Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Издание является основным видом печатного, опубликованного, полиграфического документа. Это документ самостоятельно полиграфически оформленный, который предназначен для распространения содержащейся в нем информации, прошел редакционно-издательскую обработку, выполнен печатанием или тиснением, имеет выходные данные. К изданиям можно отнести все документы, которые выпускаются по планам издательств или внепланово любыми способами полиграфической печати на основе договоров с авторами.
Издание является документом, выполненным на бумаге. По печатной бумаге для различных способов печати различают издания на мелованной бумаге, книжно-журнальной, глазированной, на бумаге машинной гладкости.
Издание отличается от других видов документов своей спецификой оформления, конструкцией и особенностями полиграфического исполнения. Требования к его оформлению, набор типовых конструктивных элементов издания регламентированы специальными стандартами. В то же время конструкция каждого вида издания определяется целевым и читательским назначением, характером информации и может быть конкретизирована.
Основной частью изданий являются текстовые издания, содержание которых передается знаками естественного языка. Их основу составляет словесный (речевой, литературный) текст, построенный из фраз и слов, значение которых известно реципиенту (читателю) или может быть найдено в толковом словаре. Из элементарных составляющих – фонем – создаются слова, которые дают предложения и текст в сочетании друг с другом. Смысл текста всегда выражается вербально, письменно. Письменный текст является самым точным изображением речи.
Эволюция базирующихся на слове способов фиксирования информации, - это движение от закрепления устной речи, письменности к возможности тиражировать тексты, к книгопечатанию.
Особое место среди классификационных признаков текстовых изданий занимает целевое назначение и читательский адрес, которые дают возможность в единстве с характером изложения текста (т.е. жанром) определять различные типы изданий. Среди них: научное, официальное, научно-популярное, научно-производственное и др.
Все названные виды изданий требуют дальнейшего рассмотрения и изучения.
Целью работы является изучение характеристики типов и видов изданий.
Основными задачами курсовой работы являются:
− анализ общих и специфичных признаков типологизации изданий;
− описание характеристики типов текстовых изданий.
Цель и задачи курсовой работы определили выбор ее структуры. Курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной литературы.
В первой части работы «Классификация и типологизация изданий» излагаются общие и специфичные признаки типологизации изданий.
Во второй части работы «Типы текстовых изданий» непосредственно раскрывается тема курсовой работы и дается характеристика типов текстовых изданий.
В заключении подведены основные итоги курсовой работы.
1. Классификация и типологизация изданий
Издание – это подготовленное с целью передачи читателю содержащегося в нем литературного или изобразительного материала произведение печати (либо произведение, выпущенное в электронной форме).
Это произведение (документ), который прошел редакционно-издательскую обработку, изготовлен типографским или иным способом, содержит в себе информацию, которая отвечает требованиям государственных стандартов, других нормативно-правовых актов в отношении издательского оформления, предназначена для распространения и полиграфического и технического исполнения.
Издание имеет определенную внешнюю форму, установленные выходные сведения, соответствующее полиграфическое исполнение и художественное оформление.
Все материалы издания проходят редакционно-издательскую обработку.
Сущность издания отражается в его типологических признаках:
функциональное назначение,
читательский адрес,
характер информации,
структура.
Функциональное назначение издания связано с удовлетворением в определенной сфере общественной жизни и практики интеллектуальных, духовных потребностей.
Читательский адрес отражает имеющуюся в издании категорию потребителей информации. Он может быть достаточно конкретным или объединять различные читательские группы.
Характер информации отражает широту тематики, соотношение теоретического и эмпирического материала, глубину разработки темы и научных проблем в произведении, тип изложения, наличие нормативных сведений.
Структура издания представляет собой системное расположение, взаимосвязь и согласованность всех его материальных элементов и деление текста на основной и дополнительный.
Наличие содержательной основы является первым важнейшим отличительным признаком издания. Далее относится редакционно-издательская обработка произведения (документа) к числу необходимых признаков.
Издание, представляя собой один из видов документов, может определяться на основании признаков документа: содержания, материальной конструкции, периодичности, знаковой приро¬ды информации и т.п. Его типологическое многообразие, базируется как и документа в целом, на совокупности признаков, главными из которых являются целевое и читательское на¬значение, а также содержащейся в издании характер информации.
