Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Внедрение цифровых технологий осуществляют как бизнес, так и государство и обычные граждане. Именно активность всех трех сегментов обеспечивает фундамент для дальнейшей диджитализации экономики.
Цифровая грамотность, или Digital компетентность — это проект о том, как безопасно использовать цифровые технологии и ресурсы интернета.
Актуальность данной темы заключается в том, что текущая эпидемиологическая ситуация и связанные с ней карантинные меры очень четко разделили общество на тех, кто, благодаря цифровым навыкам и знаниям, оказался способен к саморазвитию, и тех, чей образ жизни сильно деформировался. Это как нельзя ярко актуализировало тему цифровой грамотности и готовности россиян к жизни и работе в цифровой экономике, где миллионы управленческих, технических, социальных и бизнес-процессов реализуются в виртуальном, а не физическом пространстве.
Цель работы – проанализировать основы цифровой грамотности населения.
Задачи:
- определить сущность цифровой грамотности
-измерить ее уровень в России
- выявить пути ее повышения в стране.
Работы состоит из введения, трех глав и заключения.
Для написания работы были использованы учебные пособия по цифровой экономике, исследования и ресурсы Интернет.
1.Теоретические аспекты изучения цифровой грамотности
1.1.Понятие и сущность цифровой грамотности
Цифровая грамотность - это знания и навыки, которые необходимы каждому человеку. Если разобрать словосочетание «цифровая компетенция» по частям, то получится набор «навыков жизни в цифровом пространстве» [42, c.36].
Цифровая грамотность — очень обширное понятие. Это элементарная защита от хакеров, понимание принципов защиты персональных данных, распознавание фишинга и компетенции во многих других сферах. Даже знания о том, как работает NFC в банковских карточках и смартфонах, тоже относятся к цифровой грамотности.
Умение пользоваться разными сервисами в интернете — тоже цифровая грамотность, но нулевого уровня. Человека можно назвать освоившим основы цифровой грамотности, если он понимает, что такое https в доменном имени сайта и может без труда освоиться в новом интерфейсе. На более продвинутом уровне человек считается освоившим цифровую грамотность, если он может [38, c.72]:
• противостоять кибербуллингу;
• вовремя обнаруживать фишинг;
• законно обрабатывать чужие персональные данные;
• защищать личные персональные данные;
• быстро проверять достоверность данных в Сети;
• безопасно обмениваться информацией с родными или коллегами.
• понимает, как обеспечить конфиденциальность в интернете, как вычислять фейки и автоматизировать рутинные процессы в Сети.
Человек с высоким уровнем цифровой грамотности — тот, кто безопасно и комфортно пользуется интернетом и современными технологиями.
Что такое цифровая грамотность? Данный вопрос, в эпоху цифровизации, важен практически для каждого человека.
Сегодня все так или иначе окружены огромным количеством гаджетов и интернет-сервисов, которые призваны упростить жизнь и сделать ее эффективнее. По данным исследовательской компании Mediascope на сентябрь 2019 года ежемесячная аудитория интернета в России в возрасте старше 12 лет составляет 95,7 млн. чел. При этом в среднем ежедневно пользователи проводят в интернете около 3 часов (если быть точным - 162 минуты). Огромная часть жизни проходит онлайн или с использованием каких-либо цифровых устройств (на работе, дома, в транспорте и других общественных местах). Но как вести себя в интернете или при пользовании цифровыми технологиями? Как быстро и эффективно решить свою задачу при помощи сервисов? Как защитить себя, свои данные и свои цифровые устройства? Как распознать мошенничество в интернете? Ответы на эти и многие другие вопросы как раз таки лежат в основе цифровой грамотности.
Очень часто, говоря о цифровой грамотности, люди приравнивают ее к информатике, компьютерной грамотности, медиаграмотности или даже программированию и другим профильным знаниям и навыкам, которыми обладают ИТ-специалисты. Безусловно, цифровая грамотность включает в себя знания из области информатики, компьютерной и медиаграмотности, но приравнивать эти понятия в корне неверно.
По методологии РОЦИТ (Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий») цифровая грамотность - это базовый набор тех знаний и умений, которые необходимы каждому человеку (не только ИТ-специалисту) для того, чтобы безопасно и эффективно использовать цифровые технологии и ресурсы интернета для решения своих задач. Какие это могут быть задачи? Здесь, например, речь идет о работе на компьютере (создании презентаций, текстовых документов и электронных таблиц); о пользовании сервисами по онлайн-образованию; об онлайн-записи к врачу; об общении в социальных сетях; о совершении покупок в интернет-магазинах. И это лишь малая доля задач, в которых задействуется цифровая грамотность [33, c.13].
