Фрагмент для ознакомления
2
Всем спектром комплексов услуг по разработке и продаже путевок и курсовок детского отдыха в России, туров по России и за рубежом занимаются туроператоры. Путевки от их имени реализуют турагенты. В сфере туризма взаимоотношения между участниками сделок строятся по цепочке туроператор – агент – турист (покупатель). Урегулирование действий первых двух звеньев относится к Закону от 24.11.1996 г. №132-ФЗ.
Бухгалтерский учёт – это беспрерывный систематизированный учет имущественной и финансовой деятельности предприятия и его конечных результатах. Ведение бухгалтерского учёта необходимо для каждого предприятия независимо от вида его деятельности, формы собственности и ведомственной принадлежности. Предоставление полной и достоверной информации о состоянии, движении и использовании основного и оборотного капиталов, его ресурсах, результатах финансовой деятельности – главная задача бухгалтерского учёта. Система бухгалтерского учета является основой для анализа работы любого предприятия и организации, контроля их деятельности. Туроператоры, которые имеют сложную систему учёта, нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и получаемую прибыль, принимать обоснованные и своевременные управленческие решения, что повышает рентабельность деятельности организации. Оперативное планирование позволяет прогнозировать ее финансовый результат.
Организация бухгалтерского учета на любом предприятии должна строиться на нормативно-законодательной базе, в основе которой лежит план счетов.
Объект исследования - финансово-экономическая отчетность туристских организаций.
Предмет исследования - система бухгалтерской отчётности деятельности туроператора ООО ДОЛ «Синяя птица».
Целью моей курсовой работы является анализ принципов ведения бухгалтерского учёта в туристическом бизнесе. Задачи, поставленные для достижения этой цели:
1. Изучить понятие и теоретические основы деятельности туроператора.
2. Охарактеризовать нормативно-правовое контролирование бухгалтерского учёта по действующему законодательству;
3. Раскрыть особенности ведения бухгалтерского учета в туристической компании ООО ДОЛ «Синяя птица», занимающейся организацией и реализацией путевок и курсовок;
4. Исследовать организацию ведения учёта в ООО ДОЛ «Синяя птица»;
5. Провести анализ финансово-экономической деятельности туроператора;
6. Оценить финансовые результаты деятельности фирмы.
7. Обосновать специфику и показать отраслевые особенности учета в туризме;
8. Разработать основы методических указаний о составе затрат и формированию финансовых результатов в туризме для туроператорской деятельности;
9. Разобрать учетную политику туроператора.
Методология и методика исследования основаны на использовании диалектической логики и системного подхода к изучению финансово-хозяйственной деятельности туристских организаций, приемах анализа и синтеза, дедукции и индукции. В работе использованы приемы сравнения, детализации, группировки, обобщения.
ГЛАВА 1. Понятие и основные функции деятельности туроператора.
1.1 Понятие туроператор.
Туроператор (туристический оператор) – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который занимается комплектацией туристского продукта, то есть формированием набора услуг и его реализацией.
Этот туристский продукт состоит из услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену, и иные дополнительные туристические услуги экскурсионного обслуживания или других услуг, позволяющих совершить туристическое путешествие по договору о реализации туристского продукта.
Услуги по перевозке оказывают транспортные компании, по размещению гостиницы, по питанию рестораны, кафе, дополнительные услуги оказывают экскурсионные фирмы, музеи и выставочные залы, парки аттракционов, спортивные, курортные, религиозные организации.
Туроператор разрабатывает разнообразные туристические продукты из составляющих услуг в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов.
Туроператор разрабатывает туристические маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим туристическим продуктам, определяет цены на и, наконец, передает турпродукт агенту для их последующего продвижения и реализации туристам.
Основа отношений этих организаций является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами. Это специфический туристский вид бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей его развития и рычагов управления.
На практике бывает очень трудно определить различие между туроператорами и турагентами. Оператор обладает более широким спектром полномочий от разработки и формирования тура до его продажи конечным потребителям. Чаще всего обе функции выполняет одна организация, которая может сама разрабатывать маршруты как туроператор и продавать их туристам и другим турагентам как турагент, а также приобретать туры у других фирм для своих клиентов.
Интенсивное развитие индустрии туризма в условиях конкуренции повлияло на формирование структуры туроператоров и определили их дальнейшую специализацию.
1.2 Основные функции деятельности туроператора
По виду деятельности туроператоры бывают:
- операторами массового рынка – они разрабатывают и предлагают большое число туристских пакетов, в которые часто включаются, как регулярные, так и чартерные авиа и ж/д, автобусные перевозки в определенные пункты назначения, главным образом в места развития массового туризма;
- операторами, которые специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (это может быть определенная страна, определенный вид туризма и т.д.).
В свою очередь специализированные операторы подразделяются на туроператоров:
- специального интереса (паломнические, экологические, приключенческие, сафари, шоптуры);
-специального места назначения (например, компании, которые специализируются на отдельных странах – Израиль, Куба, Италия и др.);
- определенной клиентуры (школьные, бизнес-туры, семейные туры и др.);
- специальных мест назначения (например, турбазы, гостиницы, санатории и др.);
- использующих определенный вид транспорта (самолеты, поезда, автобусы, теплоходы и др.)
По месту деятельности туроператоры бывают:
- местными (внутренними) – они ориентируют туристические пакеты в пределах Российской Федерации;
- выездными – они ориентируют туристические пакеты на выезд за рубеж;
- операторами на приеме – они базируются в стране назначения и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.
Туроператоры делятся на инициативных и рецептивных.
Инициативные туроператоры – это операторы, которые отправляют туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими операторами или с туристскими организациями. Они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего не менее чем из трех услуг:
- размещение;
- перевозка туристов;
- любая другая дополнительная услуга, не связанная с вышеуказанными.
Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения в соответствии с маршрутом, обеспечивает проезд к месту начала тура и обратно, а также организует предоставление транспорта внутри маршрута. К таким туроператорам относятся выездные туроператоры и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой внутренних туристов в другие регионы страны.
Рецептивные туроператоры – это туроператоры, которые занимаются приемом туристов, то есть комплектуют туры и программы обслуживания туристов с использованием прямых договоров с поставщиками услуг (гостиницами, организациями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т.д.).