Фрагмент для ознакомления
2
В основе социально-культурной и экономико-правовой самоидентификации и стабилизации библиотеки как социального института лежит система управления, которая скрепляет все его уровни и звенья, обеспечивая их социальную устойчивость. От системы управления зависит многое, если не все, тем более в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды библиотеки, порой нелояльной и даже агрессивной в своих проявлениях по отношению к ней.
Сегодня управление должно быть не просто эффективным, а сверхэффективным механизмом адаптации любой организации (и библиотека – не исключение) к рыночной экономике постиндустриального общества. Библиотечный кадровый менеджмент - направление управленческой деятельности в сфере работы с персоналом библиотеки, основанное на признании человеческого фактора как ключевого ресурса функционирования и развития библиотеки. Включает в себя подбор и сохранение требуемого библиотеке персонала, его профессиональное обучение и развитие, оценку деятельности каждого сотрудника с точки зрения стратегических целей и вознаграждение персонала. Субъектом кадрового менеджмента являются люди, работающие в библиотеке, отношения между ними, складывающиеся в процессе труда и управления, и кадровые процессы.
Актуальность исследования. Признание важности развития персонала, работающего в учреждениях науки, образования и культуры, подтверждается включением мероприятий этого направления в стратегии, программы и национальные проекты Российской Федерации.
В библиотечном деле проблемы работы и развития персонала уже несколько десятков лет стоят очень остро. Под влиянием изменений, происходящих в обществе, немного варьируется содержание этих проблем, но их перечень остается прежним. Важная проблема, возникающая при работе с библиотечными кадрами, – состояние кадрового менеджмента библиотек.
Актуальными вопросами в данной области являются: определение критериев оценки результатов деятельности, загруженности и развитие мотивации сотрудников; обеспечение их карьерного роста и продвижения; развитие системы наставничества; увеличение зарплаты; диагностика и оценка компетенций сотрудников, определение степени их соответствия кадровой стратегии библиотеки.
Цель исследования состоит в учебном и практическом изучении особенностей кадрового менеджмента библиотеки на современном этапе.
Объект исследования – управление персоналом библиотеки.
Предмет исследования – специфика кадрового менеджмента библиотеки.
Задачи исследования:
- определить сущность, принципы и методы кадрового менеджмента;
- выявить характерные особенности управления персоналом библиотеки;
- определить тенденции в инновационном управлении персоналом библиотек;
- рассмотреть кадровую политику в библиотеке;
- обозначить укрепление дисциплины труда как одна из составляющих управления персоналом.
В ходе выполнения работы используются следующие теоретические и практические методы исследования: анализ, синтез, классификация, сравнение, описание и системный подход.
Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения кадрового менеджмента библиотеки
1.1. Сущность, принципы и методы кадрового менеджмента
Управление экономикой, рассматриваемое в самом широком смысле слова, представляет управление экономическими объектами, процессами, отношениями. В такой формулировке оказывается внешне скрытым тот принципиально важный факт, что в любой из упомянутых частей управления имеется в виду наличие человеческого фактора, управления людьми с участием людей.
В качестве объектов управления выступают не только материально-вещественные факторы производства, организации, компании, учреждения, но и производственные коллективы, работники. Управление экономическими, воспроизводственными процессами, включая производство, распределение, обмен, потребление, несомненно, распространяется на людей, участвующих в этих процессах. Управление экономическими отношениями непосредственным образом связано с управлением людьми, между которыми возникают эти отношения.
Только при чрезвычайно поверхностном рассмотрении представляется, что экономика, бизнес имеют дело в основном с товарами и деньгами, да еще с покупателями товаров и услуг. В действительности круг отношений в экономике намного шире контактов с потребителями и покупателями товаров, поставляемых производителями на рынок. В управлении производством, экономикой близкие и тесные отношения возникают у менеджеров с людьми, нанятыми на работу, составляющими исполнительскую команду. Это работники организации, предприятия, фирмы, выполняющие обширный круг работ, составляющих основу и обеспечивающих успех экономической деятельности. Вне связи с тем, привлекаются ли работники на временный период или представляют штатный персонал организации, учреждения, от умения управлять этими людьми, строить отношения с ними зависит в решающей степени успех дела [4].