Цифровая грамотность каждого человека строится на трех ключевых аспектах: цифровом потреблении, цифровых компетенциях и цифровой безопасности. Рассмотрим каждый из этих аспектов подробнее.
Что такое цифровое потребление? В широком смысле это использование различных цифровых ресурсов, а также наличие базовых знаний и навыков компьютерной грамотности. То есть важно понимать, что потребление не ограничивается покупками в интернете и осуществлением финансовых операций онлайн. Цифровое потребление возникает в тот момент, когда нужно решить какую-то свою задачу и использовать для этого технологии.
Что ещё может быть отнесено к цифровому потреблению? Например, поиск информации при помощи поисковых систем, пользование социальными сетями для ведения сообществ и организации мероприятий, пользование облачными сервисами для хранения фото, скачивание мобильных приложений, пользование мобильными подписками и другое.
Какие компетенции считаются цифровыми? Здесь речь идет не просто о пользовании, а о навыках и умениях уверенно и эффективно выбирать и применять технологии в разных сферах жизни. То есть если при цифровом потреблении: когда возникает какая-то задача, что использовать для её решения? Какой сервис или технологию? Как использовать этот сервис или технологию для решения задачи эффективно?
Возможность проанализировать все возможные варианты использования цифровых технологий, которые могут помочь в решении задачи, и выбрать наиболее эффективный и считается цифровой компетенцией.
К цифровым компетенциям, например, могут быть отнесены навыки пользования поисковыми системами, социальными сетями и мессенджерами, цифровыми почтовыми сервисами, картографическими и навигационными сервисами, порталом госуслуг, навыки проведения финансовых операций онлайн и осуществления покупок в интернете (включая интернет-магазины, агрегаторы товаров и услуг, доски объявлений и мобильные приложения), навыки создания и распространения контента, а также критического восприятия информации, получаемой в интернете [29, c.22].
Цифровая безопасность – это сочетание всех тех инструментов, мер предосторожности и привычек, которые необходимы пользователям для гарантирования их безопасности в цифровом мире. Как решить задачу с помощью цифровых технологий не только эффективно, но и безопасно? Также к навыкам цифровой безопасности относятся: способность защиты своих персональных данных, навыки распознавания фишинговых сайтов и сообщений, способность защиты аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, навыки противодействия кибербуллингу и др.
Цифровой мир постоянно меняется и разрастается. Развитие цифровых компетенций в первую очередь нужно, чтобы комфортно, эффективно и безопасно решать задачи (ведь некоторые задачи уже сейчас можно решить только с использованием технологий). И, что не менее важно, нужно постоянно повышать свою цифровую грамотность, чтобы оставаться востребованными на работе. И здесь речь даже не о возможной замене роботами, а в том, чтобы оставаться компетентным специалистом, который готов мыслить гибко и быстро обучаться новым необходимым навыкам.
А что будет, если у человека нет цифровой грамотности?
Многие хакерские атаки на корпорации начинаются с того, что взрослый образованный человек открывает письмо от неизвестного адресата и скачивает оттуда файл, запускающий троян в сеть компании. Он делает это, если не знает основ цифровой грамотности. Только за 2020 год россияне потеряли в общей сложности 150 млрд рублей просто потому, что не смогли распознать фишинг.
Можно не вводить нигде данные от личных кабинетов, но при этом не знать ничего о персональных данных, не хранить данные в безопасности и не уметь проверять достоверность информации. Так называют всё, что позволяет идентифицировать человека. Персональные данные — серия и номер паспорта, адрес, Ф.И.О., номер телефона. Их нужно уметь защищать, чтобы они не попали в руки мошенников, и это тоже цифровая грамотность. Поэтому важно понимать, какие данные можно выкладывать в открытый доступ, а какие нет и как правильно пользоваться сервисами, которые требуют их. Данные нужно хранить в безопасности и делать резервные копии файлов. Ведь если компьютер взломают, можно потерять все данные и потом их восстанавливать [25, c.8]. О безопасности передачи файлов тоже стоит задуматься: отправка по электронной почте никак их не защищает. Лучше использовать специальные сервисы, позволяющие разграничивать доступ к информации и делать её доступной после введения пароля.
Цифровизация с каждым годом сильнее проникает в жизнь. Согласно отчёту KMDA, всё больше руководителей осознают её важность и внедряют её. Со временем на офисной работе останутся грамотные сотрудники, а те, кто не сможет справляться с современными технологиями, будут вынуждены перейти в другую сферу деятельности.
Таким образом, осуществив сравнительное исследование понятия цифровой безопасности, можно отметить, что это:
- навыки жизни в цифровом пространстве
- понимание, как защитить свои персональные данные, пользуясь услугами в сети
- умение пользоваться гаджетами и Интернет-сервисами
- базовый набор тех знаний и умений, которые необходимы каждому человеку для того, чтобы безопасно и эффективно использовать цифровые технологии и ресурсы интернета для решения своих задач.
