Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире общество выдвигает все больше требований к подростку, которые эмоционально остро воспринимаются. Все это в совокупности может привести к фрустрации, ощущению неполноценности, неудовлетворенности самим собой, поэтому формирование у подростков устойчивого и позитивного самоотношения является важнейшим этапом для развития личности ребенка и для формирования «социального иммунитета».
Исходное состояние проблемы. Осмысление психологических особенностей подростков, а также специфики самоотношения в данном возрасте нашли отражение в исследованиях таких авторов, как Л.Н. Алексеева, Л. В. Богомолова, С. С. Быкова и В. М. Судницына, Л. А. Головей, А. А. Карпов, Н. Л. Полудень, X. Ремшмидт и др. В то же время, проблема сохраняет свою актуальность.
Объект исследования – самоотношение индивида.
Предмет исследования – самоотношение подростков.
Цель исследования – охарактеризовать особенности самоотношения современных подростков.
Гипотеза заключается в предположении о том, что самоотношение подростков находится на низком уровне и в значительной степени зависит от самооценки: чем выше уровень самооценки подростка, тем выше его уровень самоотношения, и наоборот.
Задачи исследования:
- проанализировать проблему исследования самоотношения в психологической литературе;
- дать психологическую характеристику подростков;
- выявить особенности самоотношения в подростковом возрасте;
- подобрать диагностические методики и провести диагностику самоотношения у подростков – старших школьников, сформулировать выводы.
При написании работы в методологическом плане применялась следующая совокупность методов:
1. Общенаучные методы, такие как анализ, синтез, обобщение.
2. Анализ теоретической литературы по вопросам психологических особенностей подростков, их самоотношения.
3. Психодиагностические методы:
– психологическое тестирование «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн» (в модификации А. М. Прихожан)
– Опросник самоотношения (ОСО), автор – В.В.Столин.
4. Методы математической статистики.
База и выборка эмпирического исследования – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 129 Советского района Волгограда» (ул. Даугавская, д.5а). В исследовании приняли участие 25 подростков (возраста 15-16 лет, т.е. старшего подросткового возраста), учащиеся параллели 9-х классов обозначенной школы.
Структура и объем работы. Работа состоит из 27 страниц, включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы (из 25 наименований), приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Проблема исследования самоотношения в психологической литературе
На настоящее время в психологической науке есть различные теории, рассматривающие понятие самоотношения. Так, в зарубежной психологии понятие самоотношения рассматривалось через следующие термины: самоуважение, любовь к себе, самопринятие, самочувствие. Самый большой вклад в разработку данного термина был внесен такими учеными как Р. Бернс, У. Джеймс, К. Роджерс и др. Так, например, К.Роджерс рассматривал самоотношение через две подсистемы: самооценка (отношение к самому себе, как носителю определенных свойств и достоинств) и самопринятие (принятие самого себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств) [цит. по: 21, с.88]. А Р. Бернс рассматривает самоотношение, как часть понятия самооценки и рассматривает самооценку, как оценку самого себя, при этом может быть разной интенсивности [8, с. 103].
В начале 20 века, в области социологии Ч.Кули рассматривал отраженное самоотношение, данная теория имела название «Зеркальное Я», в котором прослеживается идея зависимости самоотношения от социального окружения, членом которого является индивид, так называемая «идея я» [8, с. 1704]. Данная идея включает в себя несколько компонентов, это представление о том, каким я являюсь в глазах других, представление о том как меня оценивают другие и самооценка, которая связана с двумя этими представлениями.
Затем в 1954 году К. Роджерс ввел понятие «Я-концепция». В одной из своих работ он заявил, что структура самости формируется через взаимодействие с окружающей средой, она проявляется как организованная и подвижная, но в тоже время последовательная модель восприятия характеристик и взаимоотношений «я».
Другой зарубежный психолог Р.Бернс, развивая понятие «Я-концепции», определяет его как понятие, включающее в себя убеждения и представления индивида о самом себе. Исходя из этого, Я-концепцию можно применять к каждому индивиду, как определенный набор установок, которые направлены на самого себя [цит. по: 18, с. 189].
Таким образом, для зарубежных исследователей понятие самоотношения является обобщенным, универсальным и отражает степень положительности отношения к собственному представлению о себе, самоуважение, позитивную самооценку.
Отечественные ученые-психологи рассматривали самоотношение в связи с такими понятиями, как самоуважение, самовосприятие, самоприятие и др. Так, И.С.Кон, говоря о самоотношении личности, разграничивает данное понятие на объект и субъект самопознания индивида, рассмотрения им своих свойств и качестви превращения их тем самым в объект познания [13, с 26].
Советский психолог Н.И. Саржевладзе (представитель школы Д.Н. Узнадзе) определяет самоотношение как устойчивое новообразование, «отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направлено на самого себя». Н.И. Сарджвеладзе в самоотношении выделяет три компонента:
эмоциональный – эмоциональное отношение к самому себе;
когнитивный компонент – реализующийся посредством психических познавательных функций, включающий в себя также самооценку;
конативный – действия, направленные на самого себя и готовность к ним [цит. по: 18, с. 190].
Другой видный российский психолог В.В.Столин в своей концепции самоотношения определяет его как лежащее на поверхности сознания, представленность личностного смысла «Я». В основе самоотношения находится процесс, в котором собственное «Я», черты и качества оцениваются личностью по отношению к собственным мотивам, выражающим потребность в самореализации. Самоотношение включает в себя: самоуважение, аутосимпатию, а также эмоциональное пространство, в котором осуществляются действия-установки. Оно может быть позитивным, негативным или конфликтным и формируется, с одной стороны, через прямое или косвенное внушение родителями, с другой – через собственную активность личности, формирование уровня притязаний [22, с. 36].