В управлении людьми, трудовыми ресурсами, трудовыми процессами, отношениями между субъектами экономической деятельности определяющая роль принадлежит стержневой части управления, именуемой в менеджменте управлением персоналом или кадровым менеджментом. По своей сущности кадровый менеджмент есть осмысленная, системно организованная целеориентированная деятельность аппарата управления, призванная формировать коллектив, направлять и координировать действия персонала таким образом, чтобы достичь требуемых, желаемых результатов действий на основе упорядоченной, согласованной, эффективной работы с учетом возможностей и интересов ее участников.
Кадровый менеджмент - самая тонкая, деликатная, ответственная часть менеджмента. Для качественного управления персоналом фирмы нужны не только знания сути производства, предпринимательства, источников получения ресурсов и способов сбыта товаров. В той же, если не в большей, степени необходимо овладеть искусством находить нужных и толковых людей, привлекать их к работе, эффективно использовать их труд и справедливо оплачивать его, строить служебные отношения на принципах взаимного уважения, избегать конфликтных ситуаций и умело улаживать, гасить возникающие противоречия [5].
Научно обоснованное, грамотное, профессиональное управление персоналом опирается на базисные положения теории и методологии, технологии и организации управления, социальной психологии, признанные морально-этические принципы и нормы построения человеческих отношений.
Органичной составной частью управления персоналом является теория и практика руководства трудовыми коллективами и отдельными работниками с учетом необходимости индивидуального подхода к каждому человеку. Огромное значение в управлении персоналом придается выбору и применению стиля руководства, адекватно соответствующего характеру выполняемых работ и психологическим особенностям участников управляемого экономического процесса.
Переход к рыночным отношениям и сопряженные с ним демократизация и либерализация обусловили необходимость внесения значительных изменений в содержание, формы, методы управления персоналом, присущие централизованной советской экономике.
На смену так называемому управлению кадрами, опиравшемуся на подбор и расстановку работников по признакам идеологических убеждений, партийности, национальности, в пригодности, образовательного уровня, оперативности, исполнительности, дисциплинированности и ответственности работника. Отношения между руководителем и подчиненными в большей мере приобретают характер партнерства, основанного на общих интересах. В то же время значительно возрастает возможность хозяина, менеджера избавляться от нерадивых работников, формировать, комплектовать персонал по своему усмотрению.
Функции системы управления персоналом стали существенно шире полномочий бывших кадровых служб, сводившихся в основном к поиску, подбору, найму, перестановке, увольнению, учету работников, их переобучению. В условиях рыночной системы хозяйствования эти функции пополнились за счет включения планирования и маркетинга персонала, управления развитием персонала, трудовыми отношениями, мотивацией поведения, обеспечения нормальных условий трудовой деятельности, правового обеспечения управления персоналом. Отделы кадров во многих организациях преобразованы в службы управления персоналом.
Современные принципы кадрового менеджмента в заметной степени коррелируют с общими принципами управления, в то же время по отношению к управлению работниками, трудовыми коллективами, отношениями в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев М.А. Управление персоналом: учебное пособие / М.А. Ананьев, А.А. Пиксайкина. – Саранск, Знание, 2017. – 160 с.
2. Ахмадова, Ю. А. Система менеджмента качества библиотеки: [учебно-практическое пособие: эволюция библиотечного менеджмента: документация системы менеджмента качества: внедрение менеджмента качества в деятельность библиотек: персонал библиотеки в системе менеджмента качества] / Ю. А. Ахмадова; [науч. ред. В. В. Брежнева]. - Санкт-Петербург: Профессия, 2017. - 260, [4] с.: рис., табл. - (Библиотека). - Библиогр.: с. 215-223
3. Богданова И.А. Библиотечный коллектив: методологические и методические аспекты изучения / И. А. Богданова. - Москва: Литера, 2019. – 240 с.
4. Булычева А.А. Научная организация труда как фактор эффективной деятельности библиотек Республики Мордовия / А.А. Булычева, Е.В. Полутина // Регионология. 2019. - № 2. - С. 117–125.
5. Булычева А.А. Профессиональное обучение и развитие кадров библиотек / А. А. Булычева, М. И. Ломшин // Научное мнение. 2018. - № 3. - С. 129–133.