Согласно ГОСТ 7.60-90 Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу «СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения», изданием называется «документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения». Стандарт предусматривает 8 признаков классификации изданий: 1) по целевому назначению; 2) по степени аналитико-синтетической переработки информации; 3) по знаковой природе информации; 4) по материальной конструкции; 5) по объему; 6) по составу основного текста; 7) по периодичности; 8) по структуре.
Тип издания уточняет в свою очередь типовые особенности данной книги; тип издания дает дополнительную харак¬теристику книги с точки зрения ее типовых особенностей. Поэтому, говоря о типе книги н о типизированном оформлении книги, необ¬ходимо подчеркнуть, что при учете особенностей типа данной книги необходимо учитывать также и тип издания, так как этот момент дает ряд дополнительных материалов, дающих ориентировку в отно¬шении многих вопросов оформления книжной продукции.
При анализе особенностей той или иной книги должен быть обязательно выявлен тип издания, имеющий хотя и вторичное, но весьма важное значение.
Каждому типу книги свойственны определенные типы изданий. Тип книги определяет собой тип издания. Тип издания, являясь про¬изводным от типа книги, однако уточняет в свою очередь типовые особенности данной книги; тип издания дает дополнительную харак¬теристику книги с точки зрения ее типовых особенностей. Поэтому, говоря о типе книги н о типизированном оформлении книги, необ¬ходимо подчеркнуть, что при учете особенностей типа данной книги необходимо учитывать также и тип издания, так как этот момент дает ряд дополнительных материалов, дающих ориентировку в отно¬шении многих вопросов оформления книжной продукции.
При анализе особенностей той или иной книги должен быть обязательно выявлен тип издания, имеющий хотя и вторичное, но весьма важное значение.
Видовой ряд книжных изданий применяемый в настоящее время Российской книжной палатой, выглядит следующим образом: массово-политические, официальные, научные, научно-популярные, производственно-практические, учебные, справочные, информационные, рекламные, издания для досуга, литературно-художественные. Учитывая, что целевое назначение тесно связано с читательским адресом, в самостоятельный вид книжных изданий выделяют издания для детей. Целевое назначение и в более широко
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анастисян С. Что ждет нас в сфере книжных инноваций? / С. Анастисян // Книжная индустрия. - 2014. -№ 8. - С. 66.
2. Антонова С. Г. Развитие редактирования как учеб. дисциплины // Книга: Исслед. и материалы. - Москва: Наука, 2002. Сб. 80. - С. 247-253.
3. Антонова С. Г. Редактирование: общий курс: учебник / С. Г. Антонова, В. И. Соловьев, К. Т. Ямчук. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Шк. издат. и медиа бизнеса [и др.], 2011. - 314 с.
4. Барсук А.И., Баренбаум И.Е., Гречихин А.А. и др. Типология изданий – М.: Научная книга, 1990. – 253 с.
5. Гречихин A. A. Современные проблемы типологии книги / А. А. Гречихин. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. - 245 с.
6. Жарков И. А. К содержанию понятия «издательское редактирование» / И. А. Жарков // Книга. Исслед. и материалы. - Москва: Наука. - 2007. Сб. 87. - С. 59 - 66.
7. Карайченцева С. А. Предмет исследования - книжное искусство / С. А. Карайченцева// Книга. Исслед. и материалы. - 2015. - Сб. 103. - С. 154-159.
8. Коростелина В. В. Бумажная книга и электронные ресурсы: взаимопроникновение тенденций художественного оформления // Румянцевские чтения - 2014. Ч.1: материалы международной научной конф. (15-16 апр. 2014). Москва: Пашков дом, 2014. С. 350-355.
9. Кузнецова Т.В. Характерные особенности справочного издания//Делопроизводство. – №2002 - №1.
10. Куприянова Т. Г. Информационно-коммуникативная адаптация издательского дела в условиях цифровой революции / Т. Г. Куприянова // Книга: Сибирь - Евразия: труды I Международного научного конгресса. Том 3. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2016. - C. 18-24.
11. Куфаев М. Н. Избранные труды по книговедению и библиографоведению / Сост., вступ. ст. и коммент. И. Е. Баренбаума. -Москва: Книга, 1981. - 223 с.
12. Редакторская подготовка изданий : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изд. дело и редактирование» / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков [и др.]; М-во образования Рос. Федерации. Моск. гос. ун-т печати. - Москва: МГУП, 2002. – 466
13. Санкина Л.В. Общие и специфические признаки классификации изданий//Делопроизводитель. – 2001 - №3.
14. Сокова А.Н. Текстовое издание//Делопроизводитель – 2000- №2.