Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой - требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений. Сложность поставленных задач вызывает необходимость всестороннего изучения сущности и содержания такого понятия, как рынок торговых сетей FMCG сектора, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного механизма отрасли.
Для эффективной деятельности субъектов хозяйствования в условиях рынка необходима полная информация, позволяющая правильно ориентироваться в выборе различного рода решений. В создании такой информации заметную роль играет бухгалтерский учет, благодаря которому отражается и обобщается экономическая и нформация для выявления общественных процессов во всей их сложности и конкретности. Такая информация нужна не только для внутреннего, но и для внешнего пользования.
Бухгалтерский учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы изменения стоимостных показателей субъектов хозяйствования всех форм собственности, служит основой для планирования их деятельности. Являясь частью процесса управления, бухгалтерский учет позволяет осуществлять контроль за обоснованностью и законностью хозяйственных операций, а также за соблюдением платежной и финансовой дисциплины субъектов хозяйствования.
Одно из центральных мест во всей системе учета принадлежит учету розничного товарооборота. От его уровня зависят основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий, такие как валовой доход, прибыль, рентабельность, финансовое положение предприятия.
Нельзя не отметить, что розничный товарооборот существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота.
В настоящее время на рынок розничной торговли сильное влияние оказывает деятельность товарных сетей рынка FMCG. От работы товарных сетей рынка FMCG во многом зависит эффективность функционирования всего рынка торговли, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы работы.
Объектом исследований являются компании FMCG сектора: ООО «Лента», ПАО «Дикси» и ООО «Вайлдберриз».
Предметом исследования: рынок FMCG сектора; учетные политики и финансовые отчетности (БФО) анализируемых компаний.
Целью работы является изучение особенностей формирования и отражения финансовых результатов в бухгалтерской (финансовой) отчетности торговых сетей FMCG сектора.
Задачами являются:
1. Раскрыть общую характеристику рынка FMCG сектора.
2. Провести анализ и дать оценку учета формирования и представление финансовых результатов бухгалтерской (финансовой) отчетности торговых компаний FMCG сектора.
1 Общая характеристика рынка FMCG сектора
1.1 Понятие рынка FMCG сектора и его структура
FMCG является аббревиатурой. В переводе с английского «fast-moving consumer goods» означает быстро распространяющиеся потребительские товары.
К потребительским товарам FMCG относятся товары повседневного спроса, которые не застаиваются в магазине, такие как продукты питания, средства бытовой химии и личной гигиены.
Отличительными чертами товаров FMCG являются:
– ежедневное приобретение таких товаров;
– доступная стоимость, не заставляющая задумываться о покупке;
– быстрая товарооборачиваемость.
Рынок FMCG обширный, на нем создается конкуренция, т. к. это постоянный и надежный источник дохода. Выпускаемые вещи всегда пользуются спросом.
Рынок FMCG как и любой рынок охватывает несколько категорий.
Одна из них типы товаров, находящихся на рынке. Товары группы FMCG относятся к товарам кратковременного использования, то есть срок годности у них не превышает 12 месяцев. В зависимости от сферы применения эти товары делятся на группы:
продукты питания — полуфабрикаты, готовые блюда, напитки, хлебобулочные изделия, заморозка, свежие овощи и фрукты;
лекарства, продающиеся без рецепта;
бытовая химия;
гигиенические средства;
канцелярия.
Данные товары относятся в основном к товарам первой необходимости, что порождает их массовый спрос, который обеспечивает человека питанием, гигиеной и заботой о здоровье. Такие товары обеспечивают большие объемы продаж.
В свою очередь в сфере FMCG можно выделить три категории продаж:
1) Повседневные. Продажи продуктов, в которых человек нуждается ежедневно.
2) Товары про запас. К таким изделиям относятся нескоропортящиеся продукты, лекарства и бытовая химия.
3) Товары для праздника. В этой категории можно встретить такие товары, как одноразовая посуда, салфетки, шарики, трубочки, маски, свечи.