6. Булычева А.А. Система формирования профессионального образования и развитие личностно-творческого потенциала библиотечных кадров / А. А. Булычева // Интеграция образования. 2017. - № 4. - С. 134–138.
7. Бухалков М. И. Управление персоналом: учебник / М.И. Бухалков. – М., Просвещение, 2018. – 400 с.
8. Валиуллина, Наиля Рафиковна. Библиотека: найм персонала: научно-практическое пособие / Н. Р. Валиуллина. - Москва: Либерея-Бибинформ, 2019. - 127 с.: ил. - (Библиотекарь и время. XXI век: 100+100 выпусков / отв. ред. О. Р. Бородин; вып. 126). - Библиогр.: с. 93-105 (251 назв.).
9. Грэхем Х. Т. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие / Х. Т. Грэхем, Р. Беннет. – М., АСТ, 2017. – 416 с.
10. Захаренко, Марина Павловна. Молодые кадры современной библиотеки: организационно-управленческий подход: научно-практическое пособие / М. П. Захаренко. - Санкт-Петербург: Профессия, 2017. - 238 с.: табл.
11. Иночкин В.В. Проблематика психологии управления в библиотечно-информационной деятельности: теоретико-методологический анализ / В.В. Иночкин // «Библиотечно-информационные коммуникации в поликультурном пространстве. – Москва: Литера, 2018. – 390 с.
12. Колесникова М.Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности / М.Н. Колесникова. - Москва: Либерея Бибинформ, 2019. – 250 с.
13. Крючкова Е.М. Аттестация как фактор развития творческого потенциала библиотечного специалиста // Библиосфера, 2018. - № 3. - С. 54–58.
14. Кильпякова, Ирина Сергеевна. Кадровый менеджмент современной библиотеки: опыт ОУНБ: научно-практическое пособие / И. С. Кильпякова. - Москва: Литера, 2019. - 126 с.: ил., табл. - (Современная библиотека / редсовет: О. О. Борисова [и др.]). - Библиогр.: c. 92-104 (184 назв.).
15. Наука управлять: стратегия библиотекаря: [сборник статей / ред.-сост.: А. И. Пашин]. - Москва: Журнал "Библиотека", 2018. - 479 с. - (Столетья вестник беспристрастный: юбилейная книжная серия, посвященная 100-летию журнала "Библиотека"; т. 6). - Библиогр.: с. 476 (15 назв.) и в тексте.
16. Орлова Н.А., Балиоз В.И., Коробко Н.П. Современные аспекты исследования кадрового потенциала библиотеки // Персонал библиотеки в системе управления качеством библиотечно-информационной деятельности. – Москва: Литера, 2017. – 320 с.
17. Пилко И.С. Разработка профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности // Вестник КемГУКИ, 2017. - № 27. - С. 195–202. 16.Суслова И.М. Информационно-библиотечный менеджмент: психологические аспекты / И.М. Суслова. - Санкт-Петербург: Профессия, 2017. – 210 с.
18. Суслова И.М., Дубенок Т.Е. Организационное развитие систем управления современной библиотекой: учеб. пособие. – СПб.: Профессия, 2018. – 192 с.
19. Сукиасян Эдуард Рубенович (библиотековед; 1937-2021). Библиотечная профессия и кадровый менеджмент: избранные статьи, [2004-2011 гг.] / Э. Р. Сукиасян. - Санкт-Петербург: Профессия, 2020. - 430 с. - Указ. имен: с. 422-424. - Предм. указ.: с. 425-427.
20. Чавкунькина О.И. Кадровый потенциал общедоступных библиотек республики. - Саранск, Знание, 2019. – 140 с.
21. Чуприна Н.Т. Инновации в кадровой политике библиотеки // Справочник руководителя учреждения культуры, 2021. - № 5. - С. 43–47.
22. Юрик Инна Викторовна. Адаптация персонала библиотеки: методики, технология, опыт: учебно-методическое пособие / И. В. Юрик. - Москва: Литера, 2018. - 138 с.: табл. - (Современная библиотека / редсовет: О. О. Борисова [и др.]). - Библиогр.: с. 132-138.