;
- каналы системы Волго-Балтики соединяют Онежское озеро и систему реки Волги. Они образуют протяженный речной путь, соединяющий Балтийское море — Финский залив, реку Неву, Ладожское озеро — реку Свирь — Онежское озеро и далее с бассейном реки Волга. Это традиционный речной путь, по которому с 15-16 мая по 19-30 сентября наряду с сухогрузами, танкерами, караванами барж, следует множество круизных пассажирских круизных судов;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Текст] // от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 08.06.2020). – Российская газета. – № 7166 (298).
2. О создании Правительственной комиссии по импортозамещению и ее составе [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 785 // официальный сайт Правительства РФ. – Режим доступа: http://government.ru/docs/19160/.
3. Александрова, А. Ю. Морской и речной туризм [Текст] / А. Ю. Александрова // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2020. – № 1. – С. 24-38.
4. Андрианов, В. И. Новые направления формирования системы развития речного туризма [Текст] / В. И. Андрианов // «Межрегиональное и приграничное сотрудничество»: междунар. сб. науч. трудов. – Белгород, Харьков: Константа, 2019. – Вып. 3. – С. 28-39.
5. Андрианов, В. И. Речной туризм как составная часть туристско-рекреационной системы региона: проблемы развития [Текст] / В. И. Андрианов // Мат. междунар. науч. - практ. конф. «Развитие индустрии туризма и гостеприимства в контексте трансграничного сотрудничества». – Белгород: НИИ БелГУ, «ЭпиЦентр», 2018. – С. 112-119.
6. Арутюнов, С. В. Развитие внутреннего речного туризма [Текст] / С. В. Арутюнов // Практика управления. – 2020. – № 4. – С. 6-19.
7. Балашова, О. А. Роль речного туризма в экономике России / О. А. Балашова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – №14. – С.85-92.
8. Белоусова, Р. Н. Речной туризм [Текст] / Р. Н. Белоусова // Молодой ученый. – 2020. –№ 20. – С. 215-220.
9. Гельбрас В. М. Туристско-рекреационное проектирование [Текст] // В. М. Гельбрас. – М. : МЭ и МО. М. – 2018. – 198 с.
10. Гулин, К. А. Туристско-рекреационное проектирование речного туризма [Текст] / К. А. Гулин, Е. А. Мазилов, А. П. Ермолов // Проблемы развития территории. – 2018. – № 3. – С. 7-25.
11. Китова, Л. Ю. Историко-культурное наследие России как объект туризма [Текст] / Л. Ю. Китова // Вестник КемГУ. – 2020. – №2-7 (62). – С.12-15.
12. Клейман, А. А. Инфраструктура туризма на Волге: стратегия развития [Текст] /А. А. Клеймана, О. Б. Евреинов. – СПБ. : Д.А.Р.К., 2019. – 384 с.
13. Клейман, А. А. Туристско-рекреационное проектирование морского и речного туризма [Текст]: учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения / А. А. Клейман, О. А. Бабанчикова // СПб. : ИПП, 2019. – 260 с.
14. Колова, И. А. Стратегические проблемы развития туризма в России [Текст] / И. А. Колова, Н. К. Мартов. – М.: РИБ «Турист», 2019. – 207 с.
15. Леонидова, Е. Г. Развитие внутреннего речного туризма в регионе [Текст] / Е. Г. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – №2 (50). – С.271-283.
16. Мешечкина, Р. П. Речной туризм [Текст] / Р. П. Мешечкина, Л. П. Пидоймо // Современная экономика: проблемы и решения. – 2019. – № 6(66). – С. 90-100.
17. Горев В.М. Туристско-рекреационное проектирование [Текст] // В.М. Горев. – М. : Юнити. – 2019. – 320 с.
18. Новиков В.С. Туристско-рекреационное проектирование [Текст] // В.С. Новиков. – М. : МЭ и МО. М. – 2018. – 198 с.