Фрагмент для ознакомления
2
Современный этап развития России, изменение социально-духовных и политических условий, вызывают необходимость осмысления народной художественной культуры в контексте духовно-нравственных ценностей и идеалов в процессе обучения и воспитания.
Духовно-нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, но основные акценты морального облика формируются именно в детском, подростковом и юношеском возрастах.
О необходимости и важности приобщения детей к культуре своего народа, проведено немало теоретических и практических исследований.
В период 1990-х и 2020-х годов исследованием проблем этно-художественного образования и воспитания занимались Т.И. Бакланова, Г.М. Гогоберидзе, Г.С. Голошумова, И.Ф. Гончаров, Е.И. Григорьева, А.В. Нестеренко, В.И. Солодухин, Т.К. Солодухина, Е.Ю. Стрельцова, Б.А. Филиппов, Т.Я. Шпикалова, Г.В. Якушкина, Е.В. Гайманова, М.И. Долженкова, Л.И. Васеха, Л.В. Ершова, И.Г. Ултургашева, Т.П. Воробьёва, Г.С. Голошумова, Е.В. Лялина и др.
Следует отметить, что работ, рассматривающих деятельность учреждений культуры в контексте этнокультурных преобразований, практически пока нет. Важен также вопрос, связанный с изучением истории возникновения и развития учреждений клубного типа, так как социокультурная деятельность – это своеобразный маркер разного рода трансформаций. В связи с вышеизложенным данная проблема требует более детального рассмотрения.
Ученые и педагоги сходятся во мнении, что нравственное и патриотическое воспитание школьников невозможно без применения культурно-этнических воспитательных способов, а обращение к отеческому наследию и вековым основам энтокультуры, воспитывает уважение и гордость за свою землю, и многие другие ценные человеческие качества, так необходимые подрастающему поколению.
При этом этнокультурное воспитание как целостный педагогический процесс передачи подрастающему поколению традиций, социальных норм и культурных ценностей этноса (народа) может стать неотъемлемой частью процесса становления личности человека, оказывать влияние на его социальное, нравственное, психическое и физическое развитие.
Данная педагогическая позиция ученых и педагогов помогает воспитать у детей не только интерес к культуре своего народа, но и уважительное отношение к культурным традициям других народов. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях….». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «…мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, так как оно является живым образцом в процессе развития и воспитания подрастающего поколения на основе традиций русского народа. Речь идет о воспитании внимательного и ответственного отношения к родному - родной земле, родному языку, родному народу» .
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования и Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 г. одной из задач школьного образования провозглашены «знание истории культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества» .
В ракурсе заявленных задач важнейшая роль отводится учреждениям дополнительного образования, которые являются той базой, где успешно может быть организован процесс этнокультурного развития личности детей через процедуру интеграции народных традиций в образовательный процесс.
Объектом исследования является процесс этнокультурного образования.
Предмет исследования – организация деятельности ГЦНТ с ориентацией на этническую культуру.
Цель исследования: раскрыть возможности ГЦНТ в решении задач этнокультурного образования и воспитания.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Приоритетные направления деятельности ГЦНТ г. Дудинка
1.1. Нормативная основа деятельности ГЦНТ
Успешность организации образовательного процесса становится возможной благодаря вариативности и гибкости содержания программ дополнительного образования, которые часто выходит за рамки государственных образовательных стандартов. А созданные условия, ориентированные на развитие творческого потенциала каждого обучающего, позволяют осуществлять «практическое «погружение» их в культурную традицию, которые преобладает во внеурочной деятельности, и в большей степени соответствуют природе традиционной культуры как живого организма, требующего постоянной реализации своих внутренних потенций».
В настоящее время в России существует множество детских, подростковых и юношеских объединений в рамках учреждений дополнительного образования детей, в которых в той или иной мере осуществляется процесс освоения детьми народных традиций. В большинстве своём, такие объединения ставят своей основной целью создание условий для поддержки и активизации личностного и духовного роста воспитанников через реализацию в учебно-воспитательном процессе дополнительных образовательных программ художественной направленности, основанных на народной культуре.
По направленности данные объединения могут быть:
• художественно-эстетическими (студии и мастерские русского народного костюма, фольклорные певческие коллективы, ансамбли народного танца);
• туристско-краеведческими (краеведческие кружки, археологические клубы);
• физкультурно-спортивными (секции русского кулачного боя);
• социально-педагогическими (мастерские декоративно-прикладного искусства) .
