Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современных условиях, в связи с формированием рыночных отношений, наряду с развитием промышленности, медицины и науки туризм привлек к себе особое внимание, став самостоятельной и динамично развивающейся отраслью. Туризм привлек к себе особое внимание, став самостоятельной и динамично развивающейся отраслью, которая объединяет в себе ряд смежных областей: гостеприимство, сфера общественного питания и сфера развлечений. Данная глобализация индустрии туризма повлекла за собой динамичное развитие современных управленческих форм, одной из которых является франчайзинг.
В настоящее время, по мнению исследователей в области экономики и маркетинга (Д.Н. Земляков, В. Колесников, Р.Б. Кац, Л.Ю. Зимина) рассматривают франчайзинг как одну из самых перспективных форм стратегического управления предприятием, подчеркивая, что организационная структура управления, возникающая между участниками франчайзинговой системы способствует эффективному развитию туристского бизнеса и отрасли в целом на основе франчайзинговой формы ведения бизнеса, отличающейся высокой оптимальностью, перспективностью и экономичностью.
На текущий момент, развитие франчайзинга в турагентском бизнесе России сопряжено со многими обстоятельствами, существенным из которых является интенсивное формирование малого предпринимательства, субъектам которого необходима материальная поддержка в продвижении, позиционировании и рекламе, однако не до конца изученные преимущества и недостатки индивидуальных отношений между франчайзером и франчайзи ставят под сомнение успешность сделки и тормозят развитие данного процесса. Именно с данным аспектом связана актуальность настоящей работы.
Объектом исследования в работе выступает франчайзинг.
Предметом исследования являются особенности и недостатки использования франчайзинга.
Цель исследования: изучить преимущества и недостатки возможностей франчайзинга в агентском бизнесе в России.
Данная цель потребовала решения следующих задач:
– рассмотреть понятие и сущность франчайзинга.
– изучить основные особенности франчайзингового договора.
– выявить отличие франчайзинговой сделки от сходных отношений.
– охарактеризовать современный туристский рынок России.
– проанализировать преимущества и недостатки возможностей франчайзинга в агентском бизнесе в России.
Теоретическую основу исследования составили научные работы в области экономики и маркетинга (Ф. Котлер, Д.Н. Земляков, В. Колесников, Р.Б. Кац, Л.Ю. Зимина). Среди зарубежных авторов, проводивших исследования проблем франчайзинга, существенный вклад в разработку названной тематики внесли Ананд В., Брикли Дж., Дарк Ф., Дельтей Ж., Кейвз Р., Лафонтейн Ф., Мендельсон М., Мерфи В., Мюррей Я., Нортон С., Стэнворт Дж., Смит Б., Шейн С. и др. Огромны заслуги в разработке общих проблем франчайзинга таких ученых, как Балабанов И.Т., Васильева E.H., Демихов В.Ю., Довгань В.В., Земляков Д.Н., Карманов А.П., Макашев М.О., Маркова В.Д., Меньшиков С.М., Новосельцев О.В., Одинцов A.A., Павлов В.А., Пономаренко Г.В., Романов А.И., Рубе В.А., Рыкова И.В., Силинг С.А., Сосна С.А., Сычев Н.В., Тебиев Б.К., Черепанова Е.А., Янушкевич И.П., которые значительно расширили представления о различных сторонах франчайзинга и многих других.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретические основы франчайзинга как особой формы сотрудничества
1.1 Понятие и сущность франчайзинга
Франчайзинг является наиболее популярной формой организации и ведения бизнеса во многих зарубежных странах и постепенно распространяется и в России.
Слово «франчайзинг» произошло от английского franchising – привилегия, право, которое впоследствии закрепилось в других англоязычных государствах. В настоящее время в отечественных исследованиях отсутствует единая теоретико-методологическая база обоснования сущности франчайзинга и франчайзинговых отношений, трактование и особенности данной системы опираются на исследования зарубежных ученых.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрошук Г. Франчайзинг: определения, преимущества, перспективы / Г. Андрошук. – М.: КНОРУС, 2016. – 190 с.
