Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня все, что касается правовых и этических аспектов контроля в сфере массовой коммуникации и СМИ выглядит не достаточным. Нужно сказать, что развитие интернета привело к тому, что сегодня фактически информация превратилась в самый дорогой товар.
Сегодня любой человек может легко зайти в интернет и найти там любую информацию. При этом сам интернет не проверяет размещаемую информацию. Другими сорвали, сегодня, кто угодно может разместить что угодно. Особенно это правило касается блогеров.
Примечательно в этой ситуации то, что блогер – это не совсем СМИ. Блогер – это нью медиа. С одной стороны блогер может быть автором интересных постов, которые отражают его собственное мнение.
С другой стороны, учитывая массовость этого явления можно утверждать, что блогер – это СМИ, поскольку его могут читать от нескольких тысяч до миллионов подписчиков.
Цель исследования – выявить особенности соотношения правовых, корпоративных и этических норм в сфере СМИ.
Объект исследования – журналистика.
Предмет исследования – соотношение правовых, корпоративных и этических норм в сфере СМИ.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику работы журналиста.
2. Дать характеристику этики работы журналиста.
3. Рассмотреть правовые аспекты работы журналиста.
4. Выявить особенности корпоративных норм.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Аспекты деятельности журналиста
1.1. Понятие о принципах деятельности журналиста
Информация становится одним из важнейших ресурсов для развития и функционирования государства и общества. Информационный обмен между различными институтами власти и общества становится критичным с точки зрения эффективного функционирования государства.
Медиа, в настоящее время, активно взаимодействуют с другими институциональными системами общества — политическими, экономическими, социальными структурами. При этом современные медиа, активно влияют на мировую политику.
Сегодня главной тенденцией является быстрый рост роли информации в жизни общества. Это обусловлено бурным развитием высоких технологий, всех отраслей производства и накопления опыта рыночных отношений.
В связи с развитием новых медиа, влияние государства на информационное поле во многом было минимизировано, отсутствовала сколь-нибудь вменяемая информационная государственная политика, и, строго говоря, возникла достаточно серьезная угроза вытеснения государственной власти из информационного пространства страны, что напрямую могло повлиять на уровень безопасности государства в целом (особенно в условиях крайне активного на тот момент времени присутствия в российском информационном пространстве внешних сил влияния).
Завершая настоящий параграф, отметим, что этико-правовые основы работы журналиста и специалиста по связям с общественностью в современных условиях формирования качественно нового информационного поля («медиа-поля») имеют первостепенное значение.
Как свидетельствует практика развития независимых СМИ в России в 90-х годах, несоблюдение этико-правовых основ журналисткой деятельности может способствовать нарастанию напряжения в обществе, и приводить к настоящим катастрофам (о чем свидетельствует уже мировая практика).
Таким образом, можно сделать вывод, что журналистика сегодня – это не просто профессия, а настоящая форма власти. Современный человек каждый свой день начинает с чтения газет, просмотра выпуска новостей или просмотра информационных материалов в интернете.
Все изложенное выше накладывает на журналистов особую ответственность. Эта ответственность заключается в том, что журналист выполняя свой служебный долг максимально широко собирает не только фактический материал по изучаемому вопросу, но и разнообразные мнения, объяснения происходящих событий.
Здесь следует заметить, что журналист в своей работе должен быть максимально беспристрастным. Его главная задача состоит в том, что бы собрать материал и изложить его максимально понятным языком. При этом основная задача журналиста состоит в том, чтобы не исказить сути собранных объяснений. В то же время следует отметить, что журналисту не следует каким либо образом подталкивать аудиторию к какой-то точке зрения. Аудитория должна самостоятельно делать выводы из предложенного ей к изучению материала.
Однако здесь нужно помнить, что журналистку не зря называют четвертой властью. Суть здесь состоит именно в том, что сегодня все чаще журналистов используют политики, политические и общественные организации для продвижения через СМИ своих идей. К сожалению, часто эти идеи оказывались отнюдь не безопасными.
С другой стороны следует сказать, что сегодня работа журналиста максимально облегчена. Сегодня большинство журналистов имеют максимально открытый доступ к информации. С другой стороны общество требует наказывать журналистов за нарушение правового и этического поля. По сути можно сказать, что сегодня само общественное мнение начинает защищать сообщество журналистов от нарушителей основных заповедей журналисткой работы.
