Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Основной задачей национальной социальной политики страны, одним из наиболее важных факторов ее развития является обеспечение социальной безопасности. Понятие «социальная безопасность» совсем недавно появилось в научном и политическом обороте. Оно подразумевает состояние общества, обеспечивающее максимальный уровень предоставляемых социальных благ и социальных условий, которые определяют качество жизни общества в целом и гарантируют наименьший риск для жизни и здоровья людей. Изучение проблем социальной безопасности имеет особое значение. Оно обусловлено наличием негативных экономических и социально-политических явлений, которые привели к духовно-нравственной бедности значительной части населения страны и способствовали поляризации общества.
Социальная безопасность обусловлена определенной дееспособностью социальной функции общества, постоянно обеспечивающей воспроизводство действительной жизни всех его субъектов, а также гармонизирующей их социальные отношения в едином и целостном социальном пространстве. При этом социальные отношения понимаются как связь между социальными субъектами общества при выполнении ими роли в распределении жизненных потребностей, при самореализации каждым из них своих целей и социального потенциала.
Объектом исследования является Российская Федерация.
Предмет исследования – показатели безопасности в социальной сфере.
Цель исследования – изучить показатели безопасности в социальной сфере.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
изучить сущность социальной безопасности;
раскрыть критерии социальной безопасности;
дать оценку показателей безопасности в социальной сфере;
предложить пути повышения социальной безопасности.
При анализе исследования использовались общенаучные методы теоретического и эмпирического познания, методы сравнительного и системно-функционального анализа, синтеза, глобального моделирования.
Структура работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы показателей безопасности в социальной сфере
1.1. Сущность социальной безопасности
Социальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, общества и государства от комплекса внутренних и внешних угроз социального, экономического, экологического и иного характера, которое определяет:
социальную независимость государства;
устойчивость функционирования системы социальной защиты населения;
способность системы социальной защиты к системному саморегулированию, развитию и совершенствованию;
уровень и качество жизни населения;
уровень безработицы;
стабильность минимальной заработной платы и ее соответствие прожиточному минимуму;
безопасность труда;
социальное партнерство;
уровень социального обеспечения и социального страхования;
степень развития социальной сферы и т.п. Систему социальной безопасности государства можно оценить по ее способности:
предотвращать возникновение социального взрыва;
предотвращать деградацию социальной структуры в результате развития процессов поляризации, маргинализации и люмпенизации общества;
обеспечивать устойчивость социальной структуры при нормальной горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
поддерживать адекватность системы ценностных ориентаций и культуры социального поведения .
Под угрозой социальной безопасности понимается происходящее или потенциально возможное событие, процесс, действие (воздействие) или явление, которое может нанести ущерб чьим-либо интересам.
Угрозы социальной безопасности подразделяются на внутренние и внешние.
Социальная безопасность России находится под воздействием следующих внешних угроз:
санкционное давление со стороны США и ЕС с целью ухудшения условий для развития национальной экономики и возникновения социальных конфликтов вследствие снижения уровня и качества жизни населения;
идеологическое воздействие со стороны стран Запада с целью навязать населению страны систему ценностных ориентаций, основанную на принципах космополитизма, индивидуализма, меркантилизма, сиюминутной выгоды.
К внутренним угрозам социальной безопасности России можно отнести:
реализацию экономическим блоком правительства и центробанком рекомендаций МВФ, способствующих сохранению сырьевой модели российской экономики, низких темпов экономического роста и, как следствие, замедлению процесса повышения уровня и качества жизни населения;
1.2. Критерии социальной безопасности
Одной из сфер регулирования социальной политики является обеспечение социальной безопасности как части национальной безопасности.
Под безопасностью понимается отсутствие опасности, или состояние системы, при которой внешние и внутренние факторы, воздействующие на нее, не приводят к ее ухудшению. В реальности полного отсутствия угроз для системы не существует. Социальная безопасность является элементом национальной безопасности.
Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности государства и личности от воздействия угроз, которые нарушают конституционные права и свободы, а так же посягают на суверенитет, территорию и устойчивое развитие страны.
Социальная безопасность – это состояние защищенности жизненно необходимых потребностей и интересов личности и общества (социальных групп) с помощью различных экономических, правовых и других мер организационного характера. Другими словами, под социальной безопасностью понимается совокупность мер, направленных на защиту интересов народа в социальной сфере.
Существует следующие закономерности, которые характеризуют функцию безопасности: Социальные прогресс не может полностью устранить внешние угрозы и опасности существования государства и личности. Чем больше человек имеет власти над природными явлениями, тем больше масштаб угроз всему человечеству. Количество социальных опасностей расширяется по мере усложнения организации общества и его дифференциации. Социальные угрозы поддаются модификациям и изменениям в соответствии с законами развития общества. Система безопасности представляет собой элемент сложной социальной системы. При игнорировании проблем безопасности система сталкивается с потерями и гибелью ее элементов. В сегодняшнем мире безопасность представляет собой особую ценность и является важнейшим фактором в общественном и индивидуальном сознании .
Потребность в безопасности выражается в реализации интересов и потребностей индивидов и социальных общностей, обеспечении условий для их нормального существования. Реальная социальная политика должна исходить из следующих аспектов: индивид существует и действует в постоянно меняющихся потенциальных опасностях; социальные опасности постоянно угрожают личности и государству, поэтому необходима профилактика и эффективная защита от них. Данное положение является актуальным в решении социальных проблем; безопасность является приемлемым риском, т.к. нельзя обеспечить полную абсолютную безопасность, всегда существует остаточный риск.
Таким образом, безопасность представляет собой определенный уровень социальной опасности, с которым можно смириться на определенном этапе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования / С. Х. Асланова // молодой ученый. - 2019. - №9. - С. 511-514.
2. Байкин И. А. К вопросу о понятиях «социальная справедливость», «социальная защита», «социальная незащищенность» / И. А. Байкин // Вестник МГТУ Станкин. – 2018. - № 2. - С. 26-30.
3. Болдова Я. Е. Взаимосвязь социальной защиты населения и социальной работы / Я. Е. Бондаренко // Формы и методы социальной работы. Улан-Удэ. - 2019. - С. 63-65.
4. Дахин А. В. Основы социального государства: учеб. пособие / А. В. Дахин, С. А. Воробьев. - Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2019. - 102 С.
5. Добромыслов К. В. Закон о социальном обеспечении / К. В. Добромыслов, Е. Е. Мачульская. – М.: Книжный Мир, 2019. - 416 с.
6. Зябликов Д. В. Социальная политика Российской Федерации и ее роль в повышении уровня жизни населения / Д. В. Зябликов // социально-экономический и Гуманитарный вестник Красноярского государственного университета. – 2020. - № 1. - С. 141-150.
7. Кауфман А. А. Право социального обеспечения в схемах и определениях / А.А. Кауфман. – М.: Проспект, 2019. – 207 c.
8. Клименко В.А. Рыночная экономика: генезис и принципы становления и развития / В.А. Клименко // Экономическая наука сегодня. – 2020. – № 4. – С. 132-139.
9. Клименко В.А. Социальная рыночная экономика: генезис и принципы становления и развития / В.А. Клименко // Экономическая наука сегодня. – 2019. – № 5. – С. 445-464.
10. Лушников А.М. Курс права социального обеспечения / А.М. Лушников. – М.: Юстицинформ, 2019. – 476 c.
11. Морозов В.Е. Рыночная экономика и ее социальная направленность / В.Е. Морозов // Политическая наука. – 2019. – № 4. – С. 51-68.
12. Самыгин С.И. Социальная политика: учебник / С.И. Самыгин, А.В. Рачипа, И.А. Янкина. – М.: Дашков и К, 2019. – 224 с.
13. Свистун Р.А. Сущности и основные направления государственной социальной политики в России / Р.А. Свисун // Научные исследования.- 2020. – Т. 1. № 6 (17). – С. 85-90.
14. Ситникова Ю.А. Государственная социальная помощь в Российской Федерации / Ю.А. Ситникова // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2020. – № 9-1. – С. 90-92.
15. Чернятьева З.А. Государственная социальная помощь в Российской Федерации / З.А. Чернятьева, Н.Е. Коваленко, К.Е. Коваленко // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2019. – № 14. – С. 325-327.
16. Юдинцева О.А. Государственная социальная помощь / О.А. Юдинцева // В сборнике: Инновационные технологии в образовании и науке Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков и др. – 2018. – С. 260-263.
17. Официальный сайт Министерства финансов России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - www.minfin.ru.