Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования темы. Думающий человек всегда находится в непрекращающемся процессе поиска истины. Это суждение особенно справедливо, когда речь идёт о выдающихся философах, мыслителях, мастерах слова, к которым принадлежали многие представители русской литературы конца XIX – начала XX века. Через деталь, символ, они вели познание всеобщих законов миропорядка, письменным и устным словом рисовали их механизм, а в человеке, его выборе, победах и поражениях, череде поступков одновременно могли разглядеть и божественное предопределение, и магическую закономерность, и христианскую чистоту.
На рубеже веков дуализм, попытка по-новому взглянуть на привычные вещи, охватило общество многих развитых стран, включая Россию. Перелома веков одновременно ожидали и боялись. Во всех сферах жизни протекали явления, которые могут быть обозначены словом «поиск». Гигантскими темпами шло развитие научно-технического прогресса, «новинки» тут же входили в жизнь и до неузнаваемости меняли её, всё более и более наращивая скорость и качество человеческой коммуникации – телеграф, кинематограф, квартирные телефоны и электрические лампочки, электрические же уличные фонари, самолёты, автомобили, личные ванные комнаты и водяное отопление… Казалось, что человечество начало выходить из вечного бытового и мыслительного мрака, как кто-то невидимый позволил открыть дверь в светлый новый мир, наполненный осознанностью и приближением к познанию истины.
Насколько «бытие определяет сознание», и что происходит именно так, а не иначе, также поняли на рубеже XIX – начала XX века. Стремительными темпами шло «переформатирование» привычного уклада жизни общества. Оставаясь по большей части крестьянской, Россия подарила и себе, и миру плеяду блестящих мыслителей. Они одновременно и сами создавали и являлись частью культуры больших городов-миллионников, Санкт-Петербурга и Москвы, которые начинают играть всё большую и большую роль, аккумулируя в себе как население, так и лучшие достижения человеческой мысли. Так, одним из феноменов, центральным событием религиозно-обновленческого движения рубежа веков становятся религиозно-философские собрания Москвы и Петербурга.
Сейчас наша страна вновь находится на изломе. В общественном сознании появляется предощущение некоего конца, тотального Апокалипсиса. Просыпается острый интерес к возможности понять: зачем живет человек? Как творчество соотносится с жизнью? Что есть брак и семья? Как может проявлять себя любовь? Литература уже нового поколения ищет новые пути и методы, чтобы ответить на данные вопросы. Начало такому глубокому, философскому подходу как раз и положили религиозно-философские собрания 1901 – 1903 гг. как центральное событие религиозно-обновленческого движения рубежа веков.
Феномен петербургских религиозно-философских собраний широко известен и достаточно мало изучен. Помимо самих участников, о них писали С.Н. Савельев, Н.М.Зернов, С.Л. Фирсов. Классическими стали работы Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, А. В. Карташева, которые изучали «новое религиозное сознание» как феномен и его влияние на российскую интеллигенцию. Интересными нам представляются работы Ольги Матич, которая дает на основе фактов своё осмысление идей эроса, телесности, любви и брака в России рубежа веков. Фундаментальными нам видятся также исследования И.В. Воронцовой, посвященные русской философской мысли того периода.
Объект нашего исследования – религиозно-философские собрания 1901 – 1903 гг.
Предмет исследования – условия формирования основной проблематики религиозно-обновленческого движения в русской культуре рубежа XIX- XX веков.
Цель нашего исследования – дать общую характеристику религиозно-философским собраниям 1901 – 1903 гг. и религиозно-обновленческому движению в русской культуре рубежа XIX- XX веков.
Гипотеза исследования: религиозно-философские собрания 1901 – 1903 гг. стали феноменом для русской культуры рубежа XIX- XX веков и дали толчок для религиозно-обновленческого движения в России.
Перед собой мы ставили следующие задачи:
1. Дать характеристику мировоззренческим исканиям в русской культуре рубежа XIX- XX веков.
2. Рассмотреть основную проблематику заседаний Религиозно-философских собраний. 1901-1903 гг.
3. Проанализировать подходы к темам духа и плоти, брака и семьи на Религиозно-философских собраниях.
При подготовке исследования мы использовали теоретические и эмпирические методы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ 1901 – 1903 ГГ. КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ РЕЛИГИОЗНО-ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ РУБЕЖА ВЕКОВ
1.2. Россия и мировоззренческие искания в русской культуре рубежа XIX- XX веков
Трудно себе представить, на каком распутье стояла Россия в конце XIX – начале XX века. По большому счёту, она утратила все столпы, всю знакомую прежде как социально-экономическую, так и культурно-философскую систему. Передовые умы понимали, что с каждым годом и даже днем усиливается отставание России от других развитых стран, особенно государств западной Европы, которые, благодаря научно-техническому прогрессу, уже завершили модернизацию и перешли к индустриальному обществу. В западных странах достаточно успешно и быстрыми темпами шло становление рыночной экономии.
Появляются новые виды и способы труда, новые машины, станки, способы получения денежных средств, новые правила ведения семейных отношений, воспитания детей и т.д. Люди «отрываются» от земли и уходят в города – именно там строятся заводы и фабрики. Крестьянский труд перестаёт быть основой экономики, дело за машинами, массовым производством.
Страны встают на путь демократических преобразований, основным законом страны становится Конституция. А это значит – в той или иной мере равенство граждан.
Прогрессивные страны осознают, что решение о том, «казнить или миловать» не должно принадлежать одному человеку, даже если он монарх. Да и сама монархия в России словно вступила на путь своеобразного вырождения – как энергетически, так и физически. Цари, эти «помазанники божьи», словно устали думать о судьбах своей страны и переключились на более мирские, суетные, чуть ли не домашне-семейные дела и заботы. «Царизм устал». А «усталость власти» всегда и неизбежно ведёт как к внешней агрессии, так и внутренней неразберихе и попытках испытать эту власть на прочность.
Такие идеи и привлекают, и пугают элиту российского общества. Кто-то увлекается радикальными идеями, кто-то опасается за сложившиеся устои.
Между тем, за рубежом формируются идеи и нормы равенства всех граждан не перед царем и властью, но перед законом. Труд и профессионализм воспринимается как социальный лифт и как примета принадлежности к тому или иному классу. Личные заслуги, способности и таланты, становятся более важны, чем умение угождать, прислужничать и иметь нужные связи в определенных кругах.
Россия о всех направлениях была «догоняющим» государством. Она экспортировала материалы, а ввозила всё остальное – от промышленных станков до технологий и духовных идей.
Исследователи говорят о многоукладности экономики того времени. То есть наряду с государственными предприятиями и теми, что принадлежали частному капиталу, существовало мелкотоварное и натуральное производство.
Социальное напряжение в обществе было огромным. Лишь недавно по историческим меркам было отменено крепостное право. В 1897 году проведена денежная реформа, что еще более усугубило ситуацию. Зарплаты даже в больших городах у рабочих были мизерными, труд тяжелым (рабочий день равнялся 12 часам), а крестьянство порой и вовсе не видело денег.
Ситуацию усугубила проигранная русско-японская война, переросшая в революцию 1905 года. Российское общество припоминало безвольному «кровавому» Николаю II и Ходынку – смертоносную давку за царские подарки в день его коронации.
Менее, чем за 20 лет Россия пережила три революции и две большие войны.
Тем не менее, как в Петербурге, так и в Москве перед началом Первой мировой войны проживало почти два миллиона человек. Центральные части этих городов радовали богатой и красивой архитектурой, особенно выделялись особняки богатых торговцев и промышленников.
Кроме того, большие города стали сосредоточием культурной жизни страны. Здесь работали концертные залы, библиотеки, театры, музеи, частные светские салоны, где вели беседы, слушали пластинки, дискутировали, музицировали и даже принимали манифесты. В. Брюсов писал: «На месте флигельков восстали небоскрёбы, и всюду запестрел бесстыдный стиль модерн…».
Лучшие представители российского общества размышляли над глобальными историческими проблемами, пытались познать смысл человеческого существования новых условиях, в меняющейся среде. Именно этим во все времена также занимались и религиозные концепции, что объясняет развитие новых духовных практик, зачастую отходящих от традиционной религии.
В России в этот период заканчивается формирование особой общественной прослойки – интеллигенции, прекрасно образованных и думающих людей, неравнодушных к судьбам своего отечества. Они могли быть как верующими, так и атеистами, метафизиками, но, в любом случае, искали и пытались обрести свой нравственный идеал. Касалось это в первую очередь размышлений над тем, каким должен быть человек, его любовь, семья, брак. То же самое можно наблюдать и в просвещенных церковных кругах – размышления на сходные темы. Данный пункт роднит как русскую интеллигенцию, так и церковь – они находятся в вечном поиске ускользающего нравственного идеала. И, как часто замечали критики, зачастую утопают в словах и рассуждениях, но не делах.
Однако вместо того, чтобы идти единой дорогой, русская церковь и отечественная интеллигенция часто находились по разные стороны баррикад и не могли наладить диалог между собой.