Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Туризм обеспечивает средствами к существованию миллионы людей, а миллиардам дает возможность по достоинству оценить культурную самобытность своего народа и народов других стран, а также богатство природы. В некоторых странах доля этого сектора в ВВП может составлять более 20 процентов, и в целом туризм является третьей по величине экспортной отраслью мировой экономики.
По данным ФНС и Правительства РФ, туристическая отрасль – одна из наиболее сильно пострадавших от пандемии СOVID-19 и получивших приоритетную поддержку.
Резкое сокращение спроса на туристические услуги, введение жестких санитарных ограничений на функционирование предприятий сферы развлечений, гостеприимства, общественного питания и отдыха, общественного транспорта негативно повлияло на динамику показателей деятельности туристических предприятий. Именно поэтому, исследования путей дальнейшего развития туристической сферы в условиях пандемии коронавируса COVID-19, а также поиск путей выхода из системного кризиса и направлений оптимизации механизмов регулирования туристической деятельности в новых реалиях существования мирового сообщества приобретают в наше время особую актуальность.
Цель: индустрия туризма в условиях пандемии.
Поставленная цель конкретизировалась в следующих задачах:
– раскрыть специфику кризисов в сфере туризма
– рассмотреть основные эпидемии и их влияние на сферу туризма;
– раскрыть вопрос влияния пандемии и состояние международного туризма в 2020-21 гг;
– рассмотреть политика стран в сфере туризма в период пандемии;
– проанализировать влияние пандемии на туризм в России;
– раскрыть развитие внутреннего туризма в условиях пандемии;
– проанализировать возможные перспективы развития туризма на пандемийный и постпандемийный период.
Объекты исследования – сфера туризма.
Предмет исследования – анализ влияния Covid-19 на туризм.
В основу исследования положены аналитические, статистические и прогнозные материалы Всемирной туристической организации (UNWTO), Всемирной организации здравоохранения (WHO), Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), Всемирного совета путешествий и туризма (WTTC). Использованы следующие методы исследования: аналитический, статистический, прогнозный, сравнительно-географический.
1. Эпидемиологический фактор развития туризма
1.1. Специфика кризисов в сфере туризма
Как показывает мировой опыт, кризисы не только неизбежны, но и в определенном смысле необходимы, поскольку они связаны не только с негативными явлениями и процессами - кризисы почти всегда открывают дополнительные возможности для дальнейшего роста и развития.
Термин «кризис» (греч. krisis - решение, поворотный пункт) в самом широком смысле обозначает резкое изменение, крутой перелом, сложное переходное состояние чего-либо. Существует множество различных трактовок этого понятия, отражающих особенности неустойчивого состояния явления или процесса, когда имеющиеся средства достижения целей становятся неэффективными .
Можно выделить различные классификации кризисов:
– по степени управляемости (управляемые и неуправляемые);
– по продолжительности (долговременные, среднесрочные, краткосрочные);
– по природе возникновения (экономические, управленческие, технические);
– по масштабам (микроэкономические, макроэкономические) и др.
На туристскую деятельность оказывает влияние множество факторов экономического, политического, общественного, природного и технического характера, в числе которых:
– терроризм, процесс обеспечения безопасности туристов, техногенные катастрофы;
– неравномерное распределение туристских потоков;
– политическая нестабильность в некоторых регионах мира;
– затянувшаяся мировая рецессия;
– волатильность валютных курсов;
– приоритет национальных, а не международных норм в туризме и т.п.
Примечательно, что туризм в кризисных ситуациях является достаточно уязвимым видом экономической деятельности, быстро реагируя на происходящие изменения, в то время как период восстановления бывает относительно непродолжительным. При этом спрос на туристские продукты и услуги сокращается, но полностью не угасает.
Снижение мировых туристских потоков вместе с тем усиливает конкуренцию в сфере туризма. Специфика управления данным видом экономической деятельности в том числе состоит в том, что для ее развития усилий частного сектора недостаточно. Туризм предполагает формирование соответствующей инфраструктуры, требующей огромных финансовых затрат, что невозможно без участия государства.
