Фрагмент для ознакомления
2
Железнодорожный транспорт играет важную роль в туризме, выступая одновременно и способом передвижения, и отдельной туристической аттракцией, однако объемы железнодорожных перевозок в туризме сегодня неуклонно снижаются. Это обусловлено географическим положением отдельных макрорегионов и стран, размещением туристских центров, особенностями использования утративших функциональное значение транспортных сетей. Все это обуславливает необходимость комплексного изучения места и значения железнодорожного транспорта в туризме. В частности, в статье рассматриваются современные тренды в развитии железнодорожных перевозок в туризме и география этого вида транспорта в туристическом сегменте. Европейский макрорегион отличается наибольшей долей железнодорожных пассажирских перевозок в туризме, в связи с этим авторами отобраны десять наиболее значимых европейских железнодорожных транспортных компании и дана их характеристика. Крупнейшие перевозчики сегодня активно ориентируются на сферу туризма, их сайты адаптированы для путешественников разных стран и позволяют туристам самостоятельно планировать свой маршрут. Железнодорожный транспорт является основой для транспортных туров и экскурсий, а также для железнодорожных круизов. Еще одной важной тенденцией вовлечения железнодорожного транспорт в туризм является формирование так называемых железнодорожных троп – концептуальных рекреационных пространств на основе заброшенных транспортных веток.
Россия обладает протяжённой сетью железных дорог, огромным количеством автомобильных трасс, наши водные пути одни из самых разветвлённых в мире! И все эти возможности либо не используются, либо используются не в полную силу.
Но так ли уж важно для российского туриста наличие в ассортименте предложений таких туристских продуктов?
Для ответа на этот вопрос предлагаем рассмотреть следующие параметры, отражающие, на наш взгляд, потенциал того или иного туристического продукта:
• Тенденции спроса;
• Новизна продукта;
• География и сезонность;
• Значение и роль туристического продукта в формировании образа страны, необходимого для повышения уровня туристической привлекательности России на внутреннем и внешних рынках;
• Финансовая составляющая продукта. Затраты на создание продукта, его продвижения и эксплуатации. Прогноз ожидаемой прибыли.
Такие виды туристического продукта, как железнодорожный туризм, караванинг и путешествие на хаусботах, стоит отнести к активным видам туризма. Все они подразумевают активное перемещение в пространстве, имеют своей целью осмотр как можно большего количества тех или иных объектов, будь то достопримечательности или виды природы, требуют от участников путешествия определённых навыков и умений, а порой и немалой доли физической активности.
Тренды направлены на стирание межкультурных различий, они включают в себя стремление не только самому совершить путешествие, но и передать свои впечатления, опыт, полученный во время тура, другим людям, которые пока ещё не были в той или иной местности нашей планеты. Для нас же, как для авторов этой статьи, значение имеет тренд на активный туризм с элементами спортивных и оздоровительных составляющих. Вкупе с возможностями общения с местными жителями и возможности передачи в социальных сетях своих впечатлений о новых, доселе неизвестных местах — эти тренды впечатляюще доказывают необходимость внедрения в ассортимент туристического продукта России таких продуктов, как караванинг, железнодорожный туризм и плавания на арендованных катерах по рекам России.
Железнодорожный транспорт на сегодняшний момент существенно уступает воздушному в статистике пассажирских перевозок, в том числе и в туризме. Это связано с тем, что авиационный транспорт позволяет туристам преодолевать большие расстояния за более короткое время, к тому же не во всех странах развито железнодорожное сообщение, и не во все туристические дестинации можно добраться по суше. Расширение географии путешествий, развитие гражданской авиации и увеличение числа лоукостеров привело к сокращению перевозок наземными и водными видами транспорта. По данным ЮНВТО, только 4% всех перевозок в туризме приходится на железнодорожный транспорт.
География железнодорожных перевозок также существенно разнится. Так, в Европе, например, особенности географического положения и компактность территории, а также унификация железнодорожной инфраструктуры, развитие скоростного международного сообщения, а также формирование гибких и унифицированных тарифов привели к росту пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.
В Американском же макрорегионе роль железнодорожного транспорта в туризме сегодня невелика. В США, лидере макрорегиона по туристским прибытиям и доходам от туризма, большие расстояния, а также отсутствие скоростного сообщения между городами и регионами, высокая стоимость железнодорожного билета, привело к тому, что туристы чаще выбирают в качестве средства передвижения самолет, и реже – автомобиль или автобус.
Актуальность курсовой работы заключается в популяризации железнодорожного туризма в России.
Цель курсовой работы – рассмотреть возможные услуги и поставщиков услуг и договорной процесс при организации железнодорожного тура.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность и классификацию железнодорожного транспорта в туризме;
- проанализировать законодательные и нормативные акты, регулирующие организацию перевозки и обслуживания туристов на железнодорожном транспорте;
- изучить особенности организации железнодорожных туров на рейсовых поездах и организованных многодневных туров на специально организованных турпоездах;
- рассмотреть услуги и поставщиков услуг при организации железнодорожного тура;
- проанализировать договорной процесс при организации железнодорожного тура.
Объект исследования – железнодорожный туризм.
Предмет исследования – поставщики туристских услуг при организации железнодорожного тура.
Методы исследования – анализ, синтез, конкретизация, обобщение, сравнение.
