Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экономической безопасности хозяйствующих субъектов в последние годы уделяется все больше внимания. Органы государственной власти заин-тересованы в экономической безопасности государства, финансово-кредитной системы, органы управления предприятиями и организациями за-интересованы в экономической безопасности в разных ее сторон: финансо-вой, экологической, производственной безопасности. Особое внимание при формировании системы экономической безопасности уделяется определению вызовов и угроз, как внешних, так и внутренних, выработке механизма управления ими. Поэтому повышается значимость анализа вызовов и угроз, разработке мероприятий по управлению ими, что предопределило актуаль-ность темы работы.
Экономическая безопасность кредитной организации - это состояние защищенности банка от недобросовестной конкуренции, негативного влия-ния внешних и внутренних вызовов и угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая стабильность функционирования и развития организации, реализации основных целей и задач деятельности, связанных с оказанием банковских корпоративным и частным клиентам. Экономическая безопасность кредитной организаций зависит в первую оче-редь от способности формировать конкурентные преимущества, которые яв-ляются основой стабильной прибыльной деятельности кредитной организа-ции. Оценка системы экономической безопасности банка основывается на анализе финансового состояния, выявлении угроз экономической безопасно-сти банка, разработке способов управления этими угрозами, способствую-щих минимизации, нейтрализации угроз.
Глава 1 Теоретические основы управления экономической
безопасностью финансовой организации
1.1 Понятие, виды и законодательные основы управления
экономической безопасностью банковской организации
В современной России государственное регулирование банковской системы подразумевает установление определенных требований к организа-ции деятельности банков, а также контроль за их исполнением. Главной це-лью любого государства является сохранение стабильной социально-экономической обстановки в обществе. Если останавливаться на экономиче-ской сфере жизни страны, то здесь основной целью выступает поддержка стабильности функционирования рыночной системы, в том числе банковской системы.
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим обес-печение экономической безопасности страны, является Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности
Российской Федерации на период до 2030 года». Данный документ определяет основные вызовы и угрозы экономической безопасности страны, а также направления деятельности по ее обеспечению. В соответствии с дан-ным законодательным актом одной из угроз экономической безопасности является подверженность финансовой системы РФ глобальным рискам, а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы.
Тем самым, становится очевидно, что обеспечение экономической без-опасности банковской системы является одним из приоритетных направле-ний деятельности государства в данной области.
В России субъектом государственного регулирования банковской си-стемы выступает Центральный банк РФ. Нормативно-правовую базу по за-креплению статуса, роли, основных принципов, целей и задач Банка России определяют Конституция РФ и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ. [22] [23]
В соответствии с данными законодательными актами Банк России яв-ляется юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка Рос-сии являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в по-рядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению иму-ществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк Рос-сии – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обя-зательства.
Вопрос об организационно-правовой форме Банка России является дискуссионным. Ни в одном из нормативно-правовых актов не указано, к ка-кой организационно-правовой форме относится Центральный банк. На осно-вании Гражданского кодекса РФ можно сделать вывод, что Банк России яв-ляется некоммерческой организацией. [24] Данный факт подтверждается ст. 3 ФЗ «О ЦБ РФ», где указывается, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России. В результате анализа гражданского законода-тельства России сделан вывод, что организационно-правовая форма учре-ждения больше всего применима к Банку России. На это указывают следую-щие признаки: форма некоммерческой организации, а также нацеленность на осуществление управленческих функций с целью достижения общественных благ.
Статьей 75 Конституции РФ установлен особый конституционно- пра-вовой статус Центрального банка РФ, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции — защи-та и обеспечение устойчивости рубля.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О ЦБ РФ» целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
- развитие финансового рынка Российской Федерации;
- обеспечение стабильности финансового рынка Российской Феде-рации.
Ключевым элементом правового статуса Банка России является прин-цип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк Рос-сии выступает как особый публично-правовой институт, обладающий ис-ключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обраще-ния. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его пол-номочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государ-ственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Консти-туцией РФ и ФЗ «О ЦБ РФ», Банк России осуществляет независимо от феде-ральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конститу-ции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 ФЗ «О ЦБ РФ».
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его ис-ключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для фе-деральных органов государственной власти, органов государственной вла-сти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции ФЗ «О ЦБ РФ» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции РФ не обладает правом законодательной инициативы, од-нако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных за-конов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполни-тельной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России. [25]
Банк России осуществляет следующие функции:
- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и прово-дит единую государственную денежно-кредитную политику;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
- утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
- является кредитором последней инстанции для кредитных орга-низаций, организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
- осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюд-жетной системы РФ;
- осуществляет эффективное управление золотовалютными резер-вами Банка России;
- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает лицензии на осуществление банковских операций, при-останавливает их действие и отзывает их;
- принимает решения о государственной регистрации негосудар-ственных пенсионных фондов;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельно-стью некредитных финансовых организаций;
- осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков;
- осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бума-гах;
- осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпо-ративных отношений в акционерных обществах;
- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выпол-нения функций Банка России;
- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
- утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета и план счетов для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансо-вых организаций;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных ва-лют по отношению к рублю;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление;
- осуществляет официальный статистический учет прямых инвести-ций в РФ и прямых инвестиций из РФ за рубеж;
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
- осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ;
- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными за-конами. [26]
1.2 Методика оценки уровня экономической безопасности организации
В связи с достаточно напряженной политической обстановкой в мире вопрос об обеспечении экономической безопасности банковской системы становится все более актуальным для любого государства. В связи с этим необходимо каким-либо образом ее оценивать, а также отслеживать динами-ку. В связи с этим в экономической литературе выделяют ряд подходов к оценке экономической безопасности банковского сектора. При этом, данные подходы применяются не только для определения уровня экономической безопасности банковской системы страны в целом, но для региона.
