Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Пожары в образовательных организациях очень опасны своими последствиями. Поэтому необходимо уделять особое внимание соблюдению правил пожарной безопасности в школах, интернатах, детских садах и домах.
Под пожарной безопасностью понимают систему государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану от огня людей и материальных ценностей.
Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются: слабые знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров; отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре; неукомплектованность объектов первичными средствами пожаротушения; эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены; невыполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации: отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.
Большая часть пожаров в помещениях ОУ возникает по вине человека. Статистика выделяет следующие наиболее распространенные причины пожаров в ОУ:
- неосторожное обращение с огнем, брошенная непотушенная спичка, сигарета;
- шалость детей с огнем с огнем;
- короткое замыкание и перегрузки в электросетях, старая проводка, большое число электроприборов, включенных в одну розетку, использование тройников;
- оставление без наблюдения включенных обогревателей, гирлянд, иных электроприборов;
- оставление без контроля газовых плит и горелок;
- перегрев теле-, аудиоаппаратуры, ее запыленность, размещение в нише мебельной стенки;
- хранение в помещениях легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, ацетон, керосин), лаков, красок;
- близкое размещение бумажных абажуров, газет, синтетических и других горючих материалов к лампам, нагревающимся электроприборам;
- поджег.
Таким образом, наиболее частыми факторами пожарной опасности являются несоблюдение или незнание элементарных правил пожарной безопасности.
Пожарная безопасность России с начала 2000х годов претерпела серьезные изменения. Появилось специализированное ведомство – Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) – к компетенции которого относится пожарная безопасность. Активно происходят процессы развития и модернизации этой сферы деятельности. Результаты внедрения в практику пожаротушения научно – технического прогресса, робототехника, используемые для проведения аварийно – спасательных работ и восстановительных мероприятий, представляют собой одно из наиболее важных направлений, в рамках которого обеспечивается техническое оснащение пожарной безопасности. Пожарная безопасность является сложной 10 системой, которая действует в рамках событий «предотвращение – пожар – ликвидация последствий». Образовательные организации – это организации, которые имеют определенную специфику в отношении обеспечения пожарной безопасности. Во – первых, это места с массовым скоплением людей. Во – вторых, конструктивные особенности школы, особенности планировки, используемые при строительстве материалы. В – третьих, возрастные особенности обучающихся. При этом обеспечение пожарной безопасности – это одно из наиболее важных направлений, которые должны быть реализованы в школе, что способствует сохранению жизни и здоровья подрастающего поколения.
Целью курсовой работы является рассмотрение противопожарной безопасности в образовательном учреждении.
В курсовом проекте будут выполнены следующие задачи;
- дано теоретические аспекты защиты ОУ от природных ЧС при пожарах;
- проанализированая нормативно-правовая база ОУ при пожарах;
- проанализировано состояние противопожарной защиты ОУ;
- даны рекомендации по улучшению системы ОУ от ЧСПХ.
Объектом исследований выступила система противопожарной защиты на территории МАОУ СОШ №23 им. Ю.И. Батухтина.
Введение раскрывает актуальность темы исследования, определяет его цели и задачи, объект, предмет исследования.
Первая глава посвящена описывает проблемы пожарной безопасности. Вторая глава посвящена характеристике объекта исследования. Заключение обобщает результаты работы; формулируются выводы по проведенному исследованию.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ОУ ОТ ПРИРОДНЫХ ЧС ПРИ ПОЖАРАХ
1.1 Понятие пожара и его характеристика
Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности).
Классификация пожаров является основой для выявления сущности приемов и способов ведения оперативно-тактических действий (ОТД). При обосновании классификации пожаров исходят из того, какие явления про-исходят при их развитии и тушении (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Классификация пожаров с точки зрения пожарной тактики
П о плотности застройки пожары классифицируются:
отдельные пожары – горение в отдельно взятом здании при невы- сокой плотности застройки. (Плотность застройки – процентное соотно шение застроенных площадей к общей площади населенного пункта. Безопасной считается плотность застройки до 20 %.); 15 сплошные пожары – вид городского пожара, охватывающий значительную территорию при плотности застройки более 20–30 %;
огненный шторм – редкое, но грозное последствие пожара при плотности застройки более 30 %:
тление в завалах.
