Фрагмент для ознакомления
2
Многие известные художники часто использовали библейские сюжеты в своих произведениях. На протяжении тысячелетий церковь была единственным заказчиком для художников, и при создании работ на библейские сюжеты вступали в силу строгие каноны: фигуры изображались плоскими, фон делался неопределенным, пейзаж, если таковой имелся, заполнялся специальными символами. С позднего средневековья начала появляться светская живопись, заказчиками произведений изобразительного искусства уже были не только церкви, но и состоятельные ценители прекрасного, которые хотели украсить свои дома. Изменилась техника живописи – фигуры стали объемными, объемными, улучшился состав красок, художники экспериментировали с композицией, пропорциями, ракурсами, светом. Персонажи, изображенные на полотне из Ветхого и Нового Заветов, приобрели индивидуальность, а вместе с ней - физическую красоту, они стали мужественными или женственными, слабыми или сильными, милосердными или жестокими.
Одним из известных библейских сюжетов, которые художник часто использовали с своих произведениях, является сюжет, посвящённый освобождению апостола Петра из заключения, совершённое благодаря появлению Ангела. В рамках данного исследования проведём сравнительный анализ работ Геррита ван Хонтхорста и Себастьяно Риччи, посвящённых рассматриваемому библейскому сюжету.
Цель работы: провести сравнительный анализ произведений «Освобождение святого Петра» Геррита ван Хонтхоста и «Освобождение апостола Петра ангелом» Себастьяно Риччи.
Объект исследования – произведения Г. Ван Хонтхорста и С. Риччи
Предмет исследования - сравнительный анализ произведений «Освобождение святого Петра» Геррита ван Хонтхоста и «Освобождение апостола Петра ангелом» Себастьяно Риччи.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать библейский сюжет, посвящённый освобождению святого Петра Ангелом
2. Рассмотреть особенности произведений живописи, изображающих освобождение святого Петра
3. Проанализировать произведение «Освобождение святого Петра» Геррита ван Хонтхоста
4. Проанализировать произведение и «Освобождение апостола Петра ангелом» Себастьяно Риччи.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников, приложение.
Глава 1. Анализ изображения освобождение апостола Петра в картинах мастеров
1.1. Характеристика библейского сюжета
Согласно библейскому сюжету, Святой Петр был заключен в тюрьму в знаменитом замке Антония, где Господь предстал перед Пилатом и куда был доставлен святой Павел, когда на него напала толпа в Иерусалиме. Апостолу была предоставлена охрана из четырех четверок солдат, которые сменяли друг друга каждые три часа. Двое из четырех воинов были прикованы к рукам Святого Петра – по одному на каждую руку. Третий воин стоял у двери, а четвертый находился в галерее, ведущей к внешним железным воротам [5].
Сила Божественной благодати для своевременной помощи и обретения покоя посреди бед хорошо проявляется в том факте, что при всех этих обстоятельствах святой Петр крепко спал, когда ангел Господень пришел, чтобы освободить его. Важность события проявляется также в том, что Церковь в это время не спала, а молилась за апостола. Он не утруждал себя молитвой о своем собственном освобождении от власти Агриппы; он посвятил свою жизнь смерти и в то время должен был чувствовать себя готовым отдать свою жизнь, если такова была Божественная воля для него. Просить о продлении его жизни означало бы просить о чем-то нехорошем и указывало бы на своеволие, несовместимое с полной преданностью воле Господа. В случае с Церковью все было по-другому. Демонстрируя свое доверие Божественному надзору за делами Церкви, братья могли открыто рассказать Господу о своей любви к св. Петру и выразить надежду, что воля Господа, возможно, состоит в том, чтобы апостол продолжал оставаться с ними для их радости, утешения и назидания самого себя в «самой святой вере» [8].