Как правило, свою деятельность такие объединения осуществляют на базе домов, дворцов, центров детского творчества, а также социально-культурных комплексов и домов культуры.
Организация педагогического процесса на основе познания традиционной народной культуры может осуществляться различными способами. Одним из них может быть комплексное изучение явлений и объектов традиционной народной культуры в процессе реализации разработанных образовательных программам.
Такие программы, имеют в своём содержании компоненты народной культуры, которые позволяют:
• значительно увеличить образовательные возможности детей;
• осуществить выбор и реализацию индивидуальной образовательной траектории;
• привлечь юных граждан к интересу изучения национальных традиций, сохранения и применению в современной жизни духовно-нравственных ценностей, заложенных в народной культуре.
Городской Центр народного творчества» был создан в 1991 г., как городской методический Центр и только согласно Положению о районных Центрах народного творчества, утвержденного коллегией окружного Управления культуры от 14 апреля 1994 г., приобрел статус ГЦНТ. В сентябре 1999 года Городскому Центру было выделено помещение.
Местонахождение Учреждения: 647000, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, город Дудинка.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Городской Центр народного творчества» является добровольным объединением сельских
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакинова С. Л. Духовно-нравственное воспитание через этнокультурный подход [Электронный ресурс] // Образование Ямала: ежеквартальный информационно-методический журнал. - 2015. - № 10. - Режим доступа: http://yamal-obr.ru/articles/duhovno-nravstvennoe- vospitanie-etnokult/
2. Головнева, Е.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е.В. Головнева. – М.: Высш. школа, 2006. – 256 с.
3. Ершова Л.В. Диалог культур как один из важнейших принципов реализации образовательной функции народного искусства: региональный аспект // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5.
4. Ершова Л.В. Становление непрерывной и преемственной системы этно-художественного образования: теория и практика: монография. Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2004. 195 с.
5. Зайцева И. А. Инновационные формы этнокультурного проектирования как средство духовно-нравственного воспитания молодежи // Научный поиск. - 2019. - Том 1. - № S3. - С. 19-22.
6. Зайцева И. А. Культурологические проекты студентов, как способ гражданско-патриотического воспитания молодежи // Социальные и культурные практики в современном российском обществе: материалы науч.-метод. форума. - Новосибирск, НГПУ, 2018. - С. 76.
7. Зайцева И. А. Типология инновационных форм этнокультурного проектирования // Этническая культура в современном мире: материалы VI Международ. науч.-практич. конф. / Под ред. Л. П. Куракова [и др.]. - Чебоксары, ЧГИКИ, 2020. - 20-23.
8. Зайцева И. А., Чиркова Н. В. Межкультурный диалог как способ патриотического воспитания молодежи: на примере проектов Самарского государственного института культуры // Социально-экономическое развитие России: сборник матер. Всерос. науч.-практич. конф. - Чебоксары: Среда, 2019. - С. 128-133.
9. Корнетов, Г.Б. Всемирная история педагогики: Учеб. пособие [Текст] / Г.Б. Корнетов Г.Б. – М.: Российск. открыт. ун-т, 1994. – 140 с.
10. Кулёв А.В. Организация процесса освоения детьми культурных традиций // Мы по солнышку живём: Освоение детьми народных традиций: Сб. информ.-метод. материалов / Под ред. Л.В. Байбородовой, Н.А. Мудровой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005.
11. Петрова, Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопедагогика [Текст] / Т.Н. Петрова.– М.: Прометей, 2000.– 201 с.
12. Рябова О.Н. Музейная педагогика как система параллельного образования // В сборнике: Наука, образование и культура Сборник научных статей VII международной научно-практической конференции. Шуя, 2017. С. 97-99.
13. Рябова О.Н., Некрасова А.И. Роль музейной педагогики в развитии творческих способностей школьников // Научный поиск. 2015. №1.1. С. 51-52.
14. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года // Преподавание истории в школе. 2015. № 9. С. 8-9.
15. Тайчинов, М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа [Текст] / М.Г. Тайчинов. – М.: Редакционно-издательский центр МГОПУ, 1999. – 199 с.
16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т Т. 2. Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. 496 с.
17. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании. О нравственном элементе в русском воспитании: Избр. пед. соч.: В 2 т. [Текст] / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1974.
18. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2014.
19. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Система непрерывного и преемственного этно-художественного образования в России: опыт разработки // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 93-98.