Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Величайшим открытием мирового немого кино стало творчество «короля комедии» Чарлза Спенсера Чаплина (1889— 1977). Эпоха Чаплина в кинематографе продолжалась почти полвека. Поднявшись с самых низов, уже в 25 лет он обрел всемирную славу. Король немого кино, один из немногих, кто дважды получил "Оскара", - Чарльз Спенсер Чаплин - участвовал в создании более 80 фильмов, многие из которых до сих пор остаются классикой мирового кинематографа. Международное признание получили его гуманистические, антикапиталистические и антифашистские комедии "Золотая лихорадка", "Огни большого города", "Новые времена", "Великий диктатор", "Месье Верду", "Огни рампы", "Король в Нью-Йорке", "Графиня из Гонконга".
С первого же появления на экране в 1915 г. он покорил сердца зрителей. С помощью мимики и жестов он мог передать широчайший спектр человеческих переживаний, сделать смешной любую, даже самую серьёзную, ситуацию. Блистательный успех Чарли Чаплина был определён сочетанием трагического и комического, серьёзного и смешного, реальности и фантастики. На экране он создал образ «маленького человека» с печальными глазами, кокетливыми усиками щёточкой, в узком коротком пиджаке и широких штанах, потрёпанной шляпе-котелке и с гибкой тросточкой в руках.
Вот как он сам говорил о внешнем облике своего героя в книге «Моя биография»: «Этот костюм помогает мне выражать мою концепцию человека улицы: всё равно какого — ну хоть меня самого. Котелок очень маленький — это усилие казаться достойным, заслуживающим внимания, усики говорят о некотором тщеславии. Узкий застёгнутый пиджачок, тросточка и все манеры создают впечатление галантности, живости, небрежности. Он пытается быть мужественным перед лицом судьбы, но может и пыль в глаза пустить. Он готов и посмеяться над собой, и пожалеть о своей участи» [1].
Герой Чарли Чаплина не был раз и навсегда сложившимся персонажем. На киноэкране он прошёл определённую эволюцию. Из незатейливого комика он постепенно превратился в незащищённого, легкоранимого человека. В нём всё больше ощущался разрыв между миром собственных чувств и окружающей действительностью. Бедный и бесприютный бродяга, всерьёз считавший себя джентльменом, оказывался гораздо богаче и человечнее многих респектабельных буржуа. Он спасал ребенка-подкидыша от голодной смерти («Малыш», 1921), одержимо искал золото на Клондайке («Золотая лихорадка», 1924), помогал прозреть слепой девушке, продавщице цветов («Огни большого города», 1931), самоотверженно боролся за выживание в эпоху экономического кризиса («Новые времена», 1936), обрушивался на пришедшего к власти Гитлера («Великий диктатор», 1940).
Комедийное искусство Чаплина периода его расцвета отличала сила гражданского темперамента, глубина мысли, творческая смелость и новаторство, щедрость таланта. Чаплиновские полнометражные комедии явились в целом не только чрезвычайно емкой, но и суровой летописью западной цивилизации, энциклопедией болезней всех видов капиталистического строя. Эта тема является актуальной и сегодня, ведь большинство из нас – люди, не имеющие власти, влияния и капитала.
Для того, чтобы понять, почему величайший комик обращался к проблемам людей из низших социальных слоев; для того, чтобы выявить характерные черты и особенности образа бродяги Чарли; для того, чтобы понять мотивы создания этого персонажа, необходимо обратиться к биографии самого Ч. Чаплина и проанализировать, на фоне каких общественно-политических событий начала XX века формировалась и развивалась его творческая позиция. Все вышесказанное определило актуальность и новизну данного исследования. Также выбранная тема является актуальной и для меня лично в связи с моим личным интересом к жизни и творчеству легендарного актёра.
Объект исследования - творчество Чарльза Чаплина.
Предмет исследования - особенности и специфика образа «маленького человека» в комедиях Чарльза Чаплина.
Цель исследования: изучение образа «маленького человека» в фильмах Чарльза Чаплина.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- проанализировать начало творческого пути Чарльза Чаплина;
- проследить формирование актерского стиля Чарльза Чаплина сквозь призму социально-исторических реалий Америки 20-30-х годов;
- выявить характерные черты образа «маленького человека» - бродяги - в фильмах Чаплина «Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл» и «Бродяга»;
- исследовать эволюцию образа «маленького человека» в комедиях «Золотая лихорадка» и «Огни большого города».