Кроме того, потеря апостола Иакова, который, очевидно, был ведущим апостолом, сделала Святого Петра и всех остальных апостолов вдвойне ценными для Дома Веры. Бог позаботился о том, чтобы святой Петр дожил до старости, потому что таково было пророчество Господа о нем. Однако такие крайности оказались благословением для Церкви, потому что они пробудили ее чистый разум, чтобы оценить Божью Работу в целом и Святого Духа. В частности, Пётр.
Между третьим и четвертым часами утра святой Петр, который мирно спал, был разбужен ангелом, чье яркое появление помогло апостолу быстро понять, что его освободитель был святым существом. Он попросил апостола встать. В то же время цепи, которыми были прикованы обе руки к воинам, заснули. Выполнив приказ надеть сандалии и верхнюю одежду, плащ, апостол отправился вслед за своим проводником. Делая это, он воспринимал все как во сне. Итак, они миновали первого и второго стражников у дверей и подошли к большим воротам, ведущим в город. Они открылись сами, и тогда ангел покинул его [4].
Следует отметить, что чудеса происходили только там, где это выходило за рамки буквальных возможностей святого Петра. Все, что он мог сделать сам, ему было велено сделать, то есть надеть сандалии, плащ и следовать за ангелом. Он мог бы быть перенесен чудесным образом; его ноги могли бы сами надеть сандалии; он мог бы получить новый плащ, но лекция более полезна в той форме, в которой она была дана.
Когда апостол пришел в себя и понял, что произошло – что он свободен, его вера укрепилась. Готовый умереть, он увидел, что Господь хочет, чтобы он жил, работал и оставался. Мы можем быть уверены, что привилегия дальнейшего служения принесла ему вдвое больше радости и удовольствия, даже если это могло означать дальнейшие жертвы и страдания для Господа и Его народа.
Ангел, очевидно, направил святого Петра в дом Марии, где в то время за него молились. Описание дома говорит о том, что это был богатый дом. На стук святого Петра ответила маленькая Роза (Рода), которая, обрадовавшись, как ребенок, когда узнала голос апостола, вместо того, чтобы открыть двери, побежала назад, чтобы сказать молящимся в доме, что Петр стоит у ворот. Не надеясь на его освобождение в такой час, некоторые люди подумали про себя, что служанка ошиблась, и сказали, что это, по-видимому, его ангел - из-за преобладающего убеждения, что ангел присматривает за каждым Божьим народом и может принимать облик того, кто находится под его защитой.
Братья были удивлены ответом Господа на их просьбу, потому что со временем это произошло совершенно неожиданно. Поняв, что перед ними действительно стоит святой Петр, они не сдержали своих чувств и вопросов, которые апостолу пришлось успокаивать рукопожатием. Затем он рассказал удивительную историю своего освобождения и попросил рассказать о ней другому Иакову, двоюродному брату Иисуса, а также остальным ученикам. Затем он отправился в дорогу – то ли в другой город, то ли в другой дом, мы не знаем. В любом случае, он поступил мудро, не провоцируя Ирода без необходимости.
С рассветом в подземелье поднялась суматоха. Позже в той же главе мы узнаем о другом визите ангела Господня. На этот раз он пришел, чтобы поразить короля болезнью, от которой тот позже умер. Вся глава показывает нам силу сатаны, силу Бога и силу молитвы [8].
1.2. Освобождение Святого Петра в иконографии и работах живописцев
Рассмотрим, какие художники изображали освобождение Святого Петра и в чём проявились особенности их работ.
В христианской иконографии лику апостола Петра, как в восточной так и в западной церкви присвоен тип седого старца, с курчавыми волосами и бородою, более или менее лысого.
На католических иконах апостол Петр чаще всего изображается с двумя ключами, которые, согласно преданию римско-католической церкви, вручены ему Иисусом Христом; передачу этих ключей, служащих символом власти церкви вязать и разрешать грехи, изобразил Перуджино на фреске в Сикстинской капелле и Рафаэль на одном из своих картонов [1].