Таким образом, самоотношение личности представляет собой сложный психологический феномен, который ученые рассматривают как эмоциональную часть образа «Я», как обобщенное образование или как степень положительного или отрицательного отношения индивида к себе. При этом самоотношение является стержневым компонентом самосознания, оно определяет дальнейшие поступки индивида и его деятельность в целом, занимает первое место в жизни каждого человека.
1.2. Психологическая характеристика подростков
Подростковый возраст составляет важную веху в развитии личности, его неслучайно называют самым сложным из всех периодов детства. Общепринятое название этого возраста - «переходный», объясняется тем, что на протяжении периода от 10 до 17 лет индивид переживает своеобразный переход от детства (незрелости) к взрослости (зрелости), пронизывающий все стороны развития подростка [20, с. 52]: перемены происходят в анатомо-физиологических характеристиках, сопровождая биологическое созревание организма с соответствующими нервными, эндокринными сдвигами, а также интеллектуальном, нравственном, социально-психологическом развитии. В последнем случае имеется в виду формирование характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности.
Неслучайно многие исследователи подростковый возраст называют возрастом социального риска: отклоняющееся, или девиантное поведение нередко берет начало именно в рассматриваемый нами период возрастного формирования, как например, отмечает Т.В. Тулупьева [23, с. 76]. В частности, здесь играют роль физиологические факторы: половое созревание, как утверждают специалисты (медики, психологи и др.), сопровождается высокой возбудимостью нервной системы, излишней чувствительность к обидам, раздражительностью, вспыльчивостью и даже грубостью.
Часто, когда эти изменения начинают проявляться, подростки становятся чрезвычайно чувствительными и начинают испытывать перепады настроения и колебания уровня уверенности. Если их не направлять должным образом или не давать им советов, подростки могут взять себя в руки и начать выносить собственные суждения, которые часто бывают неверными. В результате они могут в конечном итоге пойти по ложному пути и стать жертвой негативных вещей, которые могут разрушить их жизнь, таких как наркотики, давление сверстников и тому подобное.
Подростковый период очень важен в развитии «Я – концепции», в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности [1, с. 52].
Психологические особенности подросткового возраста, в случае их резкой выраженности, получили название «подростковый комплекс», сутью которого являются специфичные для этого возрастного этапа особенности психики, поведения, типичные подростковые поведенческие реакции на воздействия социальной среды. Исследователь А.Е. Личко относит к их числу такие реакции, как: подростковая эмансипация (стремление к независимости,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Л.Н. Проблема самостоятельности и смыслообразования у подростков // Психологическая наука и образование. 2016. №1. С. 50–56.
2. Богомолова Л. В. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. М., 2020. С. 184-186.
3. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. №2. С. 31–38.4
4. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: ИЦ «Академия», 2017. 86 с.
5. Быкова, С. С., Судницына В. М. Исследование состояния самоотношения у подростков // Общество. Наука. Инновации (НПК-2019). Сборник статей XIX Всероссийской научно-практической конференции: в 4-х томах. Вятский государственный университет. 2019. С. 123-127.
6. Габелая И.В. Показатели социальной компетентности у подростков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2018. № 2. С.116-118.
7. Головей Л. А., Данилова М. В., Данилова Ю. Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 1. С. 108-125.
8. Гостев, А. Г. К проблеме изучения феномена самоотношения в современной психологии // Научные исследования и разработки подростков. Сборник материалов V Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков. М., 2017. С. 103-108.
9. Иванова, В. П. Особенности аутентичности в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / В. П. Иванова, С. М. Хандышанова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2018. – Т. 18. № 1. С. 190-194.
10. Казанская В.Г. Социализация подростка в семье и школе: монография. Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. 128 с.
11. Камракова, Н. Ю. Исследование самоотношения подростков // Гуманитарные науки (г.Ялта). – 2020. – № 1 (49). – С. 122-127.
12. Карпов, А. А. Исследование структуры личностных качеств самоактуализирующейся личности // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 4. С. 138-141.
13. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
14. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития, 2018. № 2 (42). С.1-8.
15. Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. 2016. №4. С. 41-47.
16. Нечаенко И. Я. Особенности самооценки у подростков // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 5-6. С. 150-152.
17. Остапова А.В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. 2015. № 7. С. 109-110.
18. Полудень Н. Л. Особенности структуры самоотношения подростков с девиантным поведением // Актуальные вопросы современной науки. Сборник трудов по материалам III Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. Уфа, 2020. С. 189-198.
19. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2017. 156 с.
20. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Просвещение, 2016. - 364 с.
21. Рожков М. И., Макеева Т. В. Социальная педагогика. М.: Юрайт, 2017. 287 с.
22. Сборник тестов программно-методического комплекса дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних «Диагност-Эксперт+» / Н.В. Дворянчиков, В.В. Делибалт, Е.Г. Дозорцева, М.Г. Дебольский, А.В. Дегтярев, Р.В. Чиркина, А.В. Лаврик, – М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 198 с.
23. Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте: Дис. . канд. психол. наук. СПб. 2016. 173 с.
24. Умняшова И.Б., Запорожская Д.Е. Психологическое консультирование подростков в образовательной организации // Вестник практической психологии образования. 2016. Том. 13, № 3. С. 3–10
25. Хухлаева О.В. Психология подростка. М.: Академия, 2018. 160 с.