Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Современный деловой мир характеризуется высокой степенью непредсказуемости, изменчивости, подвижности, рынки сбыта продукции характеризуются обострением конкуренции, усложнением своей структуры и взаимосвязей производителей и инфраструктурных субъектов. Это обусловливает высокую степень флуктуации факторов внешней среды и, как следствие, вынуждает руководство промышленных предприятий обеспечивать конкурентные преимущества и эффективность деятельности, повышать инновационную и инвестиционную активность на основе внедрения оптимальных проектов.
В настоящее время каждое предприятие, как открытая система, должно быть гибким, мобильным, адаптивно реагирующим на непредсказуемые вызовы внешнего окружения. Среди совокупности важных проблем, стоящих перед промышленными предприятиями, акцентируется внимание на выборе таких, как: обеспечение конкурентоспособности; обеспечение эффективности деятельности; управление проектами развития; бизнес-планирование, что и определило выбор направлений данного исследования.
Цифровая трансформация является очень сложным и комплексным процессом, который требует грамотного стратегического менеджмента и немалых инвестиций. Многие компании в погоне за технологиями теряют из виду то, что действительно является важным для клиента и начинают оцифровывать всё подряд. Однако, такие меры не принесут ожидаемых улучшений. Цифровая трансформация является своего рода переосмыслением и перезагрузкой всего бизнеса. В основе должна лежать совершенно новая организационная модель, которая позволит компании процветать быстрее и зарабатывать значительно больше, чем ранее. Ведущие консалтинговые фирмы инвестировали огромные средства для создания отделов, которые специализируются на цифровой трансформации. Уже сегодня они предлагают свои услуги для самых разных организаций по всему миру. Совершенно очевидно, что те, кто будут всячески избегать кардинальных изменений сейчас, просто не выживут в ближайшем будущем. Компании, которые на сегодняшний день успели трансформироваться, вышли на новый уровень по эффективности и производительности. Цифровая трансформация сегодня – это инвестиция в будущее.
Целью работы является анализ современных предприятий.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- представить общую характеристику современных предприятий;
- рассмотреть практику цифровой трансформации современных предприятий.
Объектом исследования выступают современные предприятия.
Предметом исследования работы является цифровая трансформация современных предприятий.
Методологическую и теоретическую основу работы составляют законодательные и нормативные документы, монографии известных экономистов, занимающихся этими проблемами: Виленского И.П., Волокова И.М., Липсица И.В. и др. а также издания периодической печати.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1. Общая характеристика современных предприятий
1.1. Понятие и признаки современных предприятий
Под предприятием понимается отдельный хозяйствующий субъект, производящий ту или иную продукцию, либо оказывающий разного рода услуги, либо выполняющий определенные виды работ для извлечения выгоды и удовлетворения потребностей общества.
Предприятие представляет собой обособленную экономическую структуру. Оно самостоятельно решает, что производить, продавать или покупать, в каком количестве и каким способом, и самостоятельно распределяет ресурсы и производственные продукты.
Неотъемлемые черты любого предприятия – это наличие собственного названия, марки, печати со своим наименованием, бухгалтерской отчетности и баланса, расчетного счета .
В качестве самостоятельного субъекта экономики предприятие выполняет определенные функции.
1. Экономическая функция:
- маркетинговые исследования рынка различных товаров и услуг для того, чтобы наиболее выгодно реализовывать производимую продукцию;
- хозяйственные взаимоотношения с другими рыночными субъектами;
- создание рабочих мест;
- распределение прибыли;
- уплата налогов.
2. Производственно-технологическая.
Она заключается в том, чтобы обеспечивать производственный процесс необходимыми ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми), совершенствовать его и внедрять в него последние научно-технические достижения.
3. Социальная.
Предполагает заботу о своих работниках: предоставление оптимальных условий труда, обязательного медицинского страхования, различных льгот определенным категориям сотрудников и так далее.
4. Внешнеэкономическая.
Означает возможность самостоятельного ведения внешнеэкономической деятельности, установления связей с зарубежными партнерами, расширения своего производства в других государствах в рамках действующего законодательства.
Создание и производственно-хозяйственная деятельность предприятия обусловлены стремлением его собственника получить максимально возможную прибыль.
Достижение этой цели возможно путем продажи обществу производимой предприятием продукции, либо за счет оказания потребителю услуг, либо благодаря выполняемым работам.
В результате должны удовлетворяться экономические и социальные запросы собственника средств производства и трудового коллектива. В этом процессе и заключена экономическая сущность предприятия.
В современных условиях хозяйствования постоянно растет сложность производственных, маркетинговых, управленческих, коммерческих проблем предприятия. Это приводит к тому, что на современном этапе конкурентоспособная деятельность предприятия становится невозможной без активизации его маркетинговой деятельности, регулярного проведения диагностических мероприятий, своевременной оценки эффективности коммерческой, а также маркетинговой деятельности, управления процессом повышения конкурентоспособности производимой продукции, в условиях меняющейся, нестабильной внешней и внутренней среды.