В зависимости от величины горючей нагрузки, ее размещения по площади и параметров помещения пожары подразделяются на:
локальные;
объемные, регулируемые пожарной нагрузкой;
объемные, регулируемые вентиляцией.
Классификация пожаров при их изучении производится по их значимости в зависимости от убытка, гибели или травмирования людей (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Классификация пожаров при их изучении
Пожары по Федеральному закону от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» классифицируются по виду горючего материала и подразделяются на классы:
пожары твердых горючих веществ и материалов (А);
пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов (В);
пожары газов (С);
пожары металлов (D);
пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением (Е);
пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ (F).
1.2 Анализ существующей систем пожарной защиты
Под пожарной техникой понимается технические средства, используемые для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от пожара.
Пожарная техника включает в себя: пожарные машины, оборудование, спасательные устройства, ручной и механизированный инструмент, средства индивидуальной защиты, огнетушители, установки пожаротушения. Этот перечень оборудования и машин обеспечивает тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на пожаре. Его эффективное применение требует знаний по основам их устройства и показателей технических характеристик. Пожарные машины и пожарно-техническое оборудование должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, установленным техническим регламентом. Именно эти условия и выполнение требований охраны труда обеспечивают безопасность их эксплуатации с реализацией технических возможностей пожарной техники.
Первичные средства пожаротушения подразделяются на следующие типы:
- переносные и передвижные огнетушители;
- пожарные краны и средства обеспечения их использования;
-пожарный инвентарь;
- покрывала для изоляции очага возгорания.
Для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и пожарного инвентаря используются пожарные щиты. Необходимое количество пожарных щитов и их тип определяются в зависимости от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности, предельной защищаемой площади одним пожарным щитом и класса пожара в соответствии с правилами противопожарного режима (ППР) в РФ.
Типы пожарных щитов:
ЩП-А – щит пожарный для очагов пожара класса А (рисунок 1.3);
1 – щит; 2 – лопата; 3 – багор;
3 – лом; 4 – ведро; 5 – крепление
Рисунок 1.3 – Щит пожарный
ЩП-В – щит пожарный для очагов пожара класса В;
ЩП-Е – щит пожарный для очагов пожара класса Е;
ЩП-СХ – щит пожарный для сельскохозяйственных предприятий
(организаций);
ЩПП – щит пожарный передвижной.
Огнетушитель – переносное (или передвижное) устройство, предназначенное для тушения очага пожара за счет выпуска запасенного огнетушащего вещества, с ручным способом доставки к очагу пожара, приведения в действие и управления струей огнетушащего вещества. Огнетушители предназначены для тушения пожара на начальной стадии его развития, т. е. когда пожар не вышел за границы места первоначального возникновения.
Огнетушитель водный (ОВ) – это огнетушитель с зарядом воды или воды с добавками, расширяющими область эксплуатации огнетушителя (концентрация добавок поверхностно-активных веществ, вводимых в заряд огнетушителя, – не более 1 % об).
Огнетушащим веществом в ОВ является вода или вода с пенообразующими добавлениями. В зависимости от конструкции запорно-распределительных устройств и насадков, формирующих выходящую струю, вода из ОВ может подаваться распыленной и тонкораспыленной струей.
Воздушно-пенный огнетушитель (ОВП) – это огнетушитель, заряд и конструкция генератора пены которого обеспечивают получение и применение воздушно-механической пены низкой или средней кратности для тушения пожаров.
ОВП наиболее пригодны для тушения пожаров класса А (особенно пеной низкой кратности), а также пожаров класса В. Тушение происходит за счет изоляции и охлаждения зоны горения.