Если мы вернемся к опыту 1950-х - начала 1960-х гг. в мировом туризме, то заметим, что темпы роста туристских прибытий, несмотря на нестабильную экономическую обстановку, оставались достаточно высокими. Это дало основание выдвинуть предположение, что туризм не подвержен кризисам. Однако во время последующего экономического кризиса в 1966-1967 гг. темпы роста туристских прибытий стали снижаться. Следующий спад в международном туризме наблюдался в 1973-1974 гг., что было связано с энергетическим кризисом. Очередной серьезный спад в туризме пришелся на 1982-1982 гг. в результате мирового циклического экономического кризиса (кризис типа «длинных волн», продолжительность которого 50-60 лет). Трудным для туризма оказался и 2009 год, что было обусловлено вновь экономическими причинами, а также эпидемией гриппа А (H1N1) и политическими факторами в разных странах (в том числе в Таиланде и Греции) .
По оценке Всемирной туристской организации, количество международных туристских прибытий увеличивается быстрыми темпами при экономическом росте 4% в год и выше. Если же экономический рост снижается до 2%, то наблюдается существенное сокращение путешествий. Ухудшение политической обстановки также оказывает значимое негативное воздействие на развитие туризма.
Что касается современной России, то начиная с 2000-х гг. первый ощутимый удар отечественная туристская индустрия получила в 2008-2009 гг. в результате очередного мирового финансового кризиса.
Данный кризис внес ряд важных изменений в российскую индустрию туризма, в частности:
– спрос на путешествия не исчез, но трансформировался, сместившись на самые дорогие и самые дешевые туры;
– изменилось потребительское поведение туристов (увеличились покупки туров в последний момент), уменьшилась глубина продаж;
– был дан стимул для развития внутреннего туризма.
В 2014 году российский туристский рынок столкнулся с новым кризисом, который был вызван международными санкциями, падением цен на нефть и нестабильностью курса рубля. Этот кризис имел системный характер, требуя не просто антикризисных мер, а серьезных структурных преобразований во всей отрасли.
Как отмечают эксперты, в 2014 г. в нашей стране возникли сразу несколько видов рисков, которые представляли угрозу дальнейшему развитию туризма (геополитические, макроэкономические, финансовые). В результате на рынке значительно сократился выездной туристский поток из России, вновь произошла его переориентация на внутренние курорты .
Как мировой, так и российский опыт показывает, что спад в туризме имеет ограниченный характер. При этом численность обслуженных туристов восстанавливается быстрее, чем финансовые показатели, а рентабельность туристского бизнеса на определенный период снижается.
Устойчивость индустрии туризма в сложных обстоятельствах обусловлена эластичностью спроса на туристские услуги, постоянной потребностью современного потребителя в досуге и путешествиях. Так, скажем, если мы имеем дело с ухудшением экономической ситуации, то возрастает спрос на бюджетные туристские поездки. Если сталкиваемся с неблагоприятной политической обстановкой, то наблюдаем переориентацию туристских потоков в новые регионы и т.п.
1.2. Основные эпидемии и их роль в истории туризма
Эпидемии и другие проблемы, связанные со здоровьем людей, в наибольшей степени влияют на туристический сектор того региона, где произошел кризис.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Андриянова А. Как эпидемия коронавируса повлияла на сферу туризма [Электронный ресурс]. URL: https://www.biletik.aero/handbook/blog/kak-epidemiya-koronavirusa-povliyala-na-sferuturizma/
2. Багдасарян, В. Э. История туризма: учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
3. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма: учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько; под ред. Е.И. Богданова. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
4. Белякова М.Ю. Влияние пандемии covid-19 на состояние туризма и возможности его развития после прекращения пандемии // Россия и мир. Мировая экономика и международные отношения в эпоху многополярного мира: сборник научных статей. – СПб., 2020. – С. 14-20.