Характерными признаками рыночной деятельности современного предприятия-товаропроизводителя являются: ориентация на товарные рынки, что требует гибкого и постоянного реагирования на изменения условий сбыта; «ситуационное управление», которое предполагает принятие стратегических решений по мере выявления потенциальных проблем сбыта. При этом предприятие стремится заранее спрогнозировать варианты возможных ситуаций на рынке и иметь в своем «портфеле» набор возможных стратегических решений; эффективное функционирование системы непрерывного сбора и обработки маркетинговой информации; активное воздействие на государственную политику и рынок с целью своевременного формирования спроса на реализуемую продукцию; формирование системы стимулирования инновационной активности персонала предприятия, оперативное внедрение наиболее конкурентоспособных идей; активизация инновационной и инвестиционной деятельности; стремление к обеспечению результативной, эффективной деятельности, направленной на достижение экономических и экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости; активное развитие интрапренерства, обеспечивающее предприятию получение дополнительной прибыли; ориентация на достижение долгосрочного коммерческого успеха, что обеспечивает предприятию относительную независимость от состояния рынка в периоды временного ухудшения конъюнктуры рынка .
Целесообразно заметить, что концепция интрапренерства в последнее время получает активное развитие на крупных и средних предприятиях. Интрапренерство – это предпринимательская деятельность, направленная на получение компанией дополнительной прибыли за счет использования её внутренних ресурсов путем удовлетворения потребностей внешних и внутренних заказчиков, которая осуществляется небольшими группами руководителей и специалистов организации, берущих на себя роль предпринимателей для реализации бизнес-идей или инновационных проектов. Интрапренерские подразделения имеют право оказывать услуги как другим подразделениям в своей организации на хозрасчетной основе, так и самостоятельно выходить со своей продукцией или услугой на рынок вне данной организации.
С позиций системного подхода предприятие является открытой социально-экологически ориентированной, экономической, сложной, самостоятельной, дискретной системой. Основными ее свойствами являются следующие: первичность целого, иерархичность, вертикальная целостность и горизонтальная обособленность, сложность структуры, взаимосвязь системы и внешней среды, степень самостоятельности, открытость и совместимость, целеустремленность и наследственность, надежность и оптимальность, приоритет качества и интересов системы более высокого уровня, неопределенность информационного обеспечения, эмерджентность и мультипликативность, синергичность, инерционность и организованность, уровень стандартизации, инновационный характер развития, адаптивность, непрерывность и альтернативность путей функционирования и развития .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вечканов Г.С. Макроэкономика: учебник для вузов. 5-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2021. – 448 с.
2. Грязнова А.Г. Экономическая теория. – М.: Экзамен, 2021. – 672 с.
3. Данные годового отчета Ростелеком за 2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://csr2020.rostelecom.ru/ru/60/20.
4. Дейвенпорт Т., Уэстерман Д. Цифровой провал. Harvard Business Review Россия. 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/p26701.
5. Деньги, кредит, банки. Денежный и кредитный рынки: учебник для среднего профессионального образования / М. А. Абрамова [и др.]; под общей редакцией М. А. Абрамовой, Л. С. Александровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.
6. Добрынин А.И. Общая экономическая теория. – СПб.: Питер, 2021. – 346 с.
7. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юристъ, 2018. – 861 с.
8. Как Сбербанк строит экосистему на все случаи жизни. 2019. Газета.Ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. gazeta.ru/business/2019/06/11/12408139.shtml?updated.
9. Лобачева Е.Н. Экономика. – М.: Экзамен, 2020. – 592 с.
10. Макроэкономика. Учебное пособие. Кундакчян Р.М., Гоцуляк И.Ф., Игнатьева О.А., Абдуллин И. И. Макроэкономика: учеб. пособие / Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2020. – 276 с.
11. Макроэкономика: учеб. Пособие / Косов Н. С. , Саталкина Н. И., Терехова Ю. О.; под ред. про. Косова Н. С. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 248 с.
12. Макроэкономика: учебник для вузов. Кураков Л.П., Игнатьев М.В., Тимирясова А.В. и др.; под общ. ред. Куракова Л.П. / – М.: Изд-во ИАЭП, 2021. – 336 с.
13. Макроэкономика: учебник и практикум для вузов / Г. А. Родина [и др.] ; под редакцией Г. А. Родиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 375 с.
14. Официальный сайт портала 5koleso. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://5koleso.ru/avtopark/dannye-k-obmenu-kontrol-avtoparka-onlayn.
15. Паспорт Программы инновационного развития ПАО «Газпром нефть» до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazprom-neft.ru/files/documents/pir-pasport.pdf.
16. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. - М.: ООО «Альянс Принт», 2019. - 460 с.
17. Раскрытие информации о деятельности Зарубежнефть за период с 2015 по 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.zarubezhneft.ru/ru/raskrytie-informacii.
18. Рейтинг цифровизации банков, составленный Фондом «Сколково» и VR_Bank [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// sk.ru/news/b/pressreleases/archive/2019/08/21/fond-skolkovo-i-vr-bank-sostavili-reyting-cifrovizaciibankov.aspx.
19. Чепурина М.Н. Основы теории переходной экономики. – Киров: Кировская областная типография, 2019. – 320 с.
20. Экономика: Учебник для бакалавров / Нуралиев С. У., Нуралиева Д. С. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 432 с.
21. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 415 с.
22. Экономическая теория : учебник. – 2-е изд. / под общ. Ред. засл. Деятеля науки РФ Добрынина А. И. и засл. Деятеля науки РФ Журавлевой Г.П. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 747 с.