Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Институциональные основы российско-французского сотрудничества в области кино 5
1.1. Русско-французские связи в области кино: исторический аспект 5
1.2. Сотрудничество в области кино во внешней культурной политике России и Франции 7
1.3. Двусторонние соглашения России и Франции в области кино 9
1.4. Институты российско-французского сотрудничества в области кино 11
Глава 2. Реализация российско-французских связей в области кино 14
2.1. Основные направления и формы российско-французского обмена в сфере кинематографии 14
2.2. Кинематографические связи в рамках перекрёстных годов культур Франции и России 16
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Культурная политика Франции и России направлены на взаимную поддержку и развитие отношений между двумя странами во многих сферах.
Из основных направлений культурного сотрудничества России и Франции можно выделить два основных блока. Первым блоком можно считать сферу науки и образования, вторым – сферу искусства и культуры.
С давних времен искусство и культуру принято считать одним из основополагающих рычагов «мягкой силы». Научные и культурные деятели всегда старались продолжать партнерство, невзирая на политические конфликты, и часто выступают в роли представителей своего государства.
Актуальность выбранной темы определяется несколькими причинами.
Во-первых, Франция занимает одно из центральных мест в культурном развитии Европейского союза, а также играет важную роль в развитии отношений между ЕС и Россией. Поэтому развитие и сохранение культурного наследия на европейском континенте не в последнюю очередь определяется действиями Франции на международной арене.
Во-вторых, российские и французские культурные и образовательные ориентиры и ценности оказывают существенное влияние друг на друга. События, которые происходят в рамках культурного сотрудничества, помогают всесторонне развиваться молодежи и углублять знания деятелям культуры, науки и образования.
В-третьих, сотрудничество в вышеприведенных сферах помогает в дальнейшем развитии отношений в экономической, политической, социальной областях.
Цель исследования заключается в изучении исторических аспектов и современного состояния взаимоотношений в сфере кино между Россией и Францией
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• Изучить исторический аспект русско-французских связей в области кино;
• Определить основы сотрудничества в области кино во внешней культурной политике России и Франции;
• Проанализировать двусторонние соглашения России и Франции в области кино;
• Рассмотреть основные направления и формы российско-французского обмена в сфере кинематографии;
• Провести анализ кинематографических связей в рамках перекрёстных годов культур Франции и России.
Предмет исследования: культурное сотрудничество между Францией и Россией и его развитие.
Объект исследования: внешнеполитические культурные интересы и ценности Франции и России.
Глава 1. Институциональные основы российско-французского сотрудничества в области кино
1.1. Русско-французские связи в области кино: исторический аспект
У культурного диалога Франции и России глубокие корни. Франция - передовое государство, столица мирового искусства, она является одним из главных культурных ориентиров для России еще с петровских времен .
Россию и Францию долгие годы связывают многовековая дружба и сотрудничество. С рождением кинематографа многие задавались вопросом, является ли кино искусством или же это средство для подробного воспроизведения реальности. 28 декабря 1895 года, братья Луи Жан и Огюста Мари Люмьер показали миру свой первый фильм в Париже в Гран-кафе на Бульвар-де-Капюсин. С тех пор именно эта дата считается днем рождения кино. Коммерческий успех изобретения был огромен на столько, что оператор фирмы «Люмьер» Камилл Серф и его команда приехали в Россию снять коронацию Николая II, где ими даже была зафиксирована давка на Ходынском поле, но пленку в скором времени забрали. Сюжет о коронации Николая ІІ считается самой первой киносъемкой в истории России. Интересен тот факт, что слово «кинематограф» употребляется и в старой форме – синематорграф от устаревшего cinématographe, от названия одноименного аппарата братьев Люмьер, положившему начало коммерческому использованию кинематографа.
