Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и компетентного руководства. Самоуправление - это, в первую очередь, самоорганизация, умение управлять собой, управлять процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, в общении, в деловом мире. Лидер должен быть настолько способным выполнять свою работу, чтобы эффективность была максимальной [1].
Самоменеджмент - последовательное и целенаправленное использование проверенных методов работы в повседневной практике, чтобы оптимально и осмысленно использовать свое время. Главная цель самоменеджмента - максимально использовать свои возможности, сознательно управлять ходом своей жизни (самоопределение) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.
Каждому человеку в целом и особенно тому, к то готовит себя к работе организатора - менеджера или уже является таковым , в первую очередь, необходимо уметь поворачивать ситуацию, для которой беспорядок действий, вызванный внешними обстоятельствами, типичный для ситуации направленных и достижимых задач. Даже когда различные задачи ложатся на вас со всех сторон, а работа напрямую переполняется, благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда можно лучше выполнять свою работу, выделяя резерв времени (в том числе для досуга) каждый день для выполнения функций лидерства [2].
Многие менеджеры слишком сосредоточены на процессе деятельности, а не на ее результатах. При таком подходе они предпочитают:
- делать все правильно, вместо того, чтобы делать правильные вещи;
-решать проблемы вместо создания творческих альтернатив;
-экономить средства вместо оптимизации использования средств;
-выполнять обязанности вместо достижения результатов;
-уменьшать затраты вместо того, чтобы повышать прибыль.
Л. Зайверт дает практические рекомендации тем, кто хочет улучшить свое непосредственное выполнение функций менеджера, меньше работает на работе, более эффективно выполняет свои задачи с меньшим временем, предотвращает стресс, повышает свою квалификацию. Он предлагает контролировать то, что нам часто не хватает - время - путем составления рабочих планов, где каждому виду деятельности должно быть приписано место с указанием временного интервала, то есть, определить, какая доля свободного времени, с которой вы можете научиться контролировать себя и контролировать выполнение повседневных задач.
Целью работы является исследование технологий самоменджмента, которые можно использовать при поступлении работу менеджеру.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность и технологии самоменджента;
- охарактеризовать технологии самоменджмента в организации;
- предложить мероприятия по совершенствованию технологий самоменеджмента в организации при поступлении на работу.
Объектом исследования является организация, а предметом исследования является оценка использования технологий самоменеджмента организации при поступлении на работу.
1.Теоретические основы самоменджмента
1.1. Сущность и содержание понятия «самоменджмент
Самоменеджмент – это относительно новое понятие в управленческой науке. Его возникновение во многом связано с переосмыслением содержания деятельности личности и более глубоким пониманием процессов самодеятельности, протекающих внутри организации. В процессе развития самоменеджмента как науки подходы к его определению, сфере применения и возможному инструментарию неоднократно изменялись, так что даже к настоящему времени большинство из базовых понятий до конца не является строго определенным.
Первоначально самоменеджмент рассматривался исключительно как совокупность технологий управления временем. Такое его понимание закрепилось в основном благодаря книге Л. Зайверта «Ваше время - в ваших руках», в которой самоменеджмент определяется как «последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время».
Отождествление самоменеджмента и тайм - менеджмента имело место вплоть до конца ХХ века, а в зарубежных и популярных публикациях оно встречается и до настоящего времени.
В настоящее время самоменеджмент определяют как управление собственными ресурсами, т.е. умение их приобретать, сохранять, развивать и рационально использовать и быть успешным и самодостаточным человеком.
Основные цели самоменеджмента:
максимальное использование времени и своих возможностей;
сознательное управление течением жизни;
преодоление внешних обстоятельств как на работе, так и в личной жизни.
Выделение и специальное рассмотрение многими специалистами в области менеджмента вопросов деятельности именно менеджера обусловлено важным значением данной проблемы, а именно:
организация работы менеджера в значительной мере определяет результативность, эффективность его деятельности;
работа менеджера оказывает существенное влияние на результативность деятельности подчиненных руководителей, специалистов и других работников;
деятельность менеджера в значительной мере определяет результаты функционирования возглавляемой им организации или подразделения;
оплата труда менеджера, как правило, существенно превышает оплату труда других работников, что требует эффективного использования данного труда;
применение самоменеджмента способствует рациональной организации деятельности менеджера.
Рассматривая профессиональную компетентность как процесс и результат выбора руководителем собственных позиций, целей и средств самоосуществления, можно представить технологию самоменеджмента в аспекте последовательного выполнения конкретных функций в несколько этапов (Приложение 1).
