Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа говорит об актуальности темы исследования. Поэтому социально-экономические проекты становятся сегодня одной из основных проблем совершенствования системы управления. Эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно без владения технологией выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Методы совершенствования системы управления национальными проектами могут быть универсальными, пригодными для любой проблемы, и могут быть специфическими. Выбор метода принятия управленческого решения зависит от реального содержания проблемы.
Выдвинутая Президентом Российской Федерации В. В. Путиным инициатива подготовки и реализации 12 национальных проектов по ключевым направлениям экономического и социального развития страны создает важную программу действий по формированию нового облика страны и ее регионов. Хотя национальные проекты сами по себе представляют инициативу федерального уровня, их реализация невозможна без деятельного, заинтересованного участия со стороны субъектов Российской Федерации. Оно предполагает не только согласование с действующими или вновь подготовленными стратегиями социально-экономического развития регионов, но и включение целевых индикаторов национальных проектов в систему государственных программ субъектов Российской Федерации, формирование (при содействии федерального центра) необходимого объема финансовых ресурсов для достижения на местах поставленных в национальных проектах целей. Это также касается усилий по привлечению к реализации национальных проектов частного бизнеса и частных инвесторов на началах государственно-частного партнерства.
Целью данной работы является изучение этапов развития управления национальными проектами в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить основы государственного управления национальными проектами;
раскрыть сущность национальных проектов социально-экономического развития;
представить расходы бюджета России на финансовое обеспечение реализации национальных проектов на современном этапе;
раскрыть методы реализации национальных проектов на перспективу.
Объект исследования - управление национальными проектами в России.
Предмет исследования – управление национальными проектами.
Методами исследования являются синтез, анализ, статистическая обработка данных, моделирование процессов.
Теоретической базой исследования являются труды российских и зарубежных авторов, к которым относятся И.Л. Туккель, Й. Шумпетер, Р.А. Фатхутдинов, Ф.Котлер, П.Ф Друкер и другие.
Работа состоит введения, из двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
1.1 Основы государственного управления национальными проектами в регионах РФ
Новый «транш» национальных проектов, генерированный майским 2018 года Указом Президента Российской Федерации, пока еще не получил развернутого анализа в научной литературе, хотя по проблематике национальных проектов, действовавших в середине 2000-х годов, было проведено довольно много научных исследований. Прежде всего в них отмечается, что в указанный период обращение к такому инструменту решения экономических и социальных проблем страны на долговременной основе, как национальные проекты, было вполне обоснованным и актуальным. Это предопределялось тем, что законодательство о стратегическом планировании тогда еще не было сформировано. При этом благоприятная внешнеэкономическая ситуация (высокие цены на нефть) привела к получению значительных дополнительных бюджетных доходов, для которых необходимо было найти формы и каналы достаточно продуктивного использования, чтобы решить приоритетные задачи в области хозяйственного и социального развития страны и ее регионов [20, с. 47].
К 2018 году ситуация существенно изменилась. Прошло уже четыре года после принятия Федерального закона № 172-ФЗ о стратегическом планировании, повсеместно доминировало ожидание его практической реализации, в том числе в части завершения работы над его ключевыми документами, прежде всего, «базовой» Стратегией социально-экономического развития страны, многочисленные инициативные проекты которой многократно обсуждались экспертами на различных площадках. В итоге появилась не стратегия, а национальные проекты. Кроме того, как свидетельствуют опубликованные работы, определенные трудности с точки зрения тех или иных управленческих процедур связаны с тем, что в Федеральном законе № 172-ФЗ нет указаний на национальные проекты как на документы стратегического планирования. Это вызывает неоднозначность в понимании их места в данной системе управления. То ли это альтернатива всем иным документам стратегического планирования как федерального, так и регионального уровня; то ли некий каркас целеуказания, который должен быть далее расширен и конкретизирован, в том числе и до уровня Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации? Наконец, национальные проекты могут быть поняты как новая форма структуризации государственных программ по приоритетным направлениям хозяйственного и социального развития страны. Однако отмечается, что переход к системе проектного управления требует не только серьезной методической базы, но и подготовки соответствующих кадров. Кроме того, как показывают проведенные исследования, для четкого позиционирования национальных проектов в практике стратегического планирования, включая и его пространственный «срез», необходимы определенные правовые новации [16, с. 116].
