Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Пандемия коронавирусной инфекции поставила на грань выживания огромное количество предприятий по всему миру. Российская Федерация находится в процессе поиска оптимальных мер поддержки бизнеса. В результате многие страны столкнулись с многосторонним кризисом, включающим шок в области здравоохранения, внутренние экономические трудности, резкое падение внешнего спроса, изменение направлений потоков капитала, падение мировых цен на энергоносители и некоторые сырьевые товары.
Доказано, что в современных условиях глобализации общественной жизни кризисные процессы в глобальных и национальных экономиках быстро синхронизируются, а кризисы различной природы происхождения взаимодействуют, углубляя негативные влияния на социально-экономические системы.
Цель работы – исследование лучших практик антикризисной политики стран мира и предоставление практических рекомендаций по формированию эффективных мер противодействия негативным социально-экономическим последствиям распространением COVID-19 в национальной хозяйственной системе.
Задачи:
– исследовать влияние распространения COVID-19 на социальное и экономическое положение страны;
– проанализировать оперативные меры противодействия COVID-19 в финансовом секторе и социальной сфере, которые направленны на устранение негативных социально-экономических последствий;
– обобщить предложения государственной поддержки бизнеса, населения и финансового сектора.
Объект исследования – общественные отношения, которые складываются в сфере защиты прав потребителей.
Предмет исследования – меры государственного антикризисного регулирования, принимаемые Правительством РФ и направленные на укрепление финансовой системы России, повышение результативности функционирования социально-экономических систем государства различного уровня, поддержку всех отраслей экономики и недопущение необратимых процессов в условиях санкционного давления со стороны Запада.
При написании работы были использованы: нормативно-правовые акты, учебная и специальная литература.
Структура работы представляет собой введение, три главы, заключение и список используемой литературы.
1. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
1.1. Государственное антикризисное регулирование
Государственная политика в сфере регулирования кризисных ситуаций заключается в выработке и реализации стратегии развития государства и общества, направленной на преодоление кризисных ситуаций и обеспечение равновесного состояния институтов экономической системы и государственной системы (власти).
«Пирамида» антикризисного управления в сфере государственного управления экономикой имеет такой же вид, как и «пирамида» для отдельных социально-экономических систем (уже известный вам рисунок 6).
В стабильном состоянии экономики в функции государственного регулирования входит мониторинг ситуации в экономике, а также совершенствование законодательства, структуры государственного управленения и государственного аппарата.
В неустойчивом состоянии (угроза кризиса) экономики осуществляется государственный контроль отдельных предприятий и отраслей, некоторых цен, государственный контроль (вплоть до государственного задания) номенклатуры и объема производства ряда товаров .
В кризисном состоянии экономики часто применяется система фондового распределения, жесткое регулирование процессов обращения, ценообразования, доходов и потребления. Система государственного реагирования экономики в кризисной ситуации является системой принуждения и во многих чертах сходна с административно-командной системой советского типа.
Роль государственного антикризисного регулирования заключается в создании такой системы взаимодействия государства и рыночной экономики, которая обеспечивает преодоление макро- и микроэкономических кризисов.
В антикризисном управлении государство играет две роли, соответствующие двум его функциям в системе общественных отношений:
– гражданско-правовую;
– публично-правовую.
Публично-правовая роль государства заключается в обеспечении законодательного регулирования и административного управления, сборе налогов, организации финансовой системы государства, эмиссии национальной валюты, поддержании ее курса.
Гражданско-правовая роль подразумевает, что государство – это тоже участник, гражданских отношений, вступающий в отношения с другими участниками. В частности, в сфере банкротства государство выступает собственником, кредитором и должником.
Среди видов государственного антикризисного регулирования выделяются :
– нормативно-законодательное;
– финансовое;
– государственная промышленная политика;
– перераспределение доходов.
Нормативно-законодательная деятельность государства подразумевает создание правовой базы для проведения антикризисного управления.
В частности, сюда входит законодательство о банкротстве, включая Гражданский кодекс Российской Федерации, где установлены основные правовые нормы банкротства, Налоговый, Трудовой и Уголовный кодексы Российской Федерации, законы о банкротстве, принятые в новой российской истории (1992, 1998, 2002 гг.), законы о банкротстве кредитных организаций и субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, другие законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и ведомственные акты по вопросам банкротства и финансового оздоровления.
Финансовое регулирование подразумевает использование финансовых рычагов и ресурсов государства для проведения антикризисных мер.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». //Принят Государственной Думой 31 марта 2020 года. С изменениями и дополнениями от 8 июня, 29, 30 декабря 2020 г., 11 июня 2021 г.
2. Абдуллина, А. Р. Методы в области антикризисного управления / А. Р. Абдуллина // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 27. – С. 625-629.
3. Агаян Г.М., Григорян А.А., Шикин Е.В. Кризисы: комплексный управленческий анализ // Государственное управление. Электронный вестник. – 2016. – №57. – С. 69-114.
4. Антикризисное управление социально-экономическими системами / А. В. Борщева, Д. А. Ермилина, И. В. Соклакова, М. С. Санталова. – 3-е издание. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – 236 с.
5. Антикризисное управление. Механизмы государства, технологии бизнеса. Учебник и практикум / под общ. ред. Бобылёвой А.З. – М.: Юрайт, 2017. – 640 c.
6. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / А. З. Бобылева [и др.] ; под общей редакцией А. З. Бобылевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 279 с.
7. Антикризисное управление: Учебник / Н. И. Брагин, А. Н. Герасин, О. Н. Герасина [и др.]. – 3-е издание. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – 380 с.
8. Белоусова, Я. И. Антикризисное управление и этапы проведения антикризисной политики / Я. И. Белоусова, А. Н. Гончаров, Н. Ю. Дорогойченко // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 11 января 2019 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2019. – С. 43-45.
9. Бобылева А. З. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса в 2 частях. Часть 1. – М.: Юрайт, 2020. – 285 c.
10. Бобылева А. З. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса в 2 частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2020. – 280 c.
11. Буданов И.А. Формирование инвестиционной модели экономического развития России // Проблемы прогнозирования. 2017. № 1. С. 3-16.
12. Галимов Д.И., Гнидченко А.А., Михеева О.М., Рыбалка А.И., Сальников В.А. Производственные мощности обрабатывающей промышленности России: важнейшие тенденции и структурные характеристики // Вопросы экономики. 2017. № 5. С. 60-88.
13. Жмачинский В.И., Иванов М.В., Ильющенко И.Г. Особенности антикризисного управления в современных условиях // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 2. – С. 15-23.
14. Ивантер В.В. Перспективы экономического развития России // Проблемы прогнозирования. 2018. № 3. С. 3-6.
15. Ивантер В.В., Говтвань О.Дж., Гусев М.С., Ксенофонтов М.Ю., Кувалин Д.Б., Моисеев А.К., Порфирьев Б.Н., Семикашев В.В., Узяков М.Н., Широв А.А. Система мер по восстановлению экономического роста в России // Проблемы прогнозирования. 2018. № 1. С. 3-9.
16. Комков Н.И. Анализ и оценка перспектив реализации Стратегии научно-технологического развития России // Проблемы прогнозирования. 2019. № 5. С. 73-87.
17. Панфилов В.С., Говтвань О.Дж., Моисеев А.К. Финансы и кредит в стратегии экономического развития РФ и структурно-инвестиционной политике // Проблемы прогнозирования. 2017. № 6. С. 3-16.
18. Суворов А.В., Болдов О.Н., Иванов В.Н., Сухорукова Г.М., Буданова А.И. Инструментарий анализа направлений социальной политики, обеспечивающих восстановление экономического роста в России (ч. I) // Проблемы прогнозирования. 2019. № 5. С. 51-62.
19. Широв А.А., Михеева Н.Н., Гусев М.С., Савчишина К.Е. Макроэкономическая стабилизация и пространственное развитие экономики // Проблемы прогнозирования. 2019. № 5. С. 3-15.
20. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов (Проект от 29.09.2020 г.). М.: Банк России, 2020. – 152 с.
21. Кудрин: проблема замедления экономики – не в пандемии. https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10933815. (Дата обращения: 21.10.2020)
22. Андреева О.В., Куринова Я.И., Суховеева А.А. АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 9-1. – С. 5-11; URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1295 (дата обращения: 02.12.2021).
23. Ларионов, И. К. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / И. К. Ларионов [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2017. – 408 c. – 978-5-394-02743-7. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60476.html .– ЭБС «IPRbooks»
24. Николаева, И. П. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник / И. П. Николаева.– Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2017.– 328 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70840.html. – ЭБС «IPRbooks»
25. Агеев, В. М. Экономическая теория: учебник / В. М. Агеев, А. А. Кочетков, В. И. Новичков, А. А. Суэтин. – М.: Дашков и К, 2016. – 696 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60562.html.
26. Официальный сайт Министерства Финансов России [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.minfin.ru/