Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Метод управления представляет собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Существование множества методов обуславливается сложностью процессов управления. Методы управления не исключают, дополняют друг друга, так как каждый характеризуется способом реализации целей управления. Существуют два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей, которые составляют всеобщие методы социального управления: убеждение и принуждение.
Российское государство, являясь по самой своей природе, определенной в основах конституционного строя, демократическим государством (ст. 1 Конституции Российской Федерации [4]), выстраивает отношения с населением, прежде всего на убеждении граждан в правильности проводимой государством политики и только потом - на применении принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с волей большинства. Актуальность проблемы административного принуждения, а также развития этого правового явления обусловлена тремя основными факторами:
1. Экономическим. Он состоит в том, что государство стремится построить рыночную экономику и испытывает в связи с этим потребность в государственном регулировании рыночных отношений, при этом принуждение в определенных пределах становится необходимым для этого правовым средством.
2. Политическим. Политический фактор состоит в том, что без применения метода принуждения невозможно обеспечить реализацию провозглашенных и закрепленных Конституцией РФ основных прав и свобод граждан; нельзя создать и поддерживать режим законности в сфере деятельности органов исполнительной власти, в сфере функционирования административно-властных правовых отношений. Только возможность принуждения позволяет обеспечить защиту государства, поддерживать общий правопорядок, механизм государственного управления, экологии и других важных разновидностей общественных отношений.
3. Правовым. Значение принуждения в правовой области состоит, в частности, в том, что его применение позволяет создать в стране новое и реформировать старое административное законодательство, которое регулирует общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а также устанавливает меры административного принуждения, административной ответственности, регулирует порядок производства по делам об административных правонарушениях.
Объект: общественные отношения, возникающие при осуществлении принуждения в сфере государственного управления.
Предмет: правовые нормы, регулирующие отношения по поводу административного принуждения, содержащиеся в Кодексе об административных правонарушениях.
Цель: рассмотреть административное принуждение
Задачи:
- рассмотреть понятие и особенности административного принуждения;
- изучить принципы применения административного принуждения;
- дать характеристику отдельных мер принуждения в административном праве.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНУЖДЕНИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ, ЕГО ВИДЫ
1.1. Понятие и особенности административного принуждения
Универсальные методы воздействия на сознание и волю людей, выступающих в качестве субъектов управления, - убеждение и принуждение.
«Принуждение как метод состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение личности» [9, с.36]. В случае неисполнения воли субъекта управления последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу объекта управления с целью преобразования его воли, подчинения воле субъекта управления.
Анализ существующих взглядов на содержание государственного принуждения позволяет выделить следующие его характерные признаки [12, с.42]:
1. Субъектами применения государственного принуждения выступают компетентные государственные органы, их должностные лица и иные специально уполномоченные законом субъекты, обладающие специальными силами и средствами.
2. Государственное принуждение представляет собой внешнее психическое или физическое воздействие на сознание, волю и поведение субъектов.
3. Государственное принуждение применяется при наличии соответствующих оснований.
4. Государственное принуждение применяется для достижения определенных целей. В зависимости от вида государственного принуждения такими целями могут быть: предупреждение противоправных деяний и иных нежелательных для общества и государства последствий, вызванных экстремальными социальными условиями; пресечение противоправных деяний; восстановление существовавшего до причинения вреда положения вещей; обеспечение законного порядка возникновения, реализации и развития материальных правоотношений; наказание правонарушителей.
5. Государственное принуждение реализуется в виде соответствующих мер, являющихся юридическими последствиями несоблюдения правовых предписаний.
В российском законодательстве до настоящего времени отсутствует понятие административного принуждения, при этом некоторыми исследователями (что также дискуссионно) «вместо понятия административного принуждения предлагается термин «административно-правовое принуждение», так как административное принуждение намного шире административно-правового. Оно нередко связано с произволом и насилием. В отличие от уголовной ответственности для административного принуждения правовая форма еще не стала таким атрибутивным свойством» [24, с.29].
Несмотря на разнообразие теоретических подходов к пониманию термина «административное принуждение», в науке административного права административное принуждение рассматривается как отраслевая разновидность правового государственного принуждения, регламентированная нормами административного и административно-процессуального законодательства [17, с.46].
Для административного принуждения, как и для других составляющих государственное принуждение отраслевых видов, характерен ряд отличительных признаков. К ним можно отнести следующие [22, с.53].
1. Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления.
2. Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Компетенцией по применению мер административного принуждения обладают судебные органы, органы государственной исполнительной власти, муниципальные и коллегиальные органы, а также общественные организации в случае делегирования государственно-властных полномочий. Вместе с тем в большинстве своем меры административного принуждения применяются многочисленными административно-юрисдикционными органами, осуществляющими охрану и обеспечение нормального порядка развития общественных отношений несудебными способами. Так, например, в соответствии с гл. 23 КоАП РФ применение мер административного наказания осуществляется 69 органами государственной исполнительной власти [27, с.56].
3. Административное принуждение характеризует в том числе внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполни- тельной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд.
4. Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется.
Характерно, что, наряду с административным правонарушением одним из оснований применения мер административного принуждения выступает преступление. Так, сотрудник полиции уполномочен применять физическую силу или специальные средства, в том числе для пресечения преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 20, п. 2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 7 февраля 2014 г. № 3-ФЗ «О полиции» [7]).
