Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы объясняется следующими обстоятельствами: в современной России именно федеральное телевидение и информационные телепрограммы обеспечивают воспроизводство социально значимых образцов мышления и поведения граждан, стремятся объединить общество на основе единых ценностей.
Целью данной работы является репортажа в информационной телепрограмме: классических и инновационных методов работы журналистов.
Задачи:
- рассмотреть роль телевидения в жизни общества;
- описать специфику современных новостных репортажей;
- изучить универсальные инструменты для создания новостных видеорепортажей;
- описать технику новостного репортажа программы «Сегодня» (НТВ) от 26.12.2021.
Объект исследования – ток-шоу как формат российского телевещания. Предмет исследования - эволюция ток-шоу на российском телевидении.
Источниками являлись материалы российских исследователей (теоретиков журналистики и коммуникативистов). Формат информационных телепрограмм концептуализировал Г.В. Кузнецов [6], как разновидность публицистики трактовали информационные телепрограммы Р.А. Борецкий и В.Л. Цвик [13] игровую составляющую формата изучал С.Н. Ильченко [3].
Хронологические рамки исследования ‒ 1934 год (начало истории российского телевидения) – настоящее время.
Методами исследования являются анализ, обобщение, сравнение.
Новизна работы состоит в материале исследования ‒ журналистских публикациях об изменении специфики репортажа в информационных телепрограммах.
Практическая значимость работы состоит в использовании материалов исследования в практической деятельности журналистов, а также в том, что примененная методика исследования может быть использована при анализе журналистских публикаций разных жанров и тематической направленности.
Структура работы определяется поставленными в ней задачами и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
1 ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕПОРТАЖА В ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕЛЕПРОГРАММАХ
1.1. Роль телевидения в жизни общества
История современного российского телевидения началась с 1934 года, когда началось регулярное телевещание – 12 раз в месяц по 1 часу. В 1939 году, телецентр на Шаболовке начал свое вещание. Вначале передачи были 4 раза в неделю по 2 часа.
Первый электронный телевизор «КВН-49», появился в СССР в 1949 году. В 1950 – изобретен пульт дистанционного управления, который был подключен кабелем к телевизору. В 1953 году, в США, началось цветное телевещание. Стремительное развитие телевидения во второй половине 20го века привело к тому, что уже выросло несколько поколений, не представляющих себе жизни без телевизора. Качество вещания значительно возросло и стало цифровым. Сами телевизоры уже перестали восприниматься как «ящики», ибо появились плоские LCD и плазменные модели. Размеры экрана перестали измеряться парой десятков сантиметров. Телевидение стало нормой. По сей день это СМИ занимает лидирующие место среди прочих средств коммуникаций.
Появление телевидение телевидения можно отнести к поколению бебибумеров. События, оказавшие наибольшее влияние на формирование ценностей людей данного поколения: конечно, победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Сейчас представители этого поколения, «бумеры», достаточно активны, ходят в фитнесцентры, бассейны, осваивают новые гаджеты и интернет, ездят по другим странам в качестве туристов. Но для них все же привычнее телевидение, то самое средство массовой информации, которое появилось в их время и было основным высокотехнологичным средством передачи информации (не считая радио).
Людям этого и последующих поколений, не считая Поколение Z (мое поколение и поколение моих друзей), гораздо удобнее пользоваться телевизором, чтобы узнавать новейшую информацию. Если говорить о поколении Z, то это поколение, пользующееся огромным количеством продуктов научнотехнического бума, когда появился интернет, когда стало совершенствоваться телевидение и многие другие вещи. Как же влияет современное телевидение на это поколение, на поколение современной молодежи?
Молодёжное телевидение – это программы, в основном публицистического характера, направленные на молодёжь и подростков. Интернет источники гласят, что сегодня специализированных программ на ТВ для молодёжи мало, а рейтинги просмотров молодых людей составляет не более 23%. Молодёжь желает и стремится социализироваться. Для молодых людей характерно желание проявлять активность, стремиться к цели, добиться успешной карьеры. Также представители этого возраста чаще остальных экспериментируют и играют разные роли в социуме. Молодёжное телевидение начало развиваться с 1954 года, именно в это время вышел первый тележурнал «Фестивальный», а затем и «Молодость» в 1958 г. Это первые наработки, на основе которых строились базовые принципы телевизионной публицистики. В молодёжных программах позволено было больше, нежели в обычных, поэтому их считали более правдивыми [6, с. 130].