Уже с 1903 г. французские предприниматели откомандировали своих «засъемщиков» в Москву для постоянной работы и наладили продажу фильмов, а также киноаппаратов. Коммерческий успех позволил «Пате» и «Гомон» открыть свои представительства сначала в Москве и Санкт-Петербурге, а затем и в других городах. Французская киноэкспансия в Россию, в системе деловых, коммерческих отношений, не впадая в благотворительность, способствовала возникновению и первым шагам российской кинематографии: вкладывались деньги в производство и в строительство новых павильонов, создавались дочерние предприятия, растили конкурентов. «По количеству, а, может быть, и по качеству картин русское кинопроизводство занимало одно из первых мест в мире» , — так охарактеризовал историк Жорж Садуль кино России 1914–1916 гг.
Успехи советской кинематографии вызывали интерес во всем мире, обогащался характер сотрудничества: все более активно намечался обмен творческим опытом. В 1926 г. в Париже открылась международная выставка декоративных искусств. Советской кинематогр
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Болотнова А.А. Внешняя культурная политика России и Франции на современном этапе (сравнительный анализ) : дис. : 23.00.04 / А.А. Болотнова. – Москва, 2015. 115-146 с.
2. Загрязкина Т.Ю. Следы Франции в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 4. С. 44
3. Крюкова, О.А. Искусство кино как пространство межкультурного диалога Франции и России / О.А. Крюкова // Язык, культура, ментальность: Германия и Франция в европейском языковом пространстве науч. конф., Москва, 13-14 октября 2016 г., С. 127-130.
4. Крюкова, О.А. О французском кино в России и русском кино во Франции. / О.А. Крюкова // Вестник Московского университета. – 2015. – №3. – С. 146-149.
5. Муссинак Леон (1890–1964), французский писатель, театровед, киновед, автор книги «Советское кино» (1928).
6. Отчет о научно-исследовательской работе «История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат (Заключительный. Основная книга)» / Под ред. В.И. Фомина. М., 2012. С. 307–308
7. Парунова, Ю.Д. У истоков русско-французского культурного диалога / Ю.Д.Парунова // Россия и Европа: связь культур и экономик. – 2016. – 18 ноября. – С. 21
8. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т. 3. М., 1961. С. 176.
9. Сергиева, О.В. «Перекрестный год»: диалог культур / Сергиева О.В. // Культура в современном мире. – 2010. –№2. – С. 1.
10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о культурном сотрудничестве от 6 февраля 1992 года [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1598
11. Соглашение от 12 ноября 1993 года о сотрудничестве между генеральной дирекцией по конкуренции потребительской политике и борьбе со злоупотреблениями министерства экономики Французской Республики и государственном комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.lawrussia.ru/texts/legal_310/doc310a391x907.htm
12. Центр фрнако-российских исследований. [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://ru.ambafrance.org/CEFR-7119
13. Accord entre le Gouvernement de la Republique Française et le Gouvernement de la Federation de Russie sur la creation et les modalities de fonctionnement des centre culturels, 12.11.1992. Соглашение между Правительствами Французской Республики и Российской Федерации об учреждении и условиях деятельности культурных центров от 12 ноября 1992 года [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.france-jus.ru/upload/accords/fr/19920227.pdf
14. Accord sur les relations cinematographiques entre le Gouvernement de la Republique Francaise et le Gouvernement de l’Union des Republiques Socialistes Sovietiques, 08.07.1967. Соглашение о сотрудничестве в области кинематографии между правительством Французской Республики и Правительством Союза Советских Социалистических Республик от 8 июля 1967 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.france-jus.ru/upload/accords/fr/19670315.pdf
15. Jacq J. Le sous-titrage des films russes en français : contraintes spécifiques et stratégies paraphrastiques // Вестн. Моск. ун-та. Сер 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3–4. С. 80–90.
16. Lancement officiel de l’Académie franco-russe du cinema, 18 juillet 2011. [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.unifrance.org/actualites/6059/lancement-officiel-de-l-academie-franco-russe-du-cinema
17. Protocole sur la cooperation scientifique de la France et de l’U.R.S.S., 02.04.1960. Протокол о научном сотрудничестве между СССР и Францией от 2 апреля 1960 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.france-jus.ru/upload/accords/fr/19600373.pdf
18. Traite entre la France et la Russie. Договор между Россией и Францией от 7 февраля 1992 года [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.france-jus.ru/upload/accords/fr/19920011.pdf