Подходы к оценке экономической безопасности банковской системы:
- дуалистический;
- системно-целевой;
- критериальный;
- методика графического анализа. [10]
Остановимся подробнее на каждом из подходов.
Согласно дуалистическому подходу для оценки уровня экономической безопасности банковской системы необходимо анализировать антикризис-ный потенциал и потенциал роста.
Антикризисный потенциал описывает совокупность ресурсов, необхо-димых для минимизации рисков и угроз, которые могут возникнуть в бан-ковской деятельности. При анализе антикризисного потенциала принято оценивать внутренние резервы, которые включают в себя финансовый по-тенциал, а также внешние резервы, которые заключаются в потенциале ры-ночной среды. При этом, финансовый потенциал характеризуется всеми фи-нансовыми ресурсами, которая имеет кредитная организация в целях ниве-лирования рисков и угроз, а также при
расширении своей деятельности. Управленческий потенциал включает в себя весь персонал, уровень его профессиональной подготовки, квалификацию. Потенциал рыночной среды выражается в том, насколько кредитные орга-низации заинтересованы в стабильной работе и своем развитии, а также ка-ким образом они готовы взаимодействовать друг с другом для достижения общих целей банковского сектора.
Для оценки антикризисного потенциала целесообразно применять раз-личные стресс-тестирования, расчет коэффициентов финансовой устойчиво-сти как банковской системы в целом, так и каждой отдельной кредитной ор-ганизации. мониторинг кредитных организаций, отслеживать банковские риски.
Потенциал роста позволяет оценить те же ресурсы, что анализируются в антикризисном потенциале, но с точки зрения возможности роста и разви-тия. Для оценки потенциала роста необходимо разрабатывать различные стратегии развития банковского сектора, бизнес-планы, стратегические пла-ны, а затем определять степень их достижения.
Системно-целевой подход рассматривает безопасность как многосту-пенчатую систему, последовательно следуя которой достигается конечный желаемый результат. Система состоит из следующих элементов:
1) соблюдение требований законодательства РФ, касающихся дея-тельности кредитных организаций как субъектов хозяйствования, в том чис-ле осуществление мер по противодействию легализации доходов, получен-ных преступным путем, и финансированию терроризма;
2) соблюдение требований Банка России, относящихся к организа-ции банковской деятельности;
3) реализация традиционного типа воспроизводства банковской си-стемы;
4) реализация инвестиционного типа воспроизводства банковской системы;
5) повышение уровня социально-экономического развития страны.
Для определения уровня, на котором находится банковская система, применяют различные методы и коэффициенты, которые представлены в таблице 1. [10]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 22.10. 2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2015).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (принят ГД ФС 22.12.1995) (действующая редакция от 31.12.2014).
3. Об акционерных обществах: федер. закон от 26 декабря 1996 г. № 208-ФЗ.
4. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 02 декабря 1990 г. № 395-Ф3.
5. О безопасности: федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3.
6. О Центральном банке РФ (Банке России): федер. закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ.
7. Об обязательных нормативах банков: Инструкция Банка России от 03.12.2012 № 139-И (ред. от 13.02.2017).
8. Алиев Б.Х. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / Б.Х. Алиев, С.К. Идрисова, Д.А. Рабаданова. - М.: Вузовский учебник,Инфра-М, 2014. - 288 с.
9. Банникова Л.А. Банковские риски. Методы управления банков-ски¬ми рисками / Л.А. Банникова, Л.Р. Курманова. Современные финансо-вые ин¬струменты развития экономики регионов: сборник статей. - Уфа: Аэтерна, 2014. - 25 с.
10. Бердникова Л. Ф. Финансовый анализ: понятие и основные мето-ды / Л. Ф. Бердникова, С. П. Альдебенева - М: Молодой ученый, 2014. - 338 с.
11. 17. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов / В.М.Мишин - 2-изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017г.
12. Ольхова Р.Г. Технология оценки собственного капитала банка / / Современные банковские технологии: Теоретические основы и практика: научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. М.: Финансы и статистика, 2019.
13. Родионова Н.В., Куклев П.А. Методические подходы к формиро-ванию системы защиты банка от недобросовестных заёмщиков с учётом этичности // Вестник ВГГУ. - Владимир, 2018г.
14. Родионова Н.В. Модель этичного «экономического человека»// Человек и труд. 2006. № 1, 2, 3
15. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент / Н.В.Родионова - М.: ЮНИТИ, 2018г.
16. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб-ник: Краткий курс / Н.Ф.Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2018г.
17. Соколинская Н.Э. Управление кредитными рисками / / Проблемы управления банковскими и корпоративными рисками: Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. М.: Финансы и статистика, 2019.
18. Стребков Д.О. Модели кредитного поведения и факторы, опре-деляющие их выбор // Социс. - 2017г., №3.
19. Тавасиев А. М., Эриашвили Н.Д. Банковское дело: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / А.М. Тавасиев, Н.Д. Эриашвили; под ред. А.М. Тавасиева - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2006г.
20. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью пред-приятия / Р.А.Фатхутдинов - М.: ЭКСМО, 2017г.
21. Шаш Н.Н. Бизнес-план предприятия / под ред. Касьянова А.В. - М.: ГроссМедиа, 2018г.