Нельзя не отметить телепередачу «Горизонт» 1965 года. За годы её существования содержание программы изменилось: журналисты стали задевать более серьёзные вопросы, в том числе и философские. В «Горизонте» чётко прослеживались готовые оптимистичные установки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что за 7 лет концепция телепередач изменилась: если раньше вопросы, интересующие молодёжь, носили больше информативный характер, то с 1965 года телевидение стало применять техники влияния на подростков, настраивать на оптимистичную волну. Эту теорию подтверждает создание легендарного Клуба Весёлых и Находчивых, который появился в 1961 году. Такая форма подачи не проявляла себя как традиционный жанр публицистики, но прочно осела на ТВ. На тот момент это была развлекательная программа, которая включала познавательные элементы, затрагивала будничные проблемы.
Некоторые аналитики считают, что КВН – это замаскированное политическое токшоу. Вначале своего зарождения, КВН выходил в прямом эфире и долгое время пользовался бешеной популярностью среди молодёжи и подростков. Можем предположить, что передача пользовалась популярностью у телесмотрителей благодаря юмору, ведь с ним всегда проще перенести тяготы жизни. На тот момент аналогу КВНа не было как на отечественном, так и зарубежном телевидении. Затем, в годы застоя телепублицистики, КВН стал выходить в записи.
Джой Моррисон видит дорогу к профессионализации российских журналистов через кооперацию с западными партнерами, которая предполагает как материальную, так и интеллектуальную поддержку [9, с. 21].
Исследователь считает важным фактором, что начиная с 1991 года журналисты и преподаватели стран Западной Европы и Соединенных Штатов Америки имели возможность приезжать в Россию и с энтузиазмом проводить разные курсы, семинары, школы, знакомя российских журналистов и студентов со своими отечественными моделями теоретической и практической журналистики. Финансовая помощь была также немаловажной [8]
С весны 1985 года ленинградское телевидение начинает выпускать программу «Телекурьер». Через 2 года эту программу смотрела вся страна.
Оранжевый «Рафик», который был расписан телефонами программы, весь день ездил по городу и искал новости для подачи их в вечерний выпуск. Живая обратная связь со зрителями, смешные зарисовки жизни города, отсутствие официальности и поздние выходы в эфир являлись уникальными в то время на телевидении СССР.
Рисунок 1 – Логотип программы «Телекурьер», 1985 год
Светлана Сорокина совершила свой телевизионный дебют именно в этой программе. Какие-то программы велись Александром Невзоровым. В основном программы вел Кирилл Набутов, Наталия Антонова и Светлана Сорокина.
Из программы исключали все намёки на осмысление шуток, похожих на публицистику. Передача не вынесла такие принципы, поэтому ушла из эфира. К 1983 г. молодёжь стала раскрепощаться, появилась провокационная программа «До 16ти и старше». Авторы передачи старались подбирать проблемные темы, которые затрагивали жизненные вопросы. В программу приглашались интересные личности для обсуждений, которые могли бы увлекательно и с точки зрения профессионализма ответить на близкие молодёжь вопросы. Например, в программе участвовал Виктор Цой.
Основной темой телепрограммы было взросление подростков, вступление во взрослую жизнь и самостоятельность. Очень много внимания было приковано к вопросам образования и школ. При этом большую роль играли педагоги, а не школьники, их мнение показывали больше всего. Также «До 16 и старше» выделяла выдающихся ребят, которые достигли хороших результатов в жизни ещё в юном возрасте.
Таким образом, авторы хотели поднять актуальную для подростков тему самореализации. На основе данного факта можно предположить, что молодёжь того времени стала более раскрепощенна и перестала сопротивляться выражению собственного мнения. В данном случае темы для передач стали обсуждаться с гостями, некоторые из которых могли так или иначе повлиять на мнение молодёжи. В начале времён перестройки появилась программа «Двенадцатый этаж». Это было ток-шоу, которое столкнуло позиции взрослых и молодёжи. В студии присутствовало 2 поколения, которые дискутировали на разные темы. Если говорить конкретней, в программе молодое поколение негативно высказывалось о сложившийся общественной системе, а взрослые с этим не соглашались.
Ток-шоу стали появляться на российском телевидении с перестроечного периода.
Западные исследователи отмечали, что в сложной ситуации начала 1990-х годов трудно было предсказать, в каком направлении пойдет развитие журналистики как профессионального занятия. По мнению Овена Джонсона, журналистская работа на грани риска из-за финансовой неопределенности и потому там слишком мало размышлений по данному поводу; многие старые журналисты дискредитировали себя, профессию наводнило много новых неподготовленных журналистов и потому определяющие характеристики журналистов находятся в непрерывном изменении. Правда, некоторые ученые тешили себя надеждой, что «с тех пор как реформы начались, журналистика ─ это один из нескольких видов деятельности, которые движутся по пути профессионализации».