Перечисленные этапы можно представить как своего рода круг, так как она имеет замкнутый цикл. Однако, прежде чем проводить этапы нужна мотивация или самомотивация человека, которая является отправной точкой самоменеджмента. Далее идет наверно самая сложная фаза – самопознание. Руководитель должен критически оценить свои возможности и потенциалы, выяснить, что ему не хватает в работе – коммуникабельности, знаний, рассудительности, смелости и т.д.
Только если он честно определит свой потенциал, то станет возможным двигаться далее и выстроить дальше свою уникальную технику самоменеджмента. И тут перед ним раскрываются множественные аспекты – правильная работа с информацией, тайм-менеджмент, коммуникабельность, устойчивость к стрессу, различные физические упражнения, планирование рабочего дня.
1.2. Технологии самоменджмента
Рассмотрим подробнее возможные технологии самоменеджмента.
Работа с информацией – трудоемкий и достаточно долгий процесс. Каждый день руководителю приходится общаться с документацией, и бывает так, что он на целый день зарывается в кипе бумаг. Здесь важно отделить нужную на сегодняшний день информацию, и изучать её по оглавлениям, выбирая именно ту, которая наиболее для него важна. Также полезно было бы овладеть различные техниками чтения, которые значительно убыстряют данный процесс.
Тайм–менеджмент или планирование – аспект, который уже давно используется в странах успешного менеджмента. Доказано, что если руководитель полностью планирует свой рабочий день, то время, затраченное на профессиональную деятельность, уменьшается на 20%. Итак, этот процесс начинается с планирования своей карьеры – чего хотелось бы достигнуть и какими путями. Далее идет стратегическое планирование – на 5 лет, потом на год, на квартал, на месяц и на день. Руководитель в процентном соотношении должен определить, сколько времени он сегодня потратит на работу с информацией, сколько на переговоры, коммуникацию с подчиненными, обдумывание важных решений. Самое главное – четко придерживаться такого плана.
Казалось бы, невозможно полностью спланировать рабочий день, но здесь есть еще два немаловажных фактора: руководитель должен также отводить время для чрезвычайных ситуаций, которые не могут быть изначально спрогнозированы.
Делегирование полномочий – важнейшая часть менеджмента. Руководитель, если передает часть работы своим подчиненным, выигрывает вдвое. Во-первых, он освобождается от работы, получая бесценное время, а во-вторых – коллектив работает намного продуктивнее, поскольку понимает, что на него возложена ответственность и что их руководитель ему доверяет.
Существует небольшой свод правил, исполнение которых, позволяет руководителю оптимальней использовать свои ресурсы:
- никогда не делайте работу дома.
- уделяйте своей семье выходные
- ложитесь пораньше
- ведите здоровый образ жизни
В контексте тайм-менеджмента время рассматривается как ключевой
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. - М.: Политиздат, 1985. - 236 с.
2. Андреев, В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий, 2021. - 608 с.
3. Архангельский Г. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы, 2019.
4. Бычин В.Б., МалининС.В., Шубенкова Е.В. Организация и нормирование труда: Учебник для вузов. М.: Издательство “Экзамен”, 2019.
5. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / Пер. с англ.: учеб. пос. М.: Издательский дом «Вильямс», 2021.
6. Дуранов, М. Е. Педагогическая психология управления профессиональным образованием студентов в высшей школе: учеб. пособие / М. Е. Дуранов, А. М. Баскаков, И. С. Ломакина; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -Челябинск, 2020. - 288 с.
7. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М.: Экономика, 2021.
8. Кирьякова, А. В. Самоорганизация времени как фактор формирования «образа будущего» студента университета: моногр. / А. В. Кирьякова, Т. Н. Козловская. - Н. Новгород: ВГИПА, 2021. - 142 с.
9. Максакова, В. И. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Максакова. - М.: Академия, 2021. - 208 с.
10. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для пед. вузов и ссузов / В. А. Миже-риков, М. Н. Ермоленко. - М.: Пед. о-во России, 2020. - 268 с.
11. Модель, И. М. Профессиональная культура муниципального депутата / И. М. Модель. - Екатеринбург, 1993. - 190 с.
12. Ноздренко, Е. А. Самоменеджмент в организации обучения студентов / Е. А. Ноздренко // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1. - С. 81-82.
13. Пидкасистый, П. И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый. -М.: Пед. о-во России, 2019. - 354 с.
14. Пономарев Я. Введение в административный и экономический менеджмент. СПб. 2020.
15. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования / А. Хуторской // Нар. образование. - 2019. - № 2. - С. 58-64.
16. Шурупова А.С. Стратегия социально-экономического развития региона на основе управления знаниями // Фундаментальные исследования. 2021. No8 -5. С. 1170.
17. Шурупова А.С. Эволюция экономики, основанной на знаниях // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. No4. С. 63.