Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
ГЛАВА 1. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ХРИСТИАНСКИХ МОТИВОВ В КИНЕМАТОГРАФЕ. 5
1.1 Понятие христианского мотива. 5
1.2 Христианские мотивы в зарубежном кинематографе. 9
1.3 Христианские мотивы в отечественном кинематографе. 13
ГЛАВА 2. БОГОСЛОВИЕ ОБРАЗА ХРИСТА В КИНЕМОТОГРАФЕ. 15
2.1 «Царь царей» Сесиля ДеМилля (1927 г.). 19
2.2 I.N.R.I. Роберта Вине (1923 г.) 20
2.3 Фильм «Евангелие от Матфея» (1964 г.) 21
2.4 «Мастер и Маргарита» (1994) 24
2.5 «Страсти Христовы» Мела Гибсона (2004 г.). 27
2.6 «Иисус из Назарета» Дж. Дзефирелли. 28
2.7 «Последнее искушение Христа» М. Скорсезе 30
ГЛАВА 3. К ХРИСТУ ЧЕРЕЗ КИНЕМАТОГРАФ. Как роль Иисуса Христа повлияла на жизнь актеров. 32
3.1 Роберт Пауэлл и «Иисус из Назарета» (1977). 32
3.2 Джеймс Кэвизел и «Страсти Христовы» (2004) 34
Заключение 35
Список использованных источников. 36
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На заре кинематографа режиссеры обращались к эстетике других видов искусства, таких как театр, живопись и фотография. Сегодня, несмотря на наличие собственных средств выражения, кино представляет собой фундаментальную ценность культуры.
Европейская культура, мораль и этика основаны на христианских ценностях, отраженных в текстах Ветхого и Нового Заветов.
Традиция обращения к библейским текстам является естественной частью европейской культуры. Однако место этого обмена каждый раз разное. С момента появления кинематографа режиссеры использовали библейские образы и истории.
Могут быть как личные, так и биографические справки. В советском искусстве отношение к библейским темам было неоднозначным. Однако подлинные христианские ценности оставались важными для советского кино.
В курсовой работе исследуется образ Христа в кино.
Актуальность исследования обусловлена тем, что по Евангелиям было снято более 100 художественных фильмов, многие из которых стали классикой. Режиссеры пытаются разгадать образ Спасителя как центральной фигуры в истории человечества.
Объект исследования – образ Христа в кинематографе.
Предмет исследования – способы репрезентации Христа в фильмах.
Цель исследования – изучение образа Христа в кинематографе в разные годы.
Для достижения цели необходимо решить намеченные задачи:
Исследовать понятие христианских мотивов в искусстве.
Определить кинематографические приемы, используемые для представления христианских мотивов.
Рассмотреть богословие образа Христа в кинематографе.
Проанализировать как роль Иисуса Христа повлияла на жизнь актеров.
Структура исследования соответствует поставленной цели и намеченным задачам и представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы.
ГЛАВА 1. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ХРИСТИАНСКИХ МОТИВОВ В КИНЕМАТОГРАФЕ.
1.1 Понятие христианского мотива.
Взаимодействие различных мотивов важно в процессе развития культуры, и можно найти связи между различными произведениями, видами искусства, историческими периодами и национальными культурами не только в рамках одной темы, но и за ее пределами. В этом смысле настоящий мотив — это общая смысловая связь, наблюдаемая в произведениях, написанных на разных языках в разное время. Поэтому можно изучать не только мотивы, принадлежащие конкретному художнику, но и системы мотивов, характерные для определенного периода, определенного направления или художника определенной национальности. Мотивы понимаются как категория внутри культуры, позволяющая рассматривать искусство как единый процесс, как целое через особенное и как современность через призму истории.
В данном исследовании уместно рассматривать мотив как целостное понятие истории искусства, которое включает в себя:
Сюжетную линию;
Художественные образы;
Совокупность тем.
Для европейской культуры в целом потенциал заимствования христианских мотивов очевиден. Библия — это общий метатекст мировых культур и общий язык культур. Анализ различных работ ученых из разных стран в разное время позволяет нам рассматривать Библию как прообраз мировой цивилизации и собрание мифов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антанас Мацейна. Агнец Божий // Православный портал «Предание.ру». Режим доступа: https://predanie.ru/book/84140-agnec-bozhiy/#/toc6
2. Кракауэр Зигфрид. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. Сокращённый перевод с английского Д.Ф.Соколовой. Москва, «Искусство», 1974
3. От Матфея Святое Благовествование // Святое Евангелие. — М., 2013.
4. От Луки Святое Благовествование // Святое Евангелие. — М., 2013.
5. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви // Православная энциклопедия «Азбука веры» Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/books/download/12050-Богословие-иконы-Православной -Церкви.pdf
6. Афанасий Великий, свят. Слово о воплощении Бога – Слова, и о пришествии Его к нам во плоти. Творения Афанасия Великого Архиепископа Александрийского. Часть 1. Свято – Троицкая Сергиева Лавра. 1902.
7. Булышкин Д. Я. Это простое и сложное кино / Художник О. С. Теслер. – М.: Сов. Россия, 1981. – 240 с.
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мастер_и_Маргарита_(фильм,_1994)
9. Шимонова, Н. В. Фильм А. Вайды «Пилат и другие». Иешуа как воплощение образа Христа / Н. В. Шимонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 432-434. — URL: https://moluch.ru/archive/98/22005/ (дата обращения: 08.01.2023)
10. Василий Великий, свят. О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу иконийскому. Гл. 18. Творения. Том 1: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. — 750 с.
11. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. –М.: Отчий дом, 2011. – 480 с.
12. лекции Ларисы Ельчанинофф «Образ Христа на киноэкране: возможности и пределы дозволенного»
13. Иоанн Дамаскин, преп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы. Третье слово. VIII. Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. Издание Императорской С.-Петербургской Духовной Академии. 1913. – 442 с.
14. Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа // Православная энциклопедия «Азбука веры». Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/plashanitsa-gospoda-nashego-iisusa-hrista/
15. Клеман Оливье – Морис. Отблески света. Православное богословие красоты. // Православная энциклопедия «Азбука веры». Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/otbleski-sveta-pravoslavnoe-bogoslovie-krasoty/#0_21
16. Кракауэр Зигфрид. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. Сокращённый перевод с английского Д.Ф.Соколовой. Москва, «Искусство», 1974.
17. Лосский В. Н. Догматическое богословие. Пер. с фр. В. А. Рещиковой. – СТСЛ, 2010. – С. 293-429.
18. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. В. А. Рещиковой. – СТСЛ, 2010. -448 с.
19. Митрополит Иларион (Алфеев). Иисус Христос. Жизнь и учение: В 6 кн. – Кн. 1: Начало Евангелия. – М.: Изд-во Сретенского монастыря; Эксмо; Общецерковная аспирантура и докторантура, 2016. – 800 с.: ил.
20. Булышкин Д. Я. Это простое и сложное кино / Художник О. С. Теслер. – М.: Сов. Россия, 1981. – 240 с
21. Скорбная страсть Господа нашего Иисуса Христа. Из медитаций Энн Кэтрин Эммерих. Лондон, Бернс и Ламберт. 1862. Режим доступа: https://ccel.org/ccel/emmerich/passion/passion.i.html
22. Иоанн Дамаскин, преп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы. Третье слово. VIII. Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. Издание Императорской С.-Петербургской Духовной Академии. 1913. – 442 с.