5. Борчаковская А.А. АНАЛИЗ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНОВИРУСА // Материалы всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов и молодых ученых. Майкопский государственный технологический университет. – 2021. – С. 115-118.
6. Буторов С. А. Пандемия COVID-19 и её влияние на мировую туристическую индустрию // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2020. – № 2 (94). – С. 116–125.
7. Веревичев И.И. Кризисы науки и кризисы цивилизации в эпоху ускорения научно-технического прогресса // Наука среди нас. 2– 019. №4(20). – С. 272–278.
8. Гончарова О.В., Халеева С.А. ВОЗРОЖДЕНИЕ ТУРИЗМА: МЕРЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ИНДУСТРИИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ // Университетские чтения – 2021. Материалы научно-методических чтений ПГУ. – 2021. – С. 141-146.
9. Джанджугазова Е.А., Первунин С.Н. Российский туризм: анатомия кризиса // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2015. №1. – С. 116–129.
10. Доступный, социальный и массовый туризм. Проблемы и перспективы развития в России. Монография. - М.: Университетская книга, 2016. - 504 c.
11. Евсеенкова Е.К. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ // Студенческий вестник. – 2021. – № 3-4 (148). – С. 6-8.
12. Иванова А. Как изменится туризм в Турции из-за коронавируса [Электронный ресурс]. URL: https://profi.travel/articles/45690/details
13. Ивлиева, О. В. Теория и практика экологического туризма: учебное пособие / О. В. Ивлиева; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. – 86 с.
14. Игнатьева, И. Ф. Организация туристской деятельности: учебник для вузов / И. Ф. Игнатьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 392 с.
15. Исследование российского рынка туристских услуг. – URL: http://marketing.rbc.ru
16. Истомина, Э. Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России: учебное пособие / Э. Г. Истомина, М. Г. Гришунькина; Рос. гос. гуманитары, ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Рос. гос. гуманитары, ун-т, 2019. – 288 с.
17. Италия почти полностью сняла все ограничения для туристов и граждан страны [Электронныйресурс]. URL: https://tourism.interfax.ru/news/articles/70549/
18. Как компании могут сократить убытки [Электронный ресурс]. URL: https://rbc/ru/business/13/03 /2020/5e6a5f039a7947302d6e5ae4
19. Каким путём пойдёт туриндустрия Китая после пандемии [Электронный ресурс]. URL: https://visitrussia.ru/news/kakim-putempoydet-turindustriya-kitaya-posle-pandemii
20. Коронавирус может лишить работы 50 миллионов человек в сфере туризма [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20200313/1568575417.html
21. Лутовинова Н.В., Смагин А.А., Чижикова В.В., Сошенко М.В., Бекбулатов Д.Р. // К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА ЭКОНОМИКУ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА – Инновации и инвестиции. – 2021. – № 9. – С. 55-57.
22. Макоева А.А. Восстановление туризма после пандемии, и каким он станет // – Интернаука. 2021. – № 35-1 (211). – С. 47-49.
23. Матюхина, Ю. А. Индустрия туризма учебное пособие / Ю. А. Матюхина. – 3-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 310 с.
24. Морозов, М. А. Экономика организации туризма: учебник для вузов / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 291 с.
25. Оборин М.С. Последствия влияния пандемии COVID-19 на мировой туризм // Сервис в России и за рубежом. – 2021. – Т.15. – №1. – С. 47–58.
26. Практика активного туризма учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. – Орел: МАБИВ, 2020. – 149 с.
27. Хлебникова, М. Л. Особенности управления туристическим бизнесом в условиях «идеального шторма» / М. Л. Хлебникова // Via scientiarum - Дорога знаний. – 2020. – № 2. – С. 74-78.
28. Шатульская Н.А. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА РОССИИ // Экономика и социум. – 2021. – № 2-2 (81). – С. 333-336.