Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В настоящее время большое внимание в ДОУ уделяется решению задач, связанных с развитием творческих способностей дошкольников.
Общество заинтересованно в расширении творчества также и в системе образования с целью прогрессирования. Эта возможность предоставляется только при условии интенсивности творческого педагогического воздействия на развитие механизмов личности (чувства, вкуса, оценки, идеала, потребности и интереса).
У каждого воспитателя есть свои моральные ценности, вкусы и увлечения, с которыми он работает. Деятельность педагога требует творческого подхода, новшества, готовности искать актуальные, нетрадиционные формы работы с детьми, открывающие простор их творческому мышлению, вместе с пробуждением эмоциональных реакций.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлены на развитие у дошкольников понимания произведений искусства (музыкального, словесного, изобразительного) и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора, художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Именно дошкольный возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления и воображения.
Исследованиями вопросов развития творческих способностей в процессе конструирования занимались такие авторы как: И.В. Антонова, Л.А. Большакова, Е.А. Величкина, Н.Ю. Дмитриева, Т.Г. Казакова, Н.В. Лисянская, Л.А. Петровская, Н.Н. Фоминых, Д.Б. Эльконин и др.
Конструирование из природного материала в детском саду развивает все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, а также наблюдательность, фантазия и творчество. Следовательно, предпочтение следует отдавать таким видам детской деятельности, которые позволяют дошкольникам осваивать свойства различных материалов, активно действовать с ними.
Объект исследования: творческие способности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала.
Цель: рассмотреть формирование художественного творчества в процессе организации занятий по конструированию дошкольников в нетрадиционной форме в условии детского сада.
Задачи:
- дать характеристику понятий «творческие способности» и «конструирование»;
- изучить задачи развития творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала;
- рассмотреть формы, методы и условия обучения конструированию старших дошкольников.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- наблюдение
Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, 1 главу, 3 параграфа, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА
1.1 Характеристика понятий «творческие способности» и «конструирование»
Проблеме развития творчества детей посвящены исследования многих ученых которые считают что творческая активность, проявляется художественно-творческой деятельности.
Л.А. Большакова определяет творческие способности как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлеченности, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности [3, с.39].
Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться, познавать и умение находить решения в нестандартных ситуациях, это направленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Л.С.Выготский утверждает, именно творческая деятельность ребенка, которая приводит к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социокультурного опыта Они доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения [6, с.73]. Так, Т.А. Дьякова указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Развитие творческой способности происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами уже в дошкольном возрасте [9, с.41].
У ребенка может удачно развиваться способность понимать прекрасное не только умом, но и чувством только когда он не является пассивным объектом эстетического воздействия, а активно воссоздает художественные образы и участвует в формах художественной самодеятельности, которые ему доступны и, принимая участие в художественной самодеятельности, он получает возможность к самореализации, развитию индивидуального мира, что способствует развитию его творческих способностей.
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, приведение в определенный порядок, взаимоотношение и построение различных отдельных частей, предметов, элементов. Под детским конструированием Л.А. Парамонова понимает создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материала [15, с.68].
Следовательно, конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, которая соответствует его функциональному назначению.
Постройки, поделки, созданные детьми, используются в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовольствие. Она не только формирует практические навыки и умения, но и развивает все психические процессы, особенно творческое мышление.
Ценность конструирования из природного материала заключается в следующем:
1. Она развивает способности ребенка, его творческие умения.
2. Конструирование влияет на развитие личности и волевую сферу ребенка. Опыт, который получил ребенок, в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
3. Конструирование отвечает интересам и потребностям детей дошкольного возраста.
4. Работа с природным материалом не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию. При конструировании из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, лучше знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
5. Конструирование способствует формированию умения учиться, что развивает способность произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, которая необходима для сознательного усвоения знаний [14, с.71].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова И.В. Роль конструирования в развитии сенсорных и мыслительных способностей детей дошкольного возраста. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
2. Березина В.Г. Детство творческой личности. - М.: Академия, 2019. - 471с.
3. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
4. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с разными материалами. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
5. Величкина Е.А. Конструирование из природных материалов в детском саду. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М: Просвещение, 1997. - 336 с.
7. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
8. Дмитриева Н.Ю. Поделки из природных материалов. - СПб.: Феникс, 2018. - 217 с.
9. Дьякова Т.А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018. - 345 с.
10. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018.- 505 с.
11. Калачева Т.Г. Творческий проект «Природный материал - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». - М.: Весь Мир, 2019. - 188 с.
12. Карпинская И.З. Роль природного материала в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. - М.: Проспект, 2019. - 259с.
13. Лисянская Н.В. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из природного материала. - М.: Проспект, 2019. - 336 с.
14. Овчинникова Н. В. Художественный труд в ДОУ // Молодой ученый. - 2021. - №20. - С. 71.
15. Парамонова Л.А. Конструирование из природного материала. - М.: Эксмо, 2018. - 309 с.
16. Петровская Л.А. Поделки из природного материала. // Дошкольное воспитание. - 2020. - №8. - с. 96.
17. Рыкова Н.В. Дошкольное воспитание. Конструирование и его роль в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2018. - 677 с.
18. Фоминых Н.Н. Создание поделок из природного материала в детском саду. - М.: Академия, 2019. - 471с.
19. Шибаева О.В. Конструирование из природного материала. - М.: Просвещение, 2018. - 382с.
20. Эльконин Д.Б. Развитие конструктивной деятельности дошкольников. // Миг. - 2019. - №3. - С.14-15.