Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Образовательное значение физических упражнений для школьников заключается в формировании двигательных умений навыков (освоении техники упражнений) и усвоении теоретической информации на протяжении обучения в школе. Степень освоения школьниками двигательных умений и навыков в определенной степени характеризует уровень их двигательной культуры. Освоенный выпускником школы двигательный фонд позволяет в дальнейшем использовать его в повседневной жизни, осваивать различные виды профессиональной деятельности и в определенном смысле остается у индивида на протяжении всей жизни.
Оздоровительное значение физических упражнений для учащихся школьного возраста заключается в укреплении здоровья, формировании правильного телосложения, развитии физических качеств и связанных с ними двигательных способностей. Уровень развития физических качеств во многом обеспечивает успешность освоения двигательных умений и навыков, предусмотренных школьной программой по физической культуре.
Воспитательное значение физических упражнений заключается в формировании у индивида необходимых личностных и морально- нравственных качеств личности, которые неизбежно проявляются при выполнении двигательной деятельности школьников.
Оценивание физических упражнений
В практике школьной физической культуры оценивание физических упражнений осуществляется, исходя из программно-нормативных требований основной образовательной программы, принятой конкретным учебным заведением, в том числе с учетом формирования универсальных учебных действий. Оценивание физических упражнений школьной физической культуры, в основном, осуществляется по следующим критериям.
1. Урок физической культуры как основная форма построения занятий физическими упражнениями с учащимися школьного возраста
1.1 Задачи воспитания физических качеств школьников
Воспитание физических качеств является важнейшей задачей и относится к сфере оздоровительных задач физического воспитания в целом и урока физической культуры в частности, и должно опираться на требования ФГОС, программно-нормативные основы и задачи физического воспитания учащихся школьного возраста. Исходя из этого, задачу воспитания физических качеств школьников можно рассматривать как обеспечение разносторонней физической и функциональной подготовки на основе комплексного и однонаправленного воспитания физических качеств. Решение этой основной задачи обеспечивается решением частных задач:
1) направленность на воспитание физических качеств и связанных с ними основных двигательных способностей, обеспечивающих освоение двигательных действий, предусмотренных учебной программой по физической культуре;
2) преимущественно комплексное воспитание физических качеств и способностей младших школьников, за исключением направленного воспитания общей выносливости средствами циклических передвижений, и применение однонаправленного воспитания наряду с комплексным для учащихся более старшего возраста;
3) разносторонняя физическая подготовка с преимущественной направленностью на воспитание двигательно-координационных способностей, гибкости и общей выносливости для учащихся младшего школьного возраста и постепенное включение упражнений для однонаправленного воспитания силовых, скоростных и других способностей для более старших школьников;
4) использование оптимальных средств, методов и организационных условий в соответствии с изучаемыми разделами двигательной подготовки конкретных учебных блоков, четвертей (легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика с элементами акробатики, лыжная подготовка);
5) оптимальное планирование средств и методов физической подготовки, исходя из классификации и преимущественной педагогической направленности конкретного урока физической культуры;
6) на уроках образовательно-обучающей направленности — привлечение наиболее оптимальных средств, методов и организационных форм выполнения физических упражнений с учетом решения задач обучения двигательным действиям: начальное и углубленное разучивание, закрепление, совершенствование;
7) планирование средств и методов воспитания физических качеств основывается на понимании протекания процессов адаптации организма школьников к физическим нагрузкам.
Методические положения воспитания физических качеств и способностей учащихся школьного возраста
1. Воспитание физических качеств и способностей школьников осуществляется с учетом сенситивных периодов возрастного развития ребенка. При этом преимущество в воспитании физических качеств и способностей на всем протяжении обучения в начальной школе остается за двигательно-координационными способностями, гибкостью и общей выносливостью, а для более старших школьников — постепенно включаются упражнения для развития других качеств и способностей.
2. Наиболее оптимальным для младших школьников является комплексный подход в воспитании физических качеств и способностей. В то же время комплексный подход не может в полной мере решить задачи воспитания физических качеств. Для воспитания некоторых из них (в основном, силовых и выносливости) применяется однонаправленный подход. В дальнейшем доля применения такого подхода увеличивается, постепенно вытесняя комплексный.
3. Наиболее оптимальным методом, обеспечивающим комплексность воспитания физических качеств, является игровой метод физического воспитания, реализуемый через различные подвижные игры и игровые задания. Для воспитания общей выносливости циклическими упражнениями могут применяться равномерный, переменный и повторный методы.
