Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. В настоящее время невозможно представить ни одну из организаций без отдела маркетинга. В банковском деле маркетинг специфичен, поскольку особенность банковского продукта заключается в том, что он нематериален. Поэтому именно в банке очень важен маркетинг.
Банковский маркетинг можно интерпретировать как идею и создание банком наиболее прибыльных банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентов. Маркетинг в банковской сфере направлен на изучение рынка кредитных ресурсов, анализ финансового положения клиентов и прогнозирование на этой основе возможностей привлечения вкладов в банках, изменений в деятельности банка. Маркетинг направлен на создание благоприятных условий для привлечения новых клиентов, расширения банковского сектора, которые заинтересуют клиентов вкладывать свои средства в этот банк.
Банки все чаще используют интегрированный маркетинг, который направлен не только на привлечение клиентов, но и на постоянное повышение качества их обслуживания. Особенностью этого вида маркетинга является то, что коммерческие банки заинтересованы не только в привлечении средств клиентов, но и в активном их использовании путем кредитования крупных компаний, учреждений и населения. Это приводит к необходимости всестороннего развития маркетинга в сфере банковских отношений с вкладчиками и в сфере кредитных инвестиций. Цели банка в этих двух областях различны: в первой-привлечь клиентов в качестве вкладчиков средств, а во второй-направить кредитные ресурсы банка на компании, которые использовали бы их с наибольшей выгодой и могли бы своевременно погасить кредит.
В конечном счете, банковский маркетинг направлен на достижение единственной цели: рациональное использование доходов и средств, временно высвобождаемых в экономику.
Ознакомление сотрудников банка с современным маркетингом необходимо не только для организации мероприятий в соответствии с запланированными планами, но и для изучения работы и экономического положения различных физических и юридических лиц, являющихся клиентами банка. Без сомнения, банковские услуги для каждого клиента должны основываться на тщательном и всестороннем изучении его реального потенциала, возможностей, положения на рынке и экономических перспектив, что и делается с помощью маркетинга.
Предмет исследования – эффективность маркетинговой деятельности.
Объект исследования – Дальневосточный банк Сбербанка России
Цель работы – анализ маркетинга в банковской сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть принципы, функции и виды банковского маркетинга;
-разобрать элементы банковского маркетинга и продвижения банковского товара на рынок;
-определить новые тенденции в развитии банковского маркетинга
-дать организационно - экономическую характеристику Дальневосточного банка Сбербанка России;
-выполнить анализ маркетинговой деятельности «Дальневосточный банк» Сбербанка России;
-разработать мероприятия по улучшению эффективности маркетинговой деятельности.
В процессе исследования были применены такие научные методы как: системный подход, анализ и синтез, методы обобщения, группировки, сравнения, метод финансового анализа и т.д.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
1.1 Принципы, функции и виды банковского маркетинга
Понятие "маркетинг" связано с продуктом или услугой, поскольку конечной целью банковского маркетинга является успешная продажа полученного продукта на рынке банковских услуг [26].
Банковский маркетинг - это поиск и применение кредитной организацией наиболее выгодных целевых банковских продуктов с учетом потребностей потребителей. Это предполагает грамотное изложение целей банка, разработку средств и методов их достижения и разработку конкретных действий по реализации планов [8].
Основная цель маркетинга - обеспечить оптимальную скорость продвижения банковских услуг во всех направлениях - от банковского центра до потребителя, то есть такую скорость, при которой будут сочетаться особенно выгодные темпы продаж и оборот наличных денег. Он также должен сочетать минимальную стоимость хранения средств с возможностью полного и своевременного удовлетворения спроса потребителей банковских услуг.
Представлены основные принципы банковского маркетинга на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основные принципы банковского маркетинга [15].
Основными функциями банковского маркетинга являются:
- разработка прогноза спроса и потребностей потребителей на услуги банка;
- доведение до сведения управления информации обо всех жалобах потребителей на качество и продолжительность предоставляемых услуг;
- регулирование рынка, реклама, вывод на рынок продуктов банка;
- исследование доходов банка от продажи различных товаров и услуг;
- отслеживание информации о рынке, его составе и динамике спроса на банковские услуги;
- составление прогноза продаж для каждого вида предоставляемых услуг и прогноз рентабельности;
- разработка плана предложений по содействию продаже услуг с помощью рекламы и информации в средствах массовой информации;
- разработка планов и проектов маркетинговой деятельности на всех сроках (долгосрочных, среднесрочных и текущих) [16].
Типы маркетинга сгруппированы по факторам, определяющим деятельность банка (таблица 1).
Таблица 1 – Виды маркетинга [1].
Вид маркетинга Описание
1.В зависимости от выбранной стратегии поставщика услуг различают:
1.1маркетинг, ориентированный на продукт (изделие, услугу) Он используется поставщиками услуг с большим и устойчивым спросом при выводе банковских услуг на новый рынок. С внедрением новых услуг риски банка значительно возрастают.
1.2 маркетинг, ориентированный на клиента. Исследование заявки проводится на выборочной основе и проводится на выборочной основе. Результаты опроса передаются всем ожидаемым клиентам.
1.3 интегрированный маркетинг. Синтез маркетинга, ориентированного на услуги, и маркетинга, ориентированного на клиента.
2.В зависимости от контакта между потребителями и производителями выделяют:
2.1 целенаправленный, или маркетинг «пинг-понг». Он получил широкое распространение с 60-х годов в результате формирования кодированной телефонной связи и интегрированных компьютерных сетей. Это сформировало возможность их личного контакта. Эта категория маркетинга повышает эффективность, ликвидность, а также снижает некоторые риски банков.
2.2 двухступенчатый Он не используется недавно открывшимися крупными банками, используется ценность посредника, потребителей, их рынка и их отношений. В результате потребитель получает скидку на последующую покупку товара или услуги. Отдел маркетинга располагает полной информацией о состоянии рынка банковских услуг для разработки точной маркетинговой стратегии.
2.2.1 пробный маркетинг Он направлен на формирование прогнозов продаж и влияет на стратегию и политику банка. Маркетинговые компоненты тестируются в небольшом сегменте рынка, результаты экстраполируются на сегменты рынка, контактную аудиторию.
2.2.2 совместный сбыт Используйте сеть партнерских отношений с посредниками в крупных банках для продвижения продуктов вновь созданных банков или небольших банков. Это делается на основе взаимного согласия, и обе стороны получают выгоду.
3. В зависимости от специфики производственно-коммерческой деятельности
3.1 маркетинг закрытых систем Внедрение производственных и деловых отношений в подразделениях, филиалах и кредитных учреждениях говорит о маркетинге закрытых систем
3.2 маркетинг открытых систем В своей деятельности банк обменивается кадровыми, материальными, денежными и информационными сайтами с внешней средой и имеет возможность использовать полученные данные в личных целях.
4. По степени и стратегии охвата рынка
4.1 недифференцированный (массовый) Это проявляется в концентрации усилий производителя на схожих характеристиках сегментов рынка, поэтому продукт рассчитан на широкую контактную аудиторию покупателей. Преимущество заключается в том, что затраты банка невелики, точек продажи услуг много, а сам продукт имеет низкую цену, доступен большому количеству клиентов. Он предназначен для крупных сегментов рынка, а также для распространения одного вида услуг и привлечения клиентов.
4.2 дифференцированный Поставщик банковских услуг отслеживает несколько сегментов рынка, расположенных в более чем одной стране или регионе, и разрабатывает различные стратегии и тактики в соответствии с их классификацией. Затраты и цена выше среднего, но выбор предлагаемых услуг осуществляется в соответствии с пожеланиями клиента.
4.3 концентрированный (целевой) Он используется банками с ограниченными финансовыми ресурсами (для банковского сектора) или вновь созданными банками. Поставщик банковских услуг ориентирует стратегию на большинство одного или нескольких сегментов рынка. Делая это, он гарантирует высокий авторитет в управляемых сегментах рынка, поскольку понимает их особенность. Основными направлениями деятельности являются: мониторинг рынка, выбор конкретных целевых сегментов и размещение на них конкретных услуг.
Также существует вид маркетинга по состоянию спроса, он представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Классификация маркетинга по спросу [13].
Таким образом, маркетинговая классификация очень разнообразна. Каждая компания выбирает ту, которая наиболее подходит ей по качественным характеристикам. Эта тенденция также характерна для выбора маркетинговой стратегии [3].
1.2 Элементы банковского маркетинга и продвижения банковского товара на рынок
Фрагмент для ознакомления
3
1.Анкваб А. Р. Банковский маркетинг как инструмент повышения финансовой устойчивости предприятий в современных условиях // Известия Сочинского государственного университета. - 2019. - № 1 (34). - С. 76-80.
2. Базарова, С.К. Маркетинг в банках : учеб. пособие – М.: Эко, 2017. – 268 с
3.Балова С.Л. Современная концепция маркетинга на рынке банковских услуг // Материалы Ивановских чтений. - 2020. - № 5. - С. 242-246.
4.Бондаренко Т. Н. Роль маркетинговых стратегий в организации работы коммерческого банка с клиентами // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2019. - № 3-3. - С. 419-423.
5.Веселова, М. Ю. Особенности маркетинга в банковской сфере // Молодой ученый. - 2020. - № 18 (77). - С. 341-345.
6.Владиславлев, Д. Н. Энциклопедия банковского маркетинга. - М.: Ось-89, 2017. - 253 с.
7.Гурьянов, С.А. Маркетинг банковских услуг: учебное пособие– М.: Юрайт, 2017. – 320с.
8.Джозлин, Р. В. Банковский маркетинг: введение в рыночное планирование. - М.: Церих-ПЭЛ, 2018. - 96 с.
9.Ибадуллаева, Г. С. Банковский маркетинг - новый шаг в современном банковском секторе // Молодой ученый. - 2017. - № 18 (152). - С. 306-310.
10.Киселев А. С. Роль маркетинга в работе коммерческого банка // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2020. - № 20 (254). - С. 23-31.
11. Козлова К.А., Матханова Н.А. Банковский маркетинг и проблемы его совершенствования // Вестник АнГТУ. - 2019. - .N 9. - С.268-271
12.Лютый, И.А. Банковский маркетинг: Учебник. – Киев: Центр учебной литературы, 2020. – 776 с.
13.Маренков, Н. Л. Банковский маркетинг: учеб. пособие. - М.: Флинта, 2017. - 266 с.
14.Медведев, П.М. Организация маркетинговой службы с нуля– М.: Эксмо, 2017. – 224с.
15.Намысов С.В. Маркетинговые технологии в банковской сфере // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - № 1- С. 479-486.
16.Остапченко К.К. Ключевые аспекты совершенствования инструментария банковского маркетинга // Российское предпринимательство. – 2020.– № 6. – С. 129-133.
17.Плешаков Г. Г. Развитие маркетинга партнерских отношений в деятельности коммерческого банка // Экономика: теория и практика. - 2021. - № 3 (39). - С. 67-72.
18.Попова, И. В. Влияние маркетинговых инструментов на деятельность банков // Молодой ученый. - 2019. - № 2 (106). - С. 561-566.
19.Романенко Е. В. Специфика банковского маркетинга // Экономика и социум. - 2019. - № 1-4 (14). - С. 368-371.
20.Севрук, Велисава Банковский маркетинг. - М.: Дело ЛТД, 2017. - 127 с.
21.Слесарева, М. О. Диджитал-маркетинг в банковской сфере // Молодой ученый. - 2019. - № 28 (266). - С. 86-87.
22.Сорокина М.М., Изместьева Е.В. Цифровые инновации в маркетинговой деятельности банков // Аллея науки. - 2018. - № 11 (27). - С. 375-379.
23. Стефенсон, Р. Маркетинг финансовых услуг– М.: Вершина Санкт-Петербург, 2017. – 256 с.
24.Сысолятин А. В. Комплекс маркетинга на рынке банковских услуг // Nauka-rastudent.ru. - 2021. - № 1 (13). - С. 14-22.
25.Тулембаева, А.Н. Банковский маркетинг. Завоевание рынка: Учебное пособие. – Алматы: Триумф «Т», 2017. – 448 с.
26.Уткин, Э. А. Банковский маркетинг: учеб. пособие для вузов. - М.: Метаинформ, 2017. - 304 с.