Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Звуковой образ возникает в голове слушателя, как звуковое изображение, возникающее в результате возбуждения слуховой системы большим количеством звуковых волн, которые отражаются от поверхностей, образующих пространство, с разных направлений, с разными временными интервалами, с немного отличающимися спектральными характеристиками.
Многие слушатели могут быть вовлечены в процесс прослушивания звукового материала одновременно, могут оценить его качество и, в большинстве случаев, их оценки совпадают. В жизни человека и общества звуковой ландшафт пространства выполняет как минимум четыре основные функции: музыкальную, эстетическую, символическую и локализационную.
Роль пространства в формировании музыкального образа была известна со времен античности. Многие крупнейшие композиторы, с реди которых И.С. Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт, Г. Берлиоз, Р. Вагнер и другие создавая свои произведения учитывали в каких помещениях они будут воспроизводится и какое эмоциональное влияние последние будут оказывать на слушателя.
Революционные преобразования ХХ века в области информационно-коммуникационных технологий ознаменовались появлением новых аудиовизуальных средств для творчества взрослых и детей в области музыкального искусства. Начиная с 30-х годов ХХ века в театрах стали использовать звуковое оборудование: микрофоны, усилители, громкоговорители. Однако становление звукотехники в театре происходило не сразу, слишком труден был не только технический, но и психологический переход от столетиями установившегося звучания театрального оркестра и шумовых аппаратов к звучанию громкоговорителей.
Вопросы звукорежиссуры тесным образом связаны со звукотехникой. Это определило появление нового творческого работника -звукорежиссера. Реализация творческих замыслов режиссуры и музыкальной части требует от звукорежиссера не только знания технических особенностей звукотехники, но и определенной творческой подготовки. Звукорежиссер должен в совершенстве владеть всеми техническими средствами, используемыми для звукового оформления.
Многие исследователи пытаются выявить факторы, определяющие максимально эффективное взаимодействие музыки и человека, понять механизмы музыкального воздействия и воплощения звукового образа. Известные русские ученые В.М. Бехтерев, И.Р. Тарханов, И.М. Догель, изучали влияния свойств музыки на деятельность нервной, дыхательной систем, системы кровообращения, электрическую активность головного мозга, функциональное состояние организма. Музыкальные жанры обладают различными ценностными спектрами, которые определяют их восприятие аудиториями как явлений, связанных не только с искусством, но и с реальной жизнью.
Таким образом, актуальность исследования заключается в связи концептуальных основ звукового образа с реальной жизнью.
Целью данной работы является рассмотрение концептуальных основ воплощения звукового образа.
Задачи:
- определить сущность звукового образа и звука;
- рассмотреть критерии нетрадиционной звукорежиссуры;
- описать основные аспекты деятельности звукорежиссера.
Объект исследования - музыка и создание звукового образа.
Предмет исследования - звуковой образ.
Глава 1. Звуковой образ пространства: сущность
1.1. Звуковой образ и его роль
Звуковой образ — основное понятие в музыкальной звукорежиссуре, так как гигантская доля работы звукорежиссёра и есть создание звукового вида. [3, с. 13].
Как раз он, а не фонограмма в целом считается продуктом персонального труда звуковых дел мастера, в то время как фонограмма плод как раз корпоративного труда композитора, исполнителя, музыкального редактора, звукорежиссёра, инженера записи и иных профессионалов.
Впрочем, как это ни феноменально, в прогрессивной звукорежиссуре нет четкого определения звукового вида. Есть ряд классических характеристик, по которым выполняется его тестирование и оценка (пространственное впечатление, акустический и музыкальный балансы и проч.), есть отчетливо обозначенные аспекты свойства звукового образа, дозволяющие проводить сопоставление фонограмм в данном нюансе, но главное определения — что это звуковой тип фонограммы.
Кроме того, пока не установлена система отношений фонограммы и находящегося там звукового вида.
Звуковой образ – совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) составляющих, составляющих при помощи ассоциаций в обобщенном облике представления о вещественном объекте, явлении, историческом событии, характере человека. Понятие о звуковом образе в науке о журналистике создано в 1970-е гг. как итог осмысления индивидуальностей функционирования самых всевозможных выразительных средств и способов радиожурналистики.
Позднее понятие звукового образа, интегрированное с мнением изобразительного образа, стало применяться и к сфере телевидения. В структуре звукового образа все составляющие равнозначимы, так как готовы охарактеризовывать понятийную, сюжетообразующую и эстетическо-оформительскую нагрузку в отблеске реальной. Проверка рационального их сочетания в любом определенном случае и оформляет сущность творчества телевизионного или же радиожурналиста, стремящегося добиться более доходчивой и выразительной формы для передачи собственных переживаний и актуальных исследований.
Звуковой образ считается частью идейно-эстетического заключения телевизионной передачи или же кинофильма. В данном случае он есть в структуре произведения или же как доля совместного изобразительно-выразительного ансамбля художественных средств.
В жизни человека и общества можно выделить, по меньшей мере, четыре основные функции звукового образа: музыкальную, эстетическую, локализационную и символическую.