Также представлена категория товаров сезонного массового спроса. Канцелярские принадлежности – в августе, ледянки, санки, ватрушки – в ноябре-декабре.
Таким образом, рынок FMCG охватывает десятки тысяч товарных позиций широко спроса: продукты питания, товары для личной гигиены, бытовая химия, лекарственные препараты, товары для праздника, косметические средства и многие другие.
Так как товары, представляемые рынком FMCG – это товары повседневного спроса, то это создает условия для маленьких барьеров входа на рынок. Легко войти на рынок, но тяжело остаться. То есть на таком рынке мы наблюдаем высокую конкуренцию. Такая среда представлена тремя уровнями.
Уровень 1. Начальный уровень, на котором создаются идеи и разрабатываются этапы их воплощения в жизнь. Хорошая идея – высокодоходная идея. Поэтому люди, которые создают такую идею и продвигают ее получают максимальную маржу. Они же отвечают за разработку стратегии продвижения идеи.
На вопрос, что такое fmcg компании, лучше всего ответят их названия:
Mars – выпускает всем известные шоколадные батончики Snickers и Twix, соусы UncleBens, корма для животных.
Nestlé – конфеты, кофе, мороженое, сухие завтраки, детское питание
Procter & Gamble – моющие средства, товары для бритья и личной гигиены
Johnson&Johnson – лекарства и косметика
Philip Morris International – табачная продукция
Таким образом, первый уровень – это производители, чаще всего зарегистрированных брендов. Также в эту категорию можно отнести импортеров.
Уровень 2. Чаще всего производители крупных брендом не продают свою продукцию с производственной линии и доверяют это дело уже оптовым компаниям. К таком можно отнести дистрибьюторов (официальных представителей производителя) или независимые оптовые базы-склады. Преимуществами дистрибьюторов перед оптовыми базами для производителя является то, что они развивают собственную клиентскую базу, разрабатывают маркетинговые сценарии продаж, представляют компанию-производителя, продвигая продукт, используя рекламные ходы.
Оптовые компании для дальнейшей реализации товаров делают наценку в среднем от 20% до 40%.
Уровень 3. И наконец товар от оптовой фирмы или дистрибьютора попадает в розничный магазин, где уже ощутима связь с конечным потребителем. Розничные магазины могут быть как единичными, так и представлены сетью.
Розничные торговые сети оформлены обычно в одном дизайне, в одном цветовом решении, имеют похожий ассортимент и осуществляют общую ценовую политику. Ценовая политика выражается в средней наценке на товары в размере от 10 до 100%.
Единичные магазины работают каждый сам за себя. Из-за небольших объемов поставок закупочные цены для них относительно высоки, что не дает магазинам установить наценку выше 30%. К третьему уровню в структуре рынка FMCG можно также отнести ресторанный бизнес, гостиничный бизнес и кейтеринговые агентства , наценка на услуги и товары в которых составляет до 500%.
Уровень 4 представлен уже конечными потребителями – покупателями. Потребитялами товаров и услуг является физическое лицо, которое хочет удовлетворить свои потребности в каком-либо товаре или услуге. Именно на покупателе и его потребностях основываются при разработке маркетинговой стратегии, рекламы для продвижения.
1.2 Рейтинги и тенденция развития розничных торговых сетей FMCG сектора
Распределение торговых мест на розничных рынках на 1 января 2020 г. по сравнению с 1 января 2019 г. изменилось в сторону увеличения доли мест на универсальных рынках, специализированных рынках по продаже строительных материалов и сельскохозяйственных кооперативных рынках, при сокращении доли мест на специализированных рынках по продаже продуктов питания, сельскохозяйственных рынках и специализированных прочих рынках.