4. Воспитание физических качеств и способностей школьников осуществляется непосредственно, путем выполнения общеразвивающих, общеподготовительных и развивающих упражнений и опосредованно, путем выполнения упражнений в системе поэтапного обучения двигательным навыкам. При этом, как правило, двигательно-координационные способности, быстрота и гибкость воспитываются опосредованно, путем выполнения ОРУ, а также подводящих, развивающих и целевых упражнений, включенных в систему поэтапного обучения двигательным действиям. Силовые способности и выносливость в основном воспитываются непосредственно, путем выполнения силовых упражнений и циклических упражнений на выносливость. Опосредованное их воспитание происходит также через обучение двигательным навыкам. Также все физические качества и способности воспитываются комплексно, путем выполнения подвижных игр, игровых и соревновательных заданий. Учителю физической культуры необходимо понимать педагогическое значение выполняемых упражнений (внешняя и внутренняя их структура) и, исходя из логики урока и решаемых задач, планировать отдельные учебные задания, наиболее оптимально направленные на развитие различных физических качеств и способностей.
5. Поскольку подавляющее большинство уроков физической культуры (особенно в начальных классах) являются комплексными (с решением образовательных и оздоровительных задач на одном уроке), необходимо учитывать и планировать как опосредованное, так и непосредственное воспитание физических качеств.
6. В структуре урока физической культуры направленное воспитание физических качеств осуществляется в конце основной части урока, после реализации образовательных задач, как правило, в форме подвижных игр, соревновательных заданий, циклических упражнений, круговой тренировки и т. п. Опосредованное воспитание физических качеств может происходить в ходе решения образовательных задач, в структуре обучения двигательным действиям, а также в подготовительной части урока, в процессе выполнения общей и специальной разминки.
7. В случаях, когда на одном уроке физической культуры происходит направленное воспитание нескольких физических качеств и способностей, последовательность выполнения таких упражнений обусловлена первоначальным выполнением тех упражнений, где ведущей системой организма, обеспечивающей двигательную деятельность, является нервная система. То есть в начале выполняются упражнения двигательно-координационного характера, на быстроту, скоростносиловые, а затем — силовые и на выносливость.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникеева. – М., 2016. – 290 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М., 2019. – 280 с.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физич. культуры. -2015.-№4.-С. 2-7.
4. Бальсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физич. культуры. 2019. - №4 – С. 21-26, 39-40.
5. Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании / В.В. Белинович. – М., 2018. – 340 с.
6. Виленская Т.Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе Текст. / Т.Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. - № 1. – С. 2-6.
7. Матвеев А. П., Образовательная учебная программа по физической культуре в школе / А.П. Матвеев // Физическая культура в школе. 2019. - № 1. – С.36-37.
8. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 032100 – Физ. культура и специальности 032101 – Физ. культура и спорт / Л. П. Матвеев. – [3-е изд., перераб. и доп.]. – М. : ФиС: Спорт Академ Прес, 2018. – 543 с.
9. Сергеев В. Урок физического воспитания // Физическая культура в школе. – 2019,-№ 1. – С. 16-20
10. Сластенин В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2018. – 576 с.
11. Виленская Т.Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе Текст. / Т.Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. - № 1. – С. 2-6.
12. Матвеев А. П., Образовательная учебная программа по физической культуре в школе / А.П. Матвеев // Физическая культура в школе. 2019. - № 1. – С.36-37.
13. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 032100 – Физ. культура и специальности 032101 – Физ. культура и спорт / Л. П. Матвеев. – [3-е изд., перераб. и доп.]. – М. : ФиС: Спорт Академ Прес, 2018. – 543 с.
14. Сергеев В. Урок физического воспитания // Физическая культура в школе. – 2019,-№ 1. – С. 16-20
15. Сластенин В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2018. – 576 с.
16. Теория и методика физического воспитания [Текст] : учебник для студентов фак. физ. культ. пед. ин-тов ; под ред. Б. А. Ашмарина. – М. : Просвещение, 2019. – 278 с.
17. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник ; под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – 4-е изд., стереотип. – М. : Советский спорт, 2018. – 464 с.
18. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. – М. : Академия, 2019. – 480 с.
19. Чедов К. В. Школа с новыми уроками физической культуры / К. В. Чедов, К. Б. Старикова, А. Ф. Шаравева // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2018. № 5. – С. 62-63.
20. Сластенин В. А. Школа и педагогиа [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2017. - 576 с.
21. Теория и методика физического воспитания [Текст] : учебник для студентов фак. физ. культ. пед. ин-тов ; под ред. Б. А. Ашмарина. - М. : Просвещение, 2019. - 278 с.
22. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник ; под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - 4-е изд., стереотип. - М. : Советский спорт, 2018. - 464 с.
23. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. - М. : Академия, 2019. - 480 с.
24. Чедов К. В. Школа и физическая культура / К. В. Чедов, К. Б. Старикова, А. Ф. Шаравева // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2019. № 5. - С. 62-63.