1.2. Этика журналисткой деятельности
В 1983 году ЮНЕСКО были разработаны и приняты всеми странами для исполнения международные принципы профессиональной журналистской этики. Этот документ впервые на международном уровне закрепил права и обязанности, как журналистов, так и права граждан. Данный документ представлял собой точный набор правил регламентирующих этические аспекты работы журналиста. Однако кроме этого ЮНЕСКО записало в документ, что журналисты в своей деятельности должны руководствоваться необходимостью соблюдать право всех граждан во всем мире получать точную, верную и правдивую информацию. Для этого журналисты должны точно и без искажений рассматривать происходящие события.
Сегодня человечество наблюдает гораздо более печальную картину, связанную с работой СМИ. Сегодня в эпоху информационных войн и потери журналистами морально-нравственных начал происходит с одной стороны вырождение профессии журналиста, а с другой общество стремительно теряет доверие и интерес к материалам журналистских расследований.
Печальная, правда, такова, что СМИ полностью стали коммерционализированными предприятиями. Журналисты откровенно работают не столько за заработную плату, а за коммерческий интерес в виде материального поощрения от заинтересованного лица. Проблема здесь состоит в том, что журналисты начали обслуживать интересы таких заинтересованных лиц.
Это в свою очередь ведет к тому, что журналисты часто начинают писать материалы, основываясь на заведомой лжи. Общественности часто пытаются подсунуть второсортный материал, который не в состоянии убедить даже ребенка в детском саду. Последний факт говорит о том, что журналисты перестают уметь владеть письменным языком, и аргументировано доказывать свою позицию.
Кроме этого нужно заметить, что классические СМИ постепенно уступают место электронным. «Нью медиа» – это не только электронные журналы, но и блоггеры и авторы популярных статей на других площадках типа социальных сетей. К сожалению, такой прорыв в глобальную сеть интернет привел к обесцениванию качества публикуемого материала. Сегодня в интернете кто угодно под любым псевдонимом может написать что угодно. Именно по этой причине на свет выходят откровенно безграмотные и глупые публикации. Так же выходят публикации, содержащие клеветническую информацию.
Однако сегодня откровенная клевета не считается чем-то крамольным или плохим. Наоборот, скандальный материал заканчивающийся встречей журналиста с жертвой в суде – это повод поднять популярность издания.
Все вместе это говорит о том, что сферу журналистского сообщества охватил глубокий морально-нравственный и этический кризис. Выход из этого кризиса пока что не наблюдается.
К сожалению, нужно отметить, что в данной проблеме проявляется еще одна. Журналист – это не просто сборщик материала. Это человек, который работает в обществе и в своей работе отражает настроение в обществе. Отсюда вывод, что поскольку кризисные явления наблюдаются в среде журналистов, точно также они имеются и у всего общества в целом. Журналистика отражает тот факт, что социум искаженно отражает общечеловеческие ценности, искаженно понимает ценности демократии и правового государства.
Здесь нужно отметить, что современная профессиональная этика российского журналиста была сформирована под влиянием событий конца 90-х годов ХХ века и начала ХХI века. Здесь уместно напомнить, что отечественная журналистика вместе со всем обществом сначала была вынуждена отказаться от советской морально-этической системы. Затем журналистам было предложено создать новую морально-этическую модель по калькам европейской и американской журналистики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Этико-правовые аспекты работы журналиста. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Средства массовой информации. Корпоративные правила. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Средства массовой информации. Правовые нормы. – Мурманск: Полярные зори, 2020. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Средства массовой информации. Развитие и совершенствование правовых норм. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Корпоративно-этические нормы в средствах массовой информации. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Средства массовой информации. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Средства массовой информации. Формы и методы регулирования. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Средства массовой информации. Актуальные проблемы регулирования. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Средства массовой информации. Этико-правовые нормы. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Этико-корпоративно-правовые нормы в СМИ. Современный подход. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Этико-корпоративно-правовые нормы в СМИ и нью медииа. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2020. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Средства массовой информации. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2020. – 588 с.