В настоящее время национальные проекты, скорее всего, следует рассматривать как векторы, которые обозначают основные направления и ключевые задачи хозяйственного и социального развития, существенно важные на данном историческом рубеже для качественного обновления страны и модернизации ее экономики. Однако значение национальных проектов как инструмента управления экономикой и социальной сферой на долговременном рубеже нельзя сводить лишь к функции целеполагания и тем более только к одному из способов перераспределения ресурсов и утилизации временно возникших дополнительных доходов бюджетной системы страны. Действительно, система национальных проектов позволяет существенно усилить роль функции целеполагания в государственном управлении, усовершенствовать ее мониторинг и, главное, контроль фактической реализации. Это сближает проектное управление и финансирование с хорошо известной у нас практикой «бюджетирования, ориентированного на результат». Очень важно, что именно запуск первых по времени национальных проектов стимулировал существенные изменения в бюджетной политике, а именно — переход к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Это требует обеспечения в ходе реализации национальных проектов устойчивости объемов и режимов их финансирования; создания условий для полного их финансирования на субфедеральном (региональном и муниципальном) уровнях. Прежде всего, это возможно за счет стабильности системы межбюджетных отношений; внедрения системы долгосрочного бюджетного планирования и прогнозирования на региональном и местном уровнях, соответствующего временным горизонтам основных целей и задач национальных проектов.
Одновременно по сравнению с некоторыми вариантами государственных (целевых) программ национальные проекты также позволяют преодолеть ситуацию ведомственной разобщенности по «горизонтали» и «вертикали»; обеспечить системность решения поставленных задач на основе тесной координации и взаимодействия различных ведомств федерального и регионального уровней. Неслучайно в основу управления новым «траншем» национальных проектов поставлен принцип их курирования вице-премьерами Правительства Российской Федерации, а на региональном уровне — высшими должностными лицами субъектов Федерации.
Национальный проект (каждый из них представляет собой совокупность так называемых «федеральных проектов») содержит в себе систему взаимоувязанных целеориентирующих указаний и соответствующих им подзаконных нормативноправовых актов, объединенных единым замыслом и конечной целью. В определенном смысле национальные проекты представляют собой апробирование новой экономической и бюджетной стратегии развития страны на долгосрочную перспективу. Большое значение в настоящее время придается открытости национальных проектов, доступности итогов их реализации для населения страны. С этой целью 91 показатель по целевым индикаторам национальных проектов внесен в Федеральный план статистических работ [18, с. 50].
1.2 Система национальных проектов
Система национальных проектов значима еще и потому, что она создает основу для дальнейшего развития программно-целевых методов управления, прежде всего, для широкого использования проектной деятельности. Можно утверждать, что принятие национальных проектов означает актуализацию и переформатирование всей системы действующих государственных программ. Неслучайно в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» отмечается, что по мере реализации национальных проектов будет обеспечена интеграция федеральных проектов и государственных программ Российской Федерации, включая их проекцию на региональные проекты и государственные программы субъектов Российской Федерации. В результате, развитие механизмов проектного управления позволит повысить эффективность системы принятия и практической реализации управленческих решений за счет концентрации финансовых, организационных и административных ресурсов в рамках четко сформулированных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
3. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
4. Васильева, В. М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
5. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
6. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы: учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.]; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
7. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.]; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
8. Государственное и муниципальное управление: учебник / под ред. Н. И. Захарова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
9. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.]; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.
10. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
11. Мухаев, Р. Т. История государственного управления в России: учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 770 с.
12. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
13. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 594 с.
14. Наумов, С. Ю. Основы организации муниципального управления / С. Ю. Наумов, Е. С. Ведяева, А. А. Гребенникова. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. – 375 с.
15. Орешин, В. П. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В. П. Орешин. – 2-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 178 с.
16. Осейчук, В. И. Теория государственного управления: учебник и практикум для вузов / В. И. Осейчук. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 342 с.
17. Основы государственного и муниципального управления (Public Administration): учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой, Н. А. Пруеля. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 340 с.
18. Основы государственного и муниципального управления. Агенты и технологии принятия политических решений: учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 387 с.
19. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
20. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 367 с.
21. Попова, Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова; под общей редакцией Г. Ф. Ручкиной. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 239 с.
22. Прокофьев, С. Е. Основы современного государственного и муниципального управления: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Е. Прокофьев, С. Г. Еремин, А. И. Галкин. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 695 с.
23. Уманская, В. П. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография / В. П. Уманская, Ю. В. Малеванова. – М.: Норма, 2020. – 176 с.