Музыкальная функция проявляется тем, что звуковой образ пространства оказывает влияние на музыкальное творчество, как на этапе создания музыкального произведения, так и в процессе его исполнения. Создавая свои произведения, композиторы часто ориентируются на их звучание в определенных акустических условиях, и в соответствии с этим используют те или иные композиционные приемы. В качестве примера влияния различных пространств на формирование художественных аспектов произведения на стадии его исполнения можно обозначить воздействие реверберационных процессов на особенности и манеру исполнительских приёмов. Гулкое помещение может скрывать некоторые легкие неточности при игре, тем самым нивелируя в сознании музыканта ощущение, что звучание инструмента «обнажено», что имеет психологическое значение и оказывает влияние на качество исполнения. Помимо этого, характер реверберационных процессов регулирует также исполнительские аспекты, связанные с темпо-ритмическими соотношениями, затрагивающими весь спектр элементов композиции произведения.
Музыкальное пространство можно рассматривать еще и как функциональное продолжение музыкальных инструментов. Поверхности и объем помещения неравномерно воздействуют на спектрально-временные свойства звукового поля внутри него, тем самым изменяя воспринимаемый звуковой образ музыкального инструмента. И это очень широко используется в музыкальном искусстве.
Проявление эстетической функции заключается в том, что звуковой образ пространства воздействует на эстетические предпочтения слушателей. Части пространства, такие, как форма помещения, размеры и материалы элементов конструкции, наличие мебели, украшений (декорации, лепка и т.п.), а также их сочетания определяют характеристики формирующегося в нем звукового поля, восприятие которого и является результатом субъективного впечатления слушателя о качестве звукового образа пространства. Эстетические свойства звукового образа пространства можно охарактеризовать с помощью таких терминов как теплота, ясность звучания, пространственность, жизненность, акустическая интимность и др.
Локализационная функция заключается в том, что различные качества звукового образа пространства функционируют как локализационные ориентиры для человека, выступая как дополнение к зрительной навигации, или как ее частичная замена, для людей, имеющих дефекты зрения. Содержащаяся в звуковых отражениях различная информация, такая, как время задержки отраженного звука относительно прямого, интенсивность, направление прихода, уникальная тембральная окраска, сообщаемая звуку резонансами отражающих поверхностей, указывают на расстояние до отражающего препятствия, на его размеры, плотность, толщину, материал покрытия и пр.
Символическая функция связана с тем, что звуковой образ пространства как элемент культуры ассоциируется с культурными явлениями, привязанными к соответствующему пространству. Например, звуковой образ больших пространств с длительным затуханием звука в одной социальной среде может ассоциироваться с проведением религиозного служения и способствовать проявлению глубоких душевных переживаний, в другом же обществе может быть связан с посещением концертного мероприятия.
Все эти перечисленные функции реализуются звукорежиссером в процессе создания им музыкального образа пространства, у которого должен быть достаточно высокий эстетический уровень, который должен соответствовать жанру музыкального произведения, и должен быть максимально реалистичным, чтобы осуществлять символическую и локализационнцю функции, что особенно актуально для трехмерного пространственного звукоизображения.
1.2. Звук и звуковой образ
Странной особенностью термина «звуковой образ» является тот факт, что, хотя это понятие для звукорежиссуры фундаментальное, оно в специальной литературе нигде не определяется точно и в полной мере. Все определения – нечеткие, противоречащие друг другу; создается впечатление, что их авторы сами не до конца осознают, что это такое. Даже в книге Е. Авербаха «Рождение звукового образа», где рассматриваются не только технические и эстетические проблемы звукорежиссуры, нет точной формулировки данного понятия [1, с. 11].
Рассмотрим основные составляющие понятия «звуковой образ». Звук – механические колебания в упругих средах и телах (твердых, жидких, газообразных), частоты которых лежат в пределах 20–20000 Гц (слышимый звук). Звук менее 20 Гц называется инфразвуком, более 20000 Гц – ультразвук. Скорость звука составляет 340 м/сек при нормальной температуре, длина волны 1 м на частотах 340 Гц; 20 см – 1700 Гц; 3,3 см – 10200 Гц (440 Гц – Ля первой октавы). Изменение интенсивности звука измеряют в децибелах (дБ). Число децибел равно десятичному логарифму отношения интенсивностей, умноженному на 10, т.е.10 lg (I/I 0).
Изменение интенсивности звука измеряют в децибелах (дБ). Число децибел равно десятичному логарифму отношения интенсивностей, умноженному на 10, т.е. 10 lg (I/I 0). При 6 db происходит изменение звука в 2 раза; при 6 + 6 = 12 db – изменение в 4 раза; при 6 + 6 + 6 = 18 db – изменение в 8 раз и т.п. Значение 0 db есть предел чувствительности уха; 10 db – шорох листьев; 0 db – тихий сад; 30 db – тихая комната; 40 db – тихая музыка, шум в жилом помещении; 50 db – шум в ресторане; 60 db – средний уровень разговорной речи на расстоянии 1 м., громкий радиоприемник; 70 db – шум мотора грузового автомобиля; 80 db – шумная улица; 90 db – звук симфонического оркестра, автомобильный гудок; 100 db – сирена; 110 db – пневматический молот; 120 db – реактивный двигатель на расстоянии 5км; 130 db – болевой порог.