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие теоретические и эмпирические методы:
- анализ научной литературы;
- изучение фильмов Ч. Чаплина, необходимых для формулирования и подтверждения суждений,
- методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.);
-метод сравнительного анализа;
-интерпретационный метод.
Практическая значимость работы. Результаты исследования, представленные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении истории киноискусства в целом, наследия Ч. Чаплина в частности, а также творчества других режиссёров, поднимавших в своих работах проблему «маленького человека».
Структура. Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ АКТЕРСКОЙ КАРЬЕРЫ ЧАРЛЬЗА ЧАПЛИНА В КОНТНКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ США 20-30-Х ГОДОВ XX ВЕКА
1.1. Детство и начало творческого пути Чарльза Чаплина
Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне. Его родители — Чарльз Чаплин-старший и Ханна Чаплин (Лили Герли) были артистами Мюзик-холла. Казалось, сама судьба приготовила ребёнка к жизни на сцене, но не все оказалось так легко и просто.
Творческие способности проявились у Чарли очень рано: в два года он выучился чечетке у отца и исполнению эстрадных песенок у матери. У нее он перенял и искусство имитации. Мать часто показывала Чарли и его брату Сидни свои песенные номера, исполняемые ею в варьете. Ханна Чаплин была изумительной мимисткой, наблюдая за ней, Чарли учился передавать не только эмоции при помощи лица и тела, но и внутренний мир человека. Именно мать научила его наблюдать людей, подмечать мельчайшие смешные черты и использовать это.
Чарли впервые выступил на сцене в 1894 году, в возрасте пяти лет, заменив в программе мюзик-холла свою заболевшую мать. Маленький Чарли спел куплет популярной песенки "Джек Джонс", и на сцену дождем посыпались монеты. Он ещё сильнее покорил публику, став с детской непосредственностью собирать эти деньги прямо во время выступления, после чего вернулся на сцену и закончил песню.
Вскоре после этого мать Чаплина потеряла голос, а в 1896 году оказалась в психиатрической лечебнице, где впоследствии умерла. Отец мальчика был довольно популярным артистом, но слава вскружила ему голову: он начал пить и трагически умер в 1901 году. Одиннадцатилетний Чарли остался сиротой.
Еще при жизни с матерью братья Сид и Чарли оказались в работном доме в Ламбете, а затем были отданы в школу для сирот и бедных детей. Они вынуждены были самостоятельно зарабатывать на жизнь. Чарли редко посещал школу, работал продавцом газет, помощником врача, в типографии, стеклодувной мастерской и т. д., но нигде подолгу не задерживался из-за малого возраста.
Чарли Чаплин выступил как актёр кино в около ста фильмах и практически в каждой роли он прекрасно себя проявил. Чаплин обладал выдающимся актёрским мастерством, основанном на природном таланте и самое главное, на универсальных актёрских навыках. Как же он этого достиг?
Фрагмент для ознакомления
3
1. Чарльз Спенсер Чаплин «Моя биография»: Вагриус; Москва; 2000 г.
2. Чарльз Спенсер Чаплин «Моя биография»: Вагриус; Москва; 2000 г.
3. Чарльз Спенсер Чаплин «Моя биография»: Вагриус; Москва; 2000 г.
4. А.В.Куракин. Чарли Чаплин. Издание второе, доработанное и дополненное. - М.: Издательство "Искусство", 1988.
5. Чарльз Спенсер Чаплин «Моя биография»: Вагриус; Москва; 2000 г.
6. Чаплин Чарльз, "Моя биография". "Искусство", М.,1966г.
7. Чарльз Спенсер Чаплин «Моя биография»: Вагриус; Москва; 2000 г.
8. А.В.Куракин. Чарли Чаплин. Издание второе, доработанное и дополненное. - М.: Издательство "Искусство", 1988.
9. Кукаркин А. "Фильмы Чаплина'.' Вступительная статья. "Искусство", М., 1972г.
10. Вайсфельл И.В. "Мастерство кинодраматурга". "Советский писатель", М.,1961 г.
11. Вайсфельл И.В. "Мастерство кинодраматурга". "Советский писатель", М.,1961 г.
12. Гинсбург С.С. Очерки теории кино. "Искусство", М.,1974г.