1.2.Меры повышения цифровой грамотности
Внедрение цифровых технологий осуществляют как бизнес, так и государство и обычные граждане. Именно активность всех трех сегментов обеспечивает фундамент для дальнейшей диджитализации экономики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдрасилова Г.С. Цифровизация экономики и цифровая среда современной архитектуры / Г.С.Абдрасилова, Н.П.Умнякова, Б.Какимжанов // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. - 2019. - N 1. - С.3-13.
2. Агеев А.И. Методика цифровой экономики в части управления и контрольной деятельности в реальном секторе экономики / А.И.Агеев, В.А.Радина // Экон. стратегии. - 2019. - Т.21, N 3. - С.44-56.
3. Алексеенко О.А. Цифровизация глобального мира и роль государства в цифровой экономике / О.А.Алексеенко, И.В.Ильин // Информ. общество. - 2018. - N 2. - С.25-28.
4. Ахромеева Т.С. Смыслы и ценности цифровой реальности: будущее. Войны. Синергетика / Т.С.Ахромеева, Г.Г.Малинецкий, С.А.Посашков // Филос. науки. - 2017. - N 6. - С.104-120.
5. Багаутдинова Н.Г. Новые конкурентные преимущества в условиях цифровизации / Н.Г.Багаутдинова, Р.А.Багаутдинова // Инновации. - 2018. - N 8. - С.80-83.
6. Бачило И.Л. Цифровизация управления и экономики - задача общегосударственная // Государство и право. - 2018. - N 2. - С.59-69.
7. Беляцкая Т. Управление электронной экономикой // Наука и инновации. - 2018. - N 3. - С.48-55.
8. Бестужева О.Ю. Некоторые особенности развития цифровой экономики / О.Ю.Бестужева, О.Н.Вершинская // Энергетическая политика. - 2017. - N 5. - С.49-57.
9. Бетелин В.Б. О проблемах формирования в России цифровой экономики услуг // Инновации. - 2018. - N 9. - С.3-5.
10. Блануца В.И. Территориальная структура цифровой экономики России: предварительная делимитация «умных» городских агломераций и регионов // Пространственная экономика. - 2018. - N 2. - С.17-35.
11. Боков С.И. О роли обеспечения системы управления цифровой экономикой России на основе организации единого информационного пространства // Нанондустрия. - 2019. - Т.12 (Спецвыпуск). - С.135-139.
12. Бондарик В.Н. Некоторые информационно-технологические аспекты цифровой экономики / В.Н.Бондарик, А.В.Кудрявцев, А.А.Лощинин // Микроэкономика. - 2017. - N 4. - С.67-71.
13. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. - 2018. - N 11. - С.5-18.
14. Ведута Е.Н. Цифровая экономика приведет к экономической киберсистеме // Междунар. жизнь. - 2017. - N 10. - С.87-102.
15. Гаджиева А.Г. Цифровизация и занятость: роль отраслей сектора услуг // Инновации. - 2019. - N 2. - C.61-70.
16. Глотина И.М. Цифровой формат неравенства / И.М.Глотина, А.Г.Светлаков // Микроэкономика. - 2018. - N 5. - С.106-111.
17. Головенчик Г. Теоретические подходы к определению понятия «цифровая экономика» // Наука и инновации. - 2019. - N 1. - С.54-59; N 2. - С.40-45.
18. Гончаров С.С. Цифровизация изначальная / беседовал В.Букатин // Эксперт-Сибирь. - 2018. - N 13-14. - С.20-23.
19. Грабчак Е.П. Как сделать цифровизацию успешной / Е.П.Грабчак, Е.А.Медведева, И.Г.Васильева // Энергетическая политика. - 2018. - Вып.5. - С.25-29.
20. Грамматчиков А. Золотой век «цифры». Наступает / А.Грамматчиков, Т.Гурова // Междунар. публ. и частное право. - 2017. - N 3. - С.10-15.
21. Гумерова Г.И. Виртуальная организация как объект исследования и учета в российском экономическом пространстве цифровой экономики / Г.И.Гумерова, Э.Ш.Шаймиева // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т.14, N 4. - С.616-639.
22. Дыжин А. Цифровая экономика майнит // Эксперт-Сибирь. - 2017. - N 41-42. - С.24-26.
23. Ершова Т.В. Ключевые компетенции для цифровой экономики / Т.В.Ершова, С.В.Зива // Информ. общество. - 2018. - N 3. - С.4-20.
24. Замахина Т. Прыжок в будущее // Российская газета. - 2018. - 21 февраля. - С.2.