Таблица 1
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208–ФЗ «Об акционерных обществах» (ред.от 18.03.2018)//Собрание законодательства Российской Федерации N 1, 01.01.96, ст.1
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402–ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 31.12.2017)//Собрание законодательства Российской Федерации, № 50, 12.12.2011, ст.7344
3. Приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (ред. от 01.01.2011)//Финансовая газета, № 46, 2000 (приказ), Финансовая газета, № 47, 2000 (План счетов)
4. Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности» (ред. от 17.05.2015) с 27 мая 2018 года. не вступил еще в силу, Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 августа 2010 г. № 18023 //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 35, 30.08.2010
5. МСФО (IAS) Фонда Международных стандартов финансовой отчетности от 28.12.2015 № 1 «Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» (ред. 01.01.2018) // Официальный интернет–портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.02.2016, N 0001201602080013
6. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник / Ю.А.Бабаев, А.М.Петров и др.; Под ред. Ю.А.Бабаева – 5–e изд., перераб. и доп. – М.: Вузов. учеб.: НИЦ ИНФРА–М, 2018. – 463 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). (п) ISBN 978–5–9558–0388–3
7. Бескоровайная, С.А. Стандартизация бухгалтерского учета и финансовой отчетности: Учебное пособие/ С.А. Бескоровайная– М.: НИЦ ИНФРА–М, 2020. – 277 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование: Магистратура) (Переплёт) ISBN 978–5–16–010944–2
8. Бондина, Н.Н. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие/ Н.Н. Бондина– М.: НИЦ ИНФРА–М, 2019. – 412 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978–5–16–009858–6
9. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / Ю.И.Сигидов, Е.А.Оксанич, М.С.Рыбянцева; Под ред. Ю.И.Сигидова, А.И.Трубилина. – М.: НИЦ ИНФРА–М,2021–366с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование:Бакалавр.). (п) ISBN 978–5–16–004715–7
10. Бухгалтерская (финансовая) отчетность : учебник / под ред. Ю.И. Сигидова. – М. : ИНФРА–М, 2019. – 340 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. – (Высшее образование:Бакалавриат). – www.dx.doi.org/10.12737/20852.
11. Дорман, В.Н. Коммерческая организация. Доходы и расходы, финансовый результат [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.Н. Дорман– Электрон. текстовые данные.– Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2018.– 108 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66537.html.– ЭБС «IPRbooks»
12. Камысовская, С.В. Бухгалтерская финансовая отчетность: формирование и анализ показателей: Учебное пособие / С.В. Камысовская, Т.В. Захарова – М.:Форум, НИЦ ИНФРА–М, 2020. – 432 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование:Бакалавриат) (Обложка. КБС) ISBN 978–5–91134–819–9
13. Ковалева, В.Д. Бухгалтерская финансовая отчетность [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Д. Ковалева. – Электрон.текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2018. – 153 c. – 978–5–4487–0105–4. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72534.html
14. Малис, Н.И. Прибыль организаций: налогообложение и учет: учебник / Н. И. Малис, Н. А. Назарова, А. В. Тихонова. – М.: Магистр: ИНФРА–М, 2018. – 180 с. (Магистратура)
15. Отчет о финансовых результатах: содержание и техника построения / Свердлик С.В. // Бухгалтерский учет в коммерческих организациях – 2020, № 23 (383). С. 2–11.
16. Погорелова, М.Я. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Теория и практика составления: Учебное пособие / Погорелова М.Я. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА–М, 2020. – 242 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование:Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978–5–369–01521–6
17. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. – 6–е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА–М, 2019. – 378 с. – (Среднее профессиональное образование)
18. FMCG – продукты массового спроса: понятие в маркетинге и продажах // anvilhook. – 2021. URL: https://anvilhook.ru/blog/fmcg-produkty-massovogo-sprosa-ponyatie-v-marketinge-i-prodazhax (дата обращения: 17.12.2021).
19. Сравнительный экспресс-анализ крупнейших публичных ретейлеров в сегменте FMCG: итоги 2020 // РБК. – 2021. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=1&=ru (дата обращения: 17.12.2021).
20. INFOLine представил топ-10 сетей FMCG по итогам 2020 года // Информационное агентство «INFOLine». – 2021. URL: https://infoline.spb.ru/news/?news=207558 (дата обращения: 17.12.2021).