Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Разные женщины, разные судьбы, разные образы представлены на страницах художественной литературы, журналистики, живописи, скульптуры, на экране кино. Образ настоящей женщины, созданный воображением создателя, можно встретить во всех жанрах и видах художественного творчества: от фольклора до самых современных проявлений культурной мысли. В русской культуре женщина предстает в самых разных ипостасях: тотем, древнее языческое божество, часто в роли воительницы, мстительницы, носительницы зла и доброй ведьмы, Девы, царской Девы, сестры, подруги, соперницы, невесты и т. д. Ее образ может быть красивым и уродливым, очаровательным и отталкивающим.
В целом высказанная Ф. М. Достоевским идея соединить в женщине " идеал Мадонны "и" идеал Содома " типична для русской культуры, что представляется вполне законным. В произведениях русской литературы создаются образы женщин, которые отражают национальные представления о важнейших качествах, присущих женскому полу. Это одна из главных привлекательных черт художественной литературы - ее способность раскрывать тайны внутреннего мира человека, выражать духовные движения так точно и ярко, как человек может это сделать в повседневной жизни. В психологии один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о человеческой душе, она рассказывает каждому читателю о себе.
Одним из способов создания образов в художественном произведении является характеристика портрета персонажей, посредством которой раскрываются определенные аспекты творческой индивидуальности писателя, особенности его метода.
Ф. М. Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель-философ. Почти во всех произведениях Достоевского мы погружены в мир вопросов, колебаний и духовной борьбы. Достоевского интересовала истина, которую человек пережил и пережил лично; истина, которую он нашел в результате трудного пути проб и ошибок, иллюзий, сомнений, проницательности.
Следует отметить, что на сегодняшний день женские образы в романах Ф. М. Достоевского не изучены до конца, в критической литературе отсутствуют достаточно полные портретные характеристики героинь этого произведения.
Цель нашей работы - исследовать женский идеал в дневнике Ф.М. Достоевского.
Для достижения цели дипломной работы необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть особенности создания женских образов;
-изучить два женских типа в произведениях Ф.М. Достоевского;
-определить методологические проблемы анализа дневника;
-провести исследование женского идеала в дневнике Ф.М. Достоевского.
Предмет работы - дневник Ф.М. Достоевского.
Объектом исследования данной работы являются женские образы дневника Ф. Достоевского.
Методы - анализ художественного текста, работа с критической, справочной и научно - популярной литературой.
ГЛАВА 1 Женские образы в произведениях Ф.М Достоевского
1.1 Особенности создания женских образов
В романах Достоевского мы видим много женщин. Эти женщины очень разные. Тема женской судьбы начинается с ”бедных " в творчестве Достоевского. Чаще всего финансово необеспеченный, а потому беззащитный. Многие женщины Достоевского унижены (Александра Михайловна, с которой жила Неточка Незванова, мать Неточки).
Да и сами женщины не всегда чувствительны к окружающим: Варя немного эгоистична, героиня “белых ночей "тоже подсознательно эгоистична, есть просто хищные, злобные и бессердечные женщины (принцесса из"Незвановой"). Он их не сажает и не идеализирует. У Достоевского нет одиноких счастливых женщин. Но счастливых людей не бывает. Счастливых семей тоже нет. Произведения Достоевского раскрывают трудную жизнь всех честных, добрых и сердечных людей [19].
В произведениях Достоевского все женщины делятся на две группы: расчетливые и чувствительные. В "преступлении и наказании" перед нами целая галерея русских женщин: проститутка Соня, Катерина Ивановна и Алена Ивановна, убитые жизнью, Лизавета Ивановна, убитая топором.
Образ Сони имеет две интерпретации: традиционную и новую, данную В. Я. согласно первой, героиня воплощает христианские идеи, по второй - она является носителем народной морали.
Соня воплощает фольклорный характер в своей недоразвитой "детской" стадии, и путь страдания заставляет ее развиваться по традиционной религиозной схеме - к бреду-неудивительно, что ее так часто сравнивают с Лизаветой.
Соня, которая за свою недолгую жизнь уже пережила все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить моральную чистоту незабвенного ума и сердца.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамович, Н. Женщины Достоевского - М.: Свобода, 2018.- 101 с.
2.Алексеев, М.В. Эстетическая многоплановость творчества Достоевского // Достоевский. Новые материалы и исследования - 2018. - С. 211-220
3. Гроссман, Л.П. Достоевский. - М.: Молодая гвардия, 2018. - 450 с.
4. Гус, С.М. Идеи и образы Достоевского. - М.: Глобол, 2017. - 592 с.
5.Двойнишникова, Т.Ф. Русская женщина в творчестве Ф.М. Достоевского: интерпретации в литературоведении Востока и Запада. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017. - 559 с.
6. Жеребкина, И.А. Подчиниться или погибнуть, парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века // Русская женщина и православие. -2017. - №6 - С. 71-84.
7.Захаров, В.Н. Проблемы изучения Достоевского. - М.: Наука, 2018. - 286 с.
8.Кардапольцева, В.Н. Женские лики России. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2020. - 158 с.
9.Кашина, Н.В. Эстетика Достоевского. - М.: Худ. лит-ра, 2016. - 411 с.
10. Касаткина Т.В. Характерология Достоевского - М.: Наследие, 2019 - 78 с.
11.Красикова, Е. В. Женские образы в «любовном тексте» романа Ф. М. Достоевского // Молодой ученый. - 2020. - № 47 (337). - С. 454-456.
12. Кропоткин, В.Я. Мир Достоевского. Этюды и исследования. - М.: Кнорус, 2020. - 375 с.
13.Лурье В. М. Догматика «религии любви»: Догматические представления Достоевского // Христианство и русская литература. - 2016. - Сб. 2. - С. 90-99
14. Назиров Р.О. Творческие принципы Достоевского- Саратов, 2017. - 236 с.
15. Одиноков, В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского. - Новосибирск: Наука, 1981. - 736 с.
16.Петровский, Ю. Нравственный идеал Достоевского // Звезда. - 2021. - №11. - С. 23-25.
17. Переверзев, В.Р. Творчество Достоевского - М.: Современник, 2019. - 663 с.
18.Рябов, О.В.Русская философия женственности (XIX-XX века). - Иваново, 2019. - 360 с.
19. Селезнев, Ю.И. В мире Достоевского. - М.: Крокус, 2021. - 543 с.
20. Фридлендер, Г. Достоевский и мировая литература. - Л.: Наука, 2016. - 378 с.
21. Щенников, Г.К. Многообразие в единстве. О языке героев Достоевского// Русская речь - 2021. - №6. - С.25-29
22. Шкловский, В. За и против. Заметки о Достоевском. - М.: Наука,20107. - 227 с.
23.Чирков, Н.М. О стиле Достоевского. - М.: Наука, 2017. - 188 с.
24.Чичерин, А.В. Достоевский искусство прозы //Достоевский - художник и мыслитель: сб. статей. -2017. - С. 31- 34.
25. Этов, В.И. По закону трагедии: Сюжет и характер в романе Достоевского // Литературная учеба - 2019. - №2. - С. 18-22.
26. Якушин, Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве- М.: Русское слово, 2018. - 128 с.