Воздушно-эмульсионный огнетушитель (ОВЭ) – это огнетушитель, заряд (концентрация поверхностно-активных веществ – более 1 % об.) и конструкция насадка которого обеспечивают получение и применение воздушной эмульсии для тушения пожаров.
Порошковый огнетушитель (ОП) – это огнетушитель, в качестве за-ряда которого используется огнетушащий порошок.
Порошковые огнетушители являются универсальным средством пожаротушения и предназначены для тушения пожаров классов А, В, С и электроустановок (под напряжением до 1 000 В). Они используются для защиты от пожаров жилых помещений, общественных и промышленных сооружений, транспорта и других объектов (рисунок 1.4).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ // СПС Гарант, 2010. Режим доступа: http://base.garant.ru/12161584/
2. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации».
3. .Теребнев В. В. Пожарная тактика. Понятие о тушении пожаров – Екатерин-бург : Калан, 2010. – 356 с.
4. Теребнев В. В., Семенов А. О., Моисеев Ю. Н. Пожарная и аварийно-спасательная техника. Справочник. – Екатеринбург : Калан, 2009. – 390 с.
5. Теребнев В. В., Теребнев А. В. Основы теории управления силами и средствами на пожаре. – М. : Академия ГПС МЧС России, 2010. – 290 с.
6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасно-сти» (с изменениями и дополнениями).
7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
8. . Федеральный закон от 22 июня 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ).
9. Теребнев В. В., Артемьев Н. С., Подгрушный А. В. Пожаротушение в жилых и общественных зданиях : учеб. пособие. – М. : Академия ГПС МЧС России, 2009. – 207.
10. Теребнев В. В., Артемьев Н. С., Подгрушный А. В., Грачев В. А. Пожаротушение в промышленных зданиях и сооружениях : учеб. пособие. – М. : Академия ГПС МЧС России, 2009. – 124 с.
11. Система безопасности Bolid [Электронный ресурс] / Россия, 2014. Режим доступа: http://bolid.ru/projects/iso-orion/ps/.
12. Кузубов С. В., Кортунов А. В. «Доклад Состояние и тенденции интеграции технических средств в системах охранной - пожарной сигнализации» Сборник статей по материалам всероссийской научнопрактической конференции // ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России. Воронеж, 2012. с.54-56.
13. Ленкевич П.А. Устойчивость статистических решений при обработке наблюдений в системах охранно - пожарной сигнализации за 2011 год // Российская газета Морской вестник. N1.c. 85-88.
14. Специальное водоснабжение: справочник. И.В. Карпенчук, М.Ю. Стриганова, А.И. Красовский – Минск, КИИ МЧС Респ. Беларусь, 2007г. – 79 с.
15. Бухгалтерский учет объектов пожарной безопасности в учреждении 2014 год /Шинлович С.Е. // Советник бухгалтера бюджетной сферы. Москва. с.38-54.
16. Д.В. Каргашилов, А.В. Некрасов, Пожарная безопасность, проблемы и перспективы // Сборник статей по материалам IV всероссийской научнопрактической конференции с международным участием;
17. Рентов Т.А. Словарь основных терминов и определений системы «Безопасность в Чрезвычайных ситуациях» // Всероссийский научно - исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях МЧС России. Москва 2011 г. с.336.
18. Гуреев М.В. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 73 2010 год / // Всероссийский научно - исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях МЧС России. Москва 2011 г. с.297.
19. Рокимов К.В. Расстановка пожарных извещателей: Теория и практика // Издательство: Алгоритм безопасности 2006 г. Санкт-Петербург. с.36-39.
20. СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожар-ной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования.
21. СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.
22. Методические рекомендации по выбору и применению средств защиты для населения. Екатеринбург: Уральский региональный центр МЧС России (Приложение к приказу УРЦ МЧС России от 07.07.2013 № 280). 2013. 44 с.