В первой главе будут изучены особенности организации железнодорожного тура, а именно будет определена сущность классификация железнодорожного транспорта в туризме и выявлены законодательные и нормативные акты, регулирующие организацию перевозки и обслуживания туристов на железнодорожном транспорте
Во второй главе будут изучены особенности организации железнодорожных туров на рейсовых поездах и организованных многодневных туров на специально организованных турпоездах, а именно будут проанализированы услуги при организации железнодорожного тура и будут рассмотрены поставщики услуг при организации железнодорожного тура.
В третей главе будет рассмотрен договорной процесс при организации железнодорожного тура.
Глава 1. Особенности организации железнодорожного тура
1.1. Сущность и классификацию железнодорожного транспорта в туризме
Закрытие границ, а также долгий период самоизоляции дали толчок развитию внутреннего туризма в России. По данным Ipsos (опрос 26 февраля – 2 марта 2021 г.) в поездки по России планируют отправиться 69% респондентов. Наиболее востребованными маршрутами являются Москва и Санкт-Петербург, далее следуют курорты черноморского побережья, горный Кавказ, Нижний Новгород, Уфа и Калининград [5]. Но, как известно, в нашей стране множество других уникальных мест с культурными, историческими и религиозными достопримечательностями, памятниками природы и иными особенностями, делающими их ценными для туристов.
Сегодня поездки по России на туристических поездах стали одним из популярных способов путешествий. Особенно большим успехом пользуются туры выходного дня, которые занимают от 1 до 3 суток. Краткосрочные поездки являются более бюджетными, что очень актуально в условиях кризиса.
Начало развития железнодорожного туризма в нашей стране было положено еще во времена Советского Союза. Первые путешествия на дальних туристско-экскурсионных поездах были организованы в 1960-х годах. Тогда курсировало пять туристско-экскурсионных поездов, которые обслуживали чуть более 2000 человек и были предназначены только для туристов. К 1983 г. существовало уже более 1600 туристских рейсов, услугами которых пользовались около 650 тыс. человек. При этом продолжительность путешествий варьировалась от 1 до 32 дней. Такой вид отдыха постепенно становился все более популярным, завоевывая симпатии любителей туризма и экскурсий. Но после распада СССР, в связи с развитием новых технологий, появлением более быстрых и комфортных видов транспорта, этот вид туризма утратил свой массовый характер [6].
После развала Советского Союза первые попытки возрождения железнодорожного туризма стали предприниматься только в начале 2000-х годов. Именно тогда, в 2005 году в составе холдинга РЖД была образована компания «РЖД-тур». До 2011 года компания занималась преимущественно организацией чартерных перевозок и эксклюзивных MICE-мероприятий с использованием возможностей железнодорожного транспорта. Но в 2011 году было принято решение о выходе на массовый туристический рынок с целью возрождения железнодорожного туризма в России.
В настоящее время предложение туроператора составляют однодневные туры, маршруты выходного дня, а также длительные железнодорожные круизы. Наибольшей популярностью у потребителей пользуются тематические туры на ретропоездах, а также праздничные и детские туры.
Путешествие, совершаемое по железной дороге на специализированном железнодорожном транспортном средстве физическими лицами продолжительностью от 24 часов до одного года либо менее 24 часов, но с ночевкой, в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью, называется железнодорожным туризмом.
Железнодорожные перевозки реализуются обычно во внутреннем и международном сообщениях. На территории России они осуществляются в прямом, прямом смешанном, непрямом смешанном сообщениях. В системе пассажирских перевозок поезда подразделяются на рейсовые (графиковые), следующие по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике движения, и специальные или чартерные. Внерейсовые (чартерные) поезда комплектуются по мере необходимости перевозок. Это относится и к специальным туристским поездам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ГОСТ 32611-2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов»
2. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»
3. Александрова А. Ю. Туризм и культурное наследие//Межвузовский сборник научных трудов/под редакцией: Д. Е. Луконина, Т. В. Черевичко. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2018. С. 10 -18.
4. Андреева А.Ю. Новые технологии интенсивного развития туристической индустрии. -М.: ЮРГУ, 2019. -С.
5. Буланов, А. В. Бренд 2.0. От философии к практике / А.В. Буланов. – М.: ОАО «Красная звезда», 2013. – 496 с.
6. Быстров С.А, Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. СПб., 2018
7. Боголюбов В.С. Экономика туризма. – СПб.: Академия, 2016.
8. Воловода О.В. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. – М., 2018.
9. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг туристских территорий: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 223 с.
10. Джанджугазова Е.А., Первунин С.Н. «Российский туризм: анатомия кризиса». Российские регионы: взгляд в будущее. 2017. №1 (2).С. 116-129
11. Дж. Сазерленд и К. Швабер. Руководство по Скраму 2016 год
12. Журнал "Мировые цивилизации" Scientific journal "World civilizations" 2019, №1, Том 4 2019, Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com
13. Зюляев Н.А, Низова Л.М., Сорокина Е.Н. Внутренний туризм как вид экономической деятельности на мезоэкономическом уровне // Вестник НГИЭИ. – Княгинино, 2018. – № 6.–с. 72-85.
14. Менеджмент туризма: туризм и отраслевые системы: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2018.
15. Ушаков Д.С. Стратегическое планирование в туризме: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
16. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.2006 г. №132-ФЗ
17. Швец И.Ю. Региональное управление конкурентоспособностью туристических услуг: методология и практика. — Симферополь: ЧП Предприятие Феникс, 2018. -364 с.
18. Шпилько С.П. Классификация видов туризма: от теории к практике / Вестник Национальной академии туризма. 2019. № 1. С. 9-15.