Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Демократизация и глобализационные процессы породили необходимость закреплять свободу слова и информации в основополагающих документах государства, а правовая база информационной политики продолжает расширяться, чтобы соответствовать новым тенденциям мирового развития.
В Германии главным документом, который регламентирует вопросы обеспечения информационной безопасности государства, является Основной закон Федеративной Республики Германия. Параграф 1 статьи 5 гласит: «Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и с помощью изобразительных средств, беспрепятственно получать информацию из всех общедоступных источников. Гарантируются свобода печати и свобода передачи информации посредством радио и кино. Цензура не осуществляется». Также правовое положение СМИ определяют законы о прессе федеральных земель, решения федерального Конституционного суда и конституционных судов земель и др.
СМИ самостоятельно решают, какую информацию предъявить обществу. Согласно докладам Международного института прессы, Германия значится как государство, которое поддерживает сильную позицию свободной прессы. Важнейшим принципом объявлено уважение к правде и объективное информирование общественности. Стоит отметить, что в ФРГ исключается монопольное право на информацию, а также запрещается заключать договоры на исключительное право на получение информации о том или ином событии.
Дискуссионный вопрос о рекламе не единственный в немецком обществе. Необходимость ежемесячно вносить абонентскую плату за пользование телевизором или радиоприемником также вызывает немало споров среди граждан.
Объектом исследования является частное (в Германии официально – «общественно-правовое» телевидение). Предмет исследования – процесс становления и развития частного телевидения в Германии.
Цель исследования –характеристика процесса становления и развития частного телевидения в Германии.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Исторический анализ развития частного телевещания в Германии.
2. Анализ развития содержательной политики частного телевидения в Германии.
3. Характеристика формирования и современного состояния нормативно-правовой базы частного телевещания.
4. Определение особенностей управления в сфере телевидения в Германии применительно к негосударственному телевещанию.
Глава 1.Общая характеристика становления частного телевидения в Германии
1.1.Развитие частного телевещания в Германии
В Федеративной Республике Германия существует так называемая «дуальная система» телевещания, что означает наличие негосударственного (ОПТВ) и частного телевидения. ОПТВ состоит из государственных телевизионных холдингов, крупнейшим из которых является ARD (Рабочее содружество телерадиокомпаний ФРГ). В его состав входят Первый канал немецкого ТВ (Das Erste), новостной, развлекательный, девять земельных телевизионных каналов и более пятидесяти локальных радиостанций. На функционирование иновещания Deutsche Welle («Немецкая волна») компания получает дополнительный бюджет, субсидируемый федеральным правительством. Его теле- и радиопрограммы выходят на 30 языках (на русском - радио и сайт).
История собственно частного телевидения в Германии (в нынешнем понимании, поскольку в Германии данные телеканалы называются «общественно-правовыми») отсчитывается 1 января 1984-го года: начинает работу Программное общество кабельного и спутникового вещания, из которого впоследствии появился телеканал Sat.1. На телевизионном пространстве Германии началась новая эра: кроме общественно-правовых вещателей стартовали первые частные телеканалы — сначала Sat.1, а днем позже RTL.
Первую новогоднюю программу тогда открыли «Музыкой для королевских фейерверков» Георга-Фридриха Генделя. В маленькой телестудии в Людвигсбурге зародился новый мир телевидения: кулисы еще колыхались, ведущей Ирене Йост пришлось позаимствовать платье, а телевизоры включили лишь несколько сотен зрителей. Тогда еще никто не представлял, насколько глубокими будут изменения. На самом же деле частное телевидение ознаменовало поворотный момент в немецкой медиа-истории: возникают новые форматы программ, на экранах появляются ведущие, а зрители начинают пользоваться даже новым жаргоном.
Исчезают границы между зрителями и телевизионными звездами, между фикцией и реальностью. Возникает телевидение, ориентируется на группу телезрителей — потребителей в возрасте от 14 до 49 лет.
Законодательный путь для создания частных телеканалов подготовил тогдашний канцлер Гельмут Коль. Он надеялся, что таким образом удастся создать противовес общественно-правовым первом и втором телеканалам — ARD и ZDF, - которые, по его мнению, в своих сообщениях слишком благосклонно относились к социал-демократам.
Коммерческие телеканалы вовсе не привели к политически духовных изменений, а в первую очередь пытались удовлетворить вкус масс.
Но все изменилось, как только RTL и Sat.1 начали собственное производство. Хотя уровень эротического шоу «Tutti Frutti» высоким не назовешь, оно расширило зрительскую аудиториюМожно было предположить, что частные телеканалы постоянно пытаться ломать различные табу. Такие передачи стали главным признаком, прежде всего для RTL. Критики упрекали этому телеканалу пошлость и отсутствие всякого вкуса.
1991 год, однако, RTL по объемам оборота впервые опередил своих общественно-правовых конкурентов. Вместе с расширением частот и места в кабельных сетях программы становились все популярнее. В эфире появились новые каналы. Изменилась и журналистика: начали говорить о потребителях, коэффициент включения, информационный рынок и эксклюзивные права.
Успех частных телеканалов среди зрителей заставил общественно-правовые телеканалы в Германии приспособиться к новым условиям. Их начали обвинять, что они имитируют RTL и Sat.1. Одновременно можно услышать и положительную оценку: мол, частные телеканалы помогли избежать стагнации на немецком телевизионном рынке. Сегодня в Германии бесплатно можно принимать более телеканалов, чем в других европейских странах.
Кроме ARD в структуру ОПТВ входят ZDF («Второе немецкое ТВ» и еще 2 канала), а также телекомпании земель, не входящие в ARD. По действующему законодательству, операторы платного ТВ обязаны ретранслировать в своих сетях 10 каналов федерального негосударственного ТВ (производства ARD и ZDF), а также как минимум один земельный канал, входящий в ARD.
Незадолго до объединения страны в 1990 году в законодательство были внесены изменения, позволившие создавать
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Grundgesetz //Deutscher Bundestag. - URL: https://www.bundestag.de/grundgesetz
2. Вороненкова Г.Ф. Некоторые аспекты защиты интеллектуальной собственности в Германии // Международный правовой курьер. - Режим доступа: http://inter-legal.ru/nekotorye-aspekty-zashhity-intellektualnoj-sobstvennosti- v-germanii
3. Вороненкова Г.Ф. Некоторые аспекты защиты интеллектуальной собственности в Германии // Международный правовой курьер. - Режим доступа: http://inter-legal.ru/nekotorye-aspekty-zashhity-intellektualnoj-sobstvennosti- v-germanii
4. Германия - немецкие СМИ // Evropa. - Режим доступа: http://www.evropa.org.ua/country/germany/1_12.htm
5. Печать, радио и телевидение в Федеративной Республике Германия // МедиаСпрут. - Режим доступа: http://www.mediasprut.ru/jour/presse- brd/press1 .shtml
6. Печать, радио и телевидение в Федеративной Республике Германия // МедиаСпрут. - Режим доступа: http://www.mediasprut.ru/jour/presse- brd/press1.shtml
7. Телевизионная журналистика. Учебное пособие. Издание 3-е. / Ред. коллектив Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвиг, А.Я. Юровский. – М.: Высшая школа, 2012. – 304 с.
8. Телерадиоэфир: история и современность. – М. Элиткомстар, 2008. – 291 с.
9. Ушанов, П. В. Медиа рилейшнз. Основные аспекты взаимодействия СМИ и Public Relations. - Издательства: Флинта, Наука, 2009. - 80 с.
10. Цвиг В.А. Телевизионная журналистика: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 182 с.