Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общение людей – это и коммуникация, в том числе. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретированию: весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологической знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важные характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации.
Вопрос застенчивости и порожденных ею проблем общения занимает одно из первых мест и в прогрессивной педагогической и психологической литературе. По этой причине актуальность данной проблемы огромна.
Застенчивость – это неготовность открываться общению с людьми, спровоцированное боязнью позора, либо попросту иррациональный страхом, который возникает из-за нежелания контактировать с неизвестностью.
Застенчивость считается одной из наиболее общераспространенных и наиболее непростых проблем межличностных отношений. Известно, то что застенчивость порождает несколько значительных проблем в общении людей и в их отношениях. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми людьми, негативные чувственные состояния в процессе общения, проблемы в выражении собственного мнения, чрезмерная сдержанность, неумелое представление себя, скованность в присутствии иных людей и т. д.
Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это может показаться преувеличением. Однако для подобного предложения есть значительные основания. Только весьма немногие утверждают, что никогда не страдали застенчивостью. Для многих людей застенчивость – это трагедия, которая не дает им жить полной жизнью. Застенчивость – это на самом деле, тайная индивидуальная проблема, принимающая масштабы настоящей эпидемии, и по этой причине её с абсолютным основанием можно охарактеризовать социальным заболеванием. Отличительные для нашего общества тенденции указывают на то, что в ближайшие годы положение будет ещё более проблемным, так как действующие в нем силы все более и более изолируют нас друг от друга, подстегивают в нас дух соперничества, и мы все больше ощущаем одиночество. Для того чтобы этого не произошло нам необходимо осознать, что же такое застенчивость, вследствие чего мы застенчивы, что она значит для самого стеснительного человека и людей, с которыми он встречается, и как она влияет на социум в целом.
Застенчивость - это явление общее и массово распространенное, по этой причине проблемой застенчивости занимались и российские, и зарубежные эксперты: Д. М. Болдуин , Е. И. Гаспарова , Ф. Зимбардо , Д. Изард , Т. О. Смолева и прочие.
Целью данной работы является рассмотрение роли застенчивости в межличностном общении.
Задачи:
- описать элементы процесса общения;
- охарактеризовать успех и неуспех в общении;
- проанализировать вопрос происхождения застенчивости;
- изучить особенности личности застенчивых людей;
- проанализировать проявление и негативные последствия застенчивости.
Объект исследования: застенчивость в психологической литературе.
Предмет исследования: психологические особенности застенчивости.
Многим застенчивость не дает реализовать свои возможности, радоваться жизни и они использовали бы все возможное, чтобы избавиться от этой проблемы. Но есть и такие, которых не беспокоит их застенчивость, наоборот, они рады, что обладают этим замечательным качеством.
Глава 1 Сущность межличностного общения
1.1 Общение: элементы процесса
Процесс коммуникации включает в себя следующие элементы:
1) Отправитель (тот, то генерирует сообщение для передачи информации);
2) Сообщение (информация, которая закодирована в символы);
3) Канал – способ передачи информации;
4) Получатель – тот, кому предназначена информация и кто ее интерпретирует.
В процессе общения отправитель и получатель проходят несколько этапов, которые между собой связаны. Задача – составление сообщения и применение канала для его передачи так, чтобы и отправитель, и получатель одинаково поняли исходную идею. Это может представляться сложным процессом, поскольку на каждом этапе смысл идеи может быть искажен и утрачен. Эти этапы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Простая модель процесса коммуникации
Рассмотрим каждый из этих этапов отдельно.
Генерирование идеи. Общение начинается с формулировки идеи или отбора информации. Отправитель принимает решение, какую важную идею или сообщение важно донести. Некоторые попытки дают сой уже на этом этапе, поскольку отправитель не уделяет времени на то, чтобы проанализировать или обдумать идею. Поэтому, важно для начала подумать, а потом говорить. Идея на этом этапе еще не нашла свое воплощение в словах или в форме, в которой она будет передаваться. Отправитель только принял решение, какую идею он хотел бы передать. Для эффективной передачи информации важно теперь учитывать несколько факторов.
Кодирование и выбор канала.
Перед тем, как передать сообщение (идею), отправитель кодирует ее в определенные символы в виде слов, интонации, жестов и языка тела. Также происходит выбор канала, который совместим с типом символов, которые применяются для кодирования (устная речь, письмо, электронная почта, видеозаписи и видеосвязь). В случае, если канал не подходит для физической формы выбранных символов, то осуществление передачи не является возможным. Если канал не соответствует сообщению, эффективность коммуникации также снижается . Приведем пример. Руководитель хотел бы поговорить со своим сотрудником о том, что он нарушил меры безопасности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1) Белоусова А. Б., Диагностика застенчивости // Журнал практического психолога. — 2020. — N 3. — С. 15-28
2) Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – М.; Воронеж. 2020.
3) Болдуин, Дж. М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода [Текст] / Дж. М. Болдуин. - М., 2011.
4) Буйлова Л. Н., Упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, застенчивости, тревожности у детей: методические рекомендации для педагогических работников // Дополнительное образование и воспитание. — 2018. — № 6. — С. 6-8
5) Вемъ А., Застенчивость и как с ней бороться. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2020. — 249, [1] с.
6) Гаспарова Е. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. - 1989. -№ 3. - С. 71-78.
7) Зимбардо Ф., Застенчивость : Что это такое и как с ней бороться. — СПб.. — Москва. — Минск. — Харьков : Питер Пресс, 1996. — 256 с.
8) Зимбардо Ф., Как побороть застенчивость. — Москва : Альпина Паблишер, 2013. — 307 с.
9) Изард И. Эмоции человека. - М., 1980.
10) Ильин Е. П., Психология страха : учебное пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01/44.04.01 "Педагогическое образование". — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2017. — 347 с.
11) Карнеги Д. Учебник жизни - М.: ЭКСМО-Пресс, 2020.
12) Келси Р., Код уверенности : [почему умные люди бывают не уверены в себе и как это исправить]. — Москва : Эксмо, 2015. — 315, [1] с.
13) Лысюк Л. Г., К вопросу о природе и путях преодоления неуверенности // Психология в вузе. — 2020. — N 2. — С. 105-117.
14) Свенцицкий А. Л. Социальная психология. - Москва : Проспект, 2019.
15) Слободская Е. Р., Вклад пола, возраста и чувствительности к подкреплению в структуру личностных черт и распространенных психологических проблем детей и подростков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2017. — Т. 14, № 1 (январь-март). — С. 123-139
16) Смолева Т. О. Психологическое неблагополучие ребенка в группе сверстников и его преодоление: монография. - 2-е изд., доп. - Иркутск, 2009. - 170 с.
17) Усова С., Детская застенчивость как следствие деструктивного семейного воспитания // Социальная педагогика. — 2019. — N 3. — С. 101-109.
18) Campbell G., Nonreactive Measures in the Social Sciences /with EJ.Webb, R.D. Schwartz, L. SechrestandJ.B. Grove, 1981. С. 355
19) Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire. Champaign: IP AT, 1970. - 274 p.
20) Kagan J., Reznick J.S., Snidman N. Biological basis of childhood shyness // Science. 1988. - №240. - P. 167-171.
21) Kaplan D.M. On Shyness // International Journal of Psychoanalisis. 1972. -№53. - P.43 9-453.
22) Pilkonis P.A., Zimbardo P.G. The Personal and Social Dynamics of Shyness // Isard C.E. Emotions in personality and psychopathology. New York: Plenum Press, 1979. -P.133-160.