Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня не существует четкого, понятного и единого представления о таком понятии как «информационная война». Точно так же нет четкого представления об особенностях информационной войны в сети Интернет.
Нужно признать, что сетевая война – это не просто война компроматов или слухов. По большому счету информационная война – это война за источники распространения информации и саму информацию распространяемую таким источником.
Самый яркий пример информационной войны на межгосударственном уровне – это события в Сирии и на Украине. Сирийские власти ведут напряженную и обстоятельную войну с боевиками ИГИЛ и других террористических организаций. Кроме этого сирийцам приходится бороться с теми силами, которые помогают боевикам.
Однако мировое сообщество через СМИ узнает о том, что это правительственные войска обстреливают запрещенными боеприпасами мирные города. Правительственные силы проявляют невероятную жестокость на захваченных ими территориях и т.д.
Однако настоящая сущность информационной войны разложить или разрушить территорию страны противника. В реалиях ХХ века такую задачу можно было решить, только применив армию и выбросив сотни тонн бомб, ракет с обычным снаряжением или несколько ракет с ядерной боеголовкой. В любом случае – это дорого.
Информационная война достигает таких же результатов, но при этом не нужно перебрасывать армию, обеспечивать логистику военной кампании и т.д. Это главный парадокс ХХI века. Сегодня что бы разрушить противника достаточно иметь несколько хакеров, которые будут размещать нужную информацию в электронных СМИ, а так же будут воздействовать на все население страны.
Американский полковник Дж. Уорден был автором тезиса о том, что информация – это одновременно самый мощный боеприпас, и в то же время самый мощный военный ресурс. Тот, кто контролирует информацию и информационные потоки, тот сегодня фактически может делать все.
Современный мир примерил нас с тем, что сегодня можно сидеть перед экраном TV или компьютера, а такие мировые СМИ, как BBC или CNN в прямом эфире покажут, как точно летят ракеты на цель или очередная группа специального назначения ловит очередного крупного международного террориста.
Так же нужно отметить, что как военные эксперты, так и специалисты в области массовых коммуникаций отмечают, что возможности противостоять сетецентрической информационной кампании сложно, но возможно. Проблема состоит в том, что когда начинается такая кампания, она развивается на постулатах сформулированных еще Ф.М. Достоевским в его романе «Бесы». Смысл состоит в том, что важно лишить людей маяков определяющих их народность, гражданственность и патриотизм.
Что бы это предотвратить, необходима серьезная внутренняя работа. Пример маленькой Сербии показал, что, несмотря на все попытки внутреннего разложения, страна может выстоять. Ирак Саддама Хусейна этого сделать не смог точно так же как и Ливия Муаммара Каддафи.
Цель исследования – рассмотреть суть понятия «сетевая информационная война» и наступательные и оборонительные технологии сетевых войн.
Объект исследования – сетевая информационная война.
Предмет исследования – сетевая информационная война и ее технологии.
Задачи исследования:
1. Дать определение сетевой информационной войны.
2. Провести контент-анализ.
3. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Информационная война и ресурсы информационной войны
1.1. Понятие об информационной войне
Любая война – это вооружённая борьба между несколькими сторонами, которые добиваются своих целей. Для информационной войны характерно то, что её участники пытаются получить преимущество над противником, а не победить или полностью уничтожить его. Она может быть как следствием, так и причиной традиционной войны, а также развиваться сама по себе: например, во время выборов или политического кризиса [11].
В широком смысле информационная война включает в себя манипулирование информацией и средствами коммуникации, сбор данных, пропаганду, саботаж логистики и электроники, слежку и другие меры. В прикладных значениях термин близок к понятиям психологической войны (дезинформация и пропаганда) и кибервойны (воздействие на каналы коммуникации). Большинство людей затрагивает первый тип, поэтому речь пойдёт о нём.
Задачи проведения информационной войны [15].
Основные задачи информационной войны – повлиять на систему ценностей людей, изменить их поведение и способ мышления, лишить способности сопротивляться. Воздействуют при этом не только на противоборствующую, но и на свою сторону. Для этого лучше всего подходят средства массовой информации, прежде всего – телевидение. Оно по-прежнему создаёт эффект присутствия и соучастия успешнее, чем интернет в целом и социальные сети в частности. Как и рекламные кампании, информационные войны отличаются друг от друга по степени воздействия (ровные, нарастающие и нисходящие), направленности (целевые и общественные) и охвату (региональные, национальные и международные). Иногда информационные войны ведутся импульсно, с периодическими всплесками активности.
Способы манипулирования сознанием [14].
Манипулируют всегда скрытно: если человек знает, что им пытаются манипулировать, значит, это не удалось. Техники манипулирования постоянно совершенствуются. В первую очередь важно не то, что говорят, а то, как говорят. В наши дни пропаганда не даёт прямые ответы: когда людям слишком откровенно навязывают чужую точку зрения, они сопротивляются. Вместо этого пропаганда подталкивает людей к выводам, чтобы они думали, что пришли к ним сами. Всего исследователи выделяют несколько десятков правил, которым следуют манипуляторы.
Приемы, используемые манипуляторами.
Вводят новые термины и образы, которыми описывают происходящее. Пропагандисты используют языковые приёмы (фонетические и лексические), а также существующие в обществе предрассудки и заблуждения, чтобы придать положительный или отрицательный окрас каким-то явлениям или группам людей. С помощью этого, получается, выставить противоположную сторону в уничижительном виде – например, обесчеловечить их, приравняв к животным или растениям.
Злоупотребляют статистикой. Если у человека хорошая память и подвешен язык, он может задавить любые аргументы цифрами. Не каждый обыватель может быстро считать и оценивать, так что в подходящем контексте статистика становится сильным оружием – особенно социологическая, которая вдобавок ссылается на мнение большинства.
Изменяют повестку дня. Манипуляторы выбирают из всего ряда событий те, которые видят наиболее выгодными для себя. Во время информационной войны СМИ переполнены ложными информационными поводами и игнорируют одни происшествия в угоду другим. Так, через СМИ поддерживается высокий градус напряжения вокруг нужной темы [5].
Ссылаются на анонимные источники. Манипуляторы пользуются утечками информации – как правдивыми, так и выдуманными. Делается это для того, чтобы придать некоторым утверждениям более высокую достоверность: утечки раскрывают информацию, якобы доступную единицам, что вовлекает человека в происходящее. Тем более что люди зачастую не верят заявлениям официальных лиц и во всём ищут скрытый смысл.
Дают высказаться экспертам. В глазах обычных читателей, слушателей и зрителей эксперты обладают доступом к особым, уникальным знаниям – кем бы эти эксперты ни были. Как и ссылка на утечку информации, это ещё один способ придать суждению более высокую достоверность.
Погружают в лёгкий транс. Звуковой и видеоряд могут усыплять сознание и открывать подсознание, из-за чего вы перестаёте воспринимать информацию критически. Это справедливо даже в том случае, если радио или телевизор работают лишь фоном.
Запугивают альтернативным сценарием. Иногда проще не выдумывать свои достоинства на пустом месте, а искать недостатки у противника. Получается частичная правда: «Да, сейчас всё не очень хорошо, но может быть ещё хуже». Это действенно, потому что большинство людей готово довольствоваться малым.
Причины эффективности манипулирования [1].
Человеку важно осознавать себя частью общества и сверяться с мнением большинства. Через СМИ можно навязать любую точку зрения под видом мнения большинства. Люди, которые придерживаются иного взгляда, побоятся высказаться, если решат, что с ними мало кто согласится — хотя на деле большинство может быть с ними согласно. Кроме того, человеку необходима система координат – он не может жить в неопределённости. Пресса создаёт иллюзию цельной картины мира и объясняет все события, не выходя за её рамки. Во всё, что этому не противоречит, охотно верят. Здесь возникает и почва для конспирологии: не все события легко объяснить стечением обстоятельств, мотивы людей не всегда прозрачны, поэтому проще свести всё к заговору.
Способы защиты от воздействия информационной войны [14].
Есть только одно идеальное противоядие – почти полностью изолировать себя от СМИ. Но в постиндустриальном обществе это возможно только в том случае, если человек станет отшельником. Тем, кто не готов к такой радикальной мере, пригодятся несколько советов, которые позволят сгладить влияние дезинформации и пропаганды до минимума:
Нужно читать материалы, а не слушать или смотреть. Когда человек читает, он мыслит критичнее, и его не так просто ввести в заблуждение.
Нужно знать и помнить приёмы манипулирования, а также подмечать их в жизни. Если человек обнаружил манипулирование, то оно уже не сработало.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Современная информационная война. Мифы и реальность. – Самара: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Быстрицкий А., Шариков А. О представленности России в глобальном информационном он-лайн пространстве // Международная жизнь № 2, 2021 – Электронный ресурс – https://interaffairs.ru/jauthor/material/2469 (точка доступа 01.12.2021)
3. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Сетевая информационная война. Хакеры против политиков. – Ярославль: Альянс, 2020. – 522 с.
4. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Стратегии и тактики информационной войны. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
5. Жилина Е.Ю. Гибридная война и сетецентрический подход. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
6. Лебедев О.М., Носов М.С. Достоинства и недостатки современной информационной войны. – Владивосток: Капитолий, 2020. – 476 с.
7. Манойло А.В. Информационная война и новая политическая реальность (I) // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2021. № 1. с. 100-132.
8. Медведева Н.А. Петрова М.С. Современная информационная война. Опыт Сирии и Ливии. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
9. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Информационная война. От арабской весны до Украины. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
10. Семенов О.В. Борисов А.В. Сетевая информационная война. Стратегия. Тактика. Противодействие. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
11. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по информационной войне. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
12. Тихонова Е.Е. Теория и практика организации информационной войны. Справочник политолога. – Екатеринбург: Полис, 2019. – 1289 с.
13. Утина И.В., Проводина Г.П. Современная информационная война. Психология и PR на службе ЦРУ. – Нижний Новгород: Фара, 2019. – 623 с.
14. Фадеева А.Ю. Сетевая информационная война. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
15. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Сетевая информационная война. 1001 технология распада страны. – Барнаул: Вектор, 2020 – 1528 с.