2. Артемова Е.Н. Стратегическое позиционирование туристских франшиз на региональных рынках / Е.Н. Артемова. – М.: Гном и К, 2017. – 145 с.
3. Белов В.А. Понятие и виды торговых договоров / В.А. Белов. – М.: Юрайт, 2021. – 245 с.
4. Боголюбова С.А. Виды и тенденции развития туризма / С.А. Боголюбова. – М.: Юрайт, 2021. – 315 с.
5. Быкова С.Н. Теоретические аспекты франчайзинга и франшиз / С.Н. Быкова // Молодой ученый. – 2019. – №38 (276). – С. 90-93.
6. Буракова К.С. Франчайзинг, его особенности, достоинства и недостатки / К.С. Буракова // Форум молодых ученых. – 2019. – №2 (30). – С. 351-354.
7. Зеленский В.Г. Управление развитием сферы туристских услуг России на основе использования франчайзинга / В.Г. Зеленский. – М.: Сфера, 2017. – 225 с.
8. Земляков Д.Н. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса / Д.Н. Земляков. – М.: Юрайт, 2017. – 315 с.
9. Зимина Л.Ю. Организация бизнеса на основе франчайзинга / Л.Ю. Зимина. – М.: АСТ, 2019. – 136 с.
10. Исмиева Р.Т. Управление эффективностью функционирования организаций туристического бизнеса / Р.Т. Исмиева. – М.: ВЛАДОС, 2016 – 233 с.
11. Кац Р.Б. Франчайзинг: построение предприятия, бухгалтерский учет, правовые аспекты / Р.Б. Кац. – М.: ГроссМедиа, 2016. – 134 с.
12. Колесников В. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей / В. Колесников. – М.: Юрайт, 2017. – 189 с.
13. Любимова Л.А. Проблемы и перспективы развития франчайзинга в туристской индустрии / Л.А. Любимова // Экономика и бизнес. – 2018. – № 7. – С. 8-15.
14. Маклаков Г. В. Эффективность коммерческой деятельности / Маклаков Г.В. – М.: Дашков и К, 2020. – 232 с.
15. Максимова А.Н., Иванов Н.Н. Стратегия франчайзинга в современных условиях функционирования организаций сферы услуг / А.Н. Максимова, Н.Н. Иванов // Проблемы современной экономики. – 2019. – № 1(45). – С. 212-214.
16. Морозов М.А. Экономика туризма / М.А. Морозов. – М.: Юрайт, 2021. – 291 с.
17. Писаревский Е.Л. Основы туризма / Е.Л. Писаревский. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2016.- 256 с.
18. Сайт туроператора «Pegas Touristik». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pegast.ru/agency/franchising (дата обращения: 03.12.21).
19. Сайт туроператора «Anex tour». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://anex.agency/ (дата обращения: 03.12.21).
20. Сайт туроператора «Coral Travel». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://franchise.centrturov.ru/ (дата обращения: 03.12.21).
21. Сайт туроператора «TUI». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://franch.tui.ru/ (дата обращения: 03.12.21).
22. Сенаторов И.И. Преимущества и недостатки франчайзинга как формы бизнеса / И.И. Сенаторов // Научные междисциплинарные исследования. – 2019. – № 5 С. 168-173.
23. Силаева А.А. Развитие франчайзинга в сфере туризма / А.А. Силаева // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 5. – С. 80-89.
24. Ситников Е.А. Туристический бизнес / Е.А. Ситников. – Ростов-на-Дону.: ФЕНИКС, 2018. – 201 с.
25. Чудновский А.Д. Франчайзинг – эффективная форма управления в гостиничном и туристском бизнесе / А.Д. Чудновский – М.: Кнорус, 2017. – 210 с.