Можно выделить и другой подход к пониманию содержания административного принуждения, рассмотрев данный институт исключительно в рамках административно-правового регулирования [14, с.33]. В данном случае в основу разграничения административного принуждения и других видов государственно-правового принуждения должны быть положены два базовых критерия: первый - правовое положение лица (субъекта права), в отношении которого применяется соответствующая мера публичного принуждения, второй
- сфера правового регулирования, в рамках которой реализуется государственно-властное воздействие на соответствующих участников правоотношений. Исходя из этого, административным принуждением будет являться лишь правоохранительная и правоприменительная деятельность соответствующих органов исполнительной власти и их должностных лиц, которая реализуется исключительно в отношении граждан, не обладающих особым правовым статусом (осужденные, подозреваемые, обвиняемые и др.), либо организаций, нарушающих законодательство в сфере государственного управления. Порядок, основания и правовые последствия применения данного принуждения регламентируются нормами материального и процессуального административного законодательства. Представленный подход позволяет нам говорить об административном принуждении в узком смысле, где наряду с административным выделяются такие виды государственного принуждения, как:
- финансово-правовое;
- дисциплинарное принуждение;
- уголовно-процессуальное принуждение;
- уголовно-исполнительное принуждение;
- гражданско-правовое принуждение.
Но этот подход не является общепринятым в науке административного права; более логичным представляется широкий подход к определению понятия «административное принуждение».
5. Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности, что отличает его от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно- служебных отношений.
Процессуальный порядок его применения отличается оперативностью, относительной простотой и экономичностью.
Так, в относительно недавно принятом Кодексе административного судопроизводства [2] нашли закрепление требования современного судопроизводства и вводится упрощенная процедура административного судопроизводства. «Для обеспечения защиты субъективного публичного права (интереса) существенное значение имеет установление эффективного производства по административным и иным публичным делам. Принятие Кодекса административного судопроизводства РФ - результат конструирования однотипного порядка рассмотрения и разрешения единых по своей публично-правовой природе дел» [10, с.58].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Консультант Плюс.
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Консультант Плюс.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Консультант Плюс.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант Плюс.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // Консультант Плюс.
6. Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.06.2013 N 108-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
7. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
8. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
Литература
9. Административная деятельность органов внутренних дел. Общая часть. / Под ред. А.П. Коренева. - М.: Щит-М., 2019. - 512 с.
10. Аксенова О.В., Алешукина С.А., Антонова Н.А. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (поглавный) / Под ред. А.А. Муравьева. М.: Проспект, 2018. - 564 с.
11. Анисимов П.В., Симухин В.Д., Симухин А.В. Административная ответственность в Российской Федерации. - М.: Проспект, 2017. - 544 с.
12. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. - М.: Проспект, 2018. - 822 с.
13. Бондарчук Р.Ч., Вержбицкий А.Б., Виноградов В.А. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: Академия, 2019. - 471с.
14. Гришин Д.А. К вопросу о понятии и содержании административного принуждения, применяемого сотрудниками ФСИН России // Административное право и процесс. - 2020. - № 1. - С. 33.
15. Данченко С.П. Новое в применении наказаний за административные правонарушения // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2021. - № 4. - С. 53.
16. Калинина Л.А. Роль административной науки в совершенствовании законодательства об административных правонарушениях. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
17. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: монография / Под общ.ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. - 406 с.
18. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. - М.: Юрист, 2017. - 734 с.
19. Николаева Л.А. Административная ответственность как охранительное правоотношение // Административная ответственность. - 2019. - № 2. - С. 34.
20. Панова И.В. Еще раз о двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2021. - № 8. - С. 34.
21. Паукова Ю.В. Административное выдворение, депортация и реадмиссия как механизм удаления иностранных граждан и лиц без гражданства с территории РФ // Административное право и процесс. - 2020. - № 1. - С. 61.
22. Попов Л.Л. Административное право: Учебник. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2018. - 790 с.
23. Россинский Б.В. Административная ответственность. - М.: Норма, 2018. - 794 с.
24. Сафоненков П.Н. Административное принуждение, применяемое таможенными органами, как научная проблема // Административное и муниципальное право. - 2021. - № 4. - С. 29.
25. Сафоненков П.Н. Система принципов административного принуждения // Административное и муниципальное право. - 2021. - № 5. - С. 41.
26. Симонова Е. Основные направления совершенствования административного законодательства РФ в области предупреждения административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства // Арбитражный и гражданский процесс. - 2017. - № 11. - С. 39.
27. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: монография. М.: Норма, 2015. 496 с.
28. Чикин Д.С. Преступление с административной преюдицией как вид сложного единичного преступления // Российский следователь. - 2019. - № 23. - С. 17-18.
29. Шатов С.А. О некоторых проблемах института административной ответственности // Российская юстиция. - 2021. - № 8. - С. 21.
Судебная практика
30. Апелляционное определение Московского городского суда от 26 января 2016 г. по делу № 33а-600/2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
31. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 26.11.2015 по делу № 33 – 8267/2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
32. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 № 02АП-2453/2016 по делу № А82-18219/2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
33. Постановление Кемеровского областного суда от 21.01.2015 по делу № 4а-88/2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
34. Постановление Оренбургского областного суда от 03.07.2015 по делу № 4а – 334/2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
35. Постановление Алтайского краевого суда от 30 декабря 2015 г. № по делу № 4А-1196/2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
36. Постановление Тюменского областного суда от 15 января 2016 г. по делу № 4А-22/2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
37. Постановление Свердловского областного суда от 08 февраля 2016 г. № 4а-57/2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.