25. Иванов В.В. Цифровая экономика: от теории к практике / В.В.Иванов, Г.В.Малинецкий // Инновации. - 2017. - N 12. - С.3-12.
26. Казакова Н.А. Влияние цифровой экономики на развитие и конкурентоспособность российского финансового сектора / Н.А.Казакова, Н.В.Романова // Финансовый менеджмент. - 2019. - N 1. - С.86-94.
27. Кешелава А.В. Инфраструктура цифровой экономики / А.В.Кешелава, А.В.Самарин, М.Б.Амзараков // Экон. стратегии. - 2017. - Т.19, N 8. - С.120-131.
28. Кравцова А.В. Цифровая экономика и консалтинговый рынок услуг: проблемы взаимодействия // Социальная политика и социология. - 2018. - Т.17, N 4. - С.22-30.
29. Кузнецова С.А. Цифровая экономика: новые аспекты исследований и обучения в сфере менеджмента / С.А.Кузнецова, В.Д.Маркова // Инновации. - 2017. - N 7. - С.20-25.
30. Лапидус Л.В. Стратегии цифрового лидерства / беседовал В.Чумаков // В мире науки. - 2019. - N 10. - С.70-77.
31. Лепов В.В. «Цифровая экономика» и будущее человечества // Наука и техника в Якутии. - 2018. - N 1. - C.12-36.
32. Лопатин В.Н. Риски информационной безопасности при переходе к цифровой экономике // Государство и право. - 2018. - N 3. - С.77-88.
33. Маркова В.Д. Влияние цифровой экономики на бизнес // ЭКО. - 2018. - N 12. - С.7-22.
34. Матьянова (Губенко) Е.С. Цифровые технологии в финансово-банковской сфере // Финанс. право. - 2018. - N 7. - С.12-15.
35. Михайловская С. Цифровая трансформация: время не ждет! // Беларуская думка. - 2018. - N 6. - С.51-57.
36. Научные заделы России по сквозным технологиям цифровой экономики / А.А.Бакаров, Д.А.Девяткин, Т.В.Ершова, И.А.Тихомиров, Ю.Е.Хохлов // Информ. общество. - 2018. - N 4-5. - С.54-64.
37. Орлов М.О. Приватность в условиях цифровизации: правовые и экономические аспекты / М.О.Орлов, М.А.Шаткин // Социол. исслед. - 2019. - N 4. - С.15-26.
38. Положихина М.А. Регулирование процесса цифровизации экономики: европейский и российский опыт // Россия и совр. мир. - 2019. - N 4. - С.64-81.
39. Попов Е.В. Приоритеты экономической политики в развитии цифровой экономики / Е.В.Попов, К.А.Семячков, Д.Ю.Файрузова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2019. - Т.13, вып.7. - С.1198-1214.
40. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Финансовый бизнес. - 2017. - N 6. - С.3-10.
41. Ревенко Л.С. Международная практика реализации программ развития цифровой экономики. Примеры США, Индии, Китая и ЕС / Л.С.Ревенко, Н.С.Ревенко // Международные процессы. - 2018. - Т.15, N 4. - С.20-39.
42. Садовая Е.С. Цифровая экономика и новая парадигма рынка труда // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2018. - Т.62, N 12. - С.35-45.
43. Свириденко Д. Принять вызов цифровой экономики // Эксперт-Сибирь. - 2017. - N 48-49. - С.40-41.
44. Сидоренко Э.Л. Российская концепция регулирования рынка цифровых активов: реалии и перспективы / Э.Л.Сидоренко, З.И.Хисамова // Право и экономика. - 2019. - N 2. - С.5-13.
45. Технократическая концепция проектов цифровой экономики: синергия интеграции систем и данных / А.И.Агеев, В.Н.Бондарик, О.Д.Иванова, А.В.Кудрявцев, А.А.Лощинин // Микроэкономика. - 2018. - N 5. - С.14-21.
46. Трунцевский Ю.В. Цифровая интеграция - путь в будущее / Ю.В.Трунцевский, А.А.Ефремов // Междунар. публ. и частное право. - 2018. - N 1. - С.6-12.
47. Устюжанина Е.В. Цифровая экономика как новая парадигма экономического развития / Е.В.Устюжанин, А.В.Сигарев, Р.А.Шеин // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т.13, N 10. - С.1788-1804.
48. Хохлова М.Н. Новая архитектура цифровой экономики // Экон. стратегии. - 2017. - Т.19, N 4. - С.132-145.
49. Цифровое будущее или экономика счастья? / А.В.Черновалов, З.Цекановский, З.Шиманьский, П.А.Черновалов. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 217с.
50. Цифровой экономике пророчат рост // Информ. общество. - 2017. - N 3. - С.80.