С 1987 года свою идею молодёжь несла с помощью телепрограммы «Взгляд». Авторы программы были Кира Прошутинская и Анатолий Малкин. Сначала передачу сильно критиковали, ей навешивали ярлык «молодёжной тусовки». Видео, которое было выбрано для передач, не было объединено общей концепцией, поэтому после первых выпусков программы подход в «Взгляду» пересмотрели. Теперь авторы отвечали идее той эпохе, и телепрограмма вышла на новый уровень. Через некоторое время возникла молодёжная телепередача «Вираж». Основным ядром темы был показ молодого гражданина с активной жизненной позицией. Смелость и умение преодолевать трудности всегда выносилось на первый план этой программы. «Вираж» отличалась от прошлых аналогичных программ тем, что соревнования проходили на дорогах, открытых стадионах и спортивных площадках.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Авдонина Н. С., Новостная интернет-журналистика : учебное пособие для вузов : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям. — Москва : ЮРАЙТ, 2021. — 182, [1] с.
2) Загидуллина М. В. Медиаэстетика и эстетика журналистики: к вопросу о разграничении феноменов // Медиа в современном мире: 58-е Петербургские чтения : сб. материалов междунар. науч. форума : в 2 т. Т. 2 / отв. ред. В. В. Васильева. СПб., 019. С. 150—151
3) Ильченко С.Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного теле-контента: актуализация игровой природы телевидения: дис. ... д-ра фил. наук. М., 2012. 364 с
4) Казаков, А.А. Теория установления повестки дня vs. фрейминг: к вопросу о соотношении подходов [Электронный ресурс] / А. А. Казаков // Полития. 2018. №1 (76). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-ustanovleniya-povestki-dnya-vs-freyming-k-voprosu-o-sootnoshenii-podhodov
5) Корчагин П. П., Скворцов С.В. В СССР секс был! Как мы строили телемосты. М.: Инфомедиа Паблишерз, 2007.
6) Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 224 с
7) Курьянович А. В., Драгунайте А. В. Место и роль визуального языка в современной коммуникации (на примере креолизованных рекламных текстов) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. Вып. 4 (157). С. 153.
8) Могилевская Э.В. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования // Relga. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/%20Main?textid=1114&level1=main&level2=articles (дата обращения: 16.12.2021).
9) Парканский А. Б., Телевидение в американском политическом процессе // США. Канада. Экономика - политика - культура. — 2017. — № 12. — С. 21-30
10) Пономарев, Н. Ф. Фрейминг и менеджмент новостей / Н.Ф. Пономарев // Стратегии и технологии медиалегитимации власти: монография. - Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2020. – 192 c.
11) Серто, Мишель де. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. — СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. — С. 41
12) Симакова С. И. Инфографика как разновидность медиаязыка // Медиачтения СКФУ : материалы Третьей Междунар. науч.-практ. конф. (Ставрополь, 23—25 мая 2019 г.) / отв. ред. О. И. Лепилкина, А. М. Горбачев, Н. Н. Борисенко, Д. А. Шевцова. Ставрополь : Сервисшкола, 2019. С. 257
13) Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: теория, история, практика. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 254—258.
14) Шеремет П., Новостной репортаж на ТВ: слагаемые успеха // Журналист. — 2019. — N 6. — С. 47-48.
15) Шомова С. А. Мемы как они есть. М. : Аспект Пресс, 2018. 136 с.
16) Эстетика журналистики : монография / под ред. М. А. Бережной. СПб. : Алетейя, 2018.
17) Huntington H. E. Pepper spray cop and the American dream: Using synecdoche and metaphor to unlock internet memes’ visual political rhetoric // Communication Studies. 2016. № 67 (1). Р. 77—93
18) Ross A. S., Rivers D. J. Digital Cultures of Political Participation: Internet Memes and the Discursive Delegitimization of the 2016 U.S Presidential Candidates // Discourse, Context and Media. 2017. Iss. 16. Р. 1—11
19) Scott, D. K. and R. H. Gobetz (1992) ‘Hard News/Soft News Content of the National Broadcast Networks, 1972–1987’, Journalism Quarterly 69(2): 406–12.
20) https://www.ntv.ru/peredacha/segodnya/m23700/o680696/video/ (новости «Сегодня